Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz вышел из рейтинга zero.kz. Объясняем, почему

weproject.kz
weproject.kz
Эффективность работы медиа оценивалась по данным онлайн-счётчиков. Теперь это лишено смысла. Рассказываем, почему informburo.kz ушёл из Zero.kz.

Самые популярные бесплатные нерейтинговые сервисы статистики веб-сайтов – Google Analytics и "Яндекс.Метрика" – были созданы в 2005 и 2009 годах, соответственно. Но электронная коммерция в Казахстане появилась гораздо раньше. Даже с учётом того, что глобальные тренды доходят до нас через год-два, а то и все пять, в начале нулевых интернет-рынок уже существовал. Причём речь шла не только о торговле товарами и услугами, но и об онлайн-медиа.

Для того чтобы понять, правильно двигается бизнес или нет, чтобы выяснить, что надо поменять, оценить эффективность работы и, главное, показать эту эффективность потенциальному клиенту, нужен сервис, который собирал бы все данные. Этой цели служили такие ресурсы как, например, liveinternet.ru. Владелец сайта устанавливает код счётчика и получает данные по посещаемости страницы в день, месяц, год. Сколько обращений было всего, сколько из них уникальных, сколько пользователей на сайте прямо сейчас, какие страницы наиболее популярны у пользователей, из какого города они или страны и так далее. Кроме того, подобный счётчик – это внешний аудит эффективности сайта, позволявший рынку получить, скажем, более объективную картину (накрутки никто и по сей день, к сожалению, не отменял). Но все такие сервисы находились за пределами Казахстана.

Кто и зачем придумал zero.kz?

В 2002 году появился первый казахстанский сервис интернет-статистики – zero.kz. Он был создан потому, что, как уже было сказано, большая часть аналогичных продуктов находились не в Казахстане, а нужен был ресурс, который обсчитывал бы локальный интернет. Zero.kz был создан Александром Усковым из компании Neolabs при активном участии Дмитрия Зимина и Владимира Туреханова и долгое время был единственным сайтом статистики, на который ориентировался весь казахстанский рынок.

Интересный факт: название проекта – отсылка к творчеству Уильяма Гибсона (вторая часть трилогии "Растяжение" – роман "Граф ноль" (на английском – Count Zero). Название придумал Дмитрий Зимин, ветеран Казнета, один из создателей "Центра тяжести" и писатель-фантаст.

"Основная задача рейтинга, – говорит Александр Усков, – это первичное ознакомление рекламодателя с рынком и проверка данными рейтинга данных, которые получают рекламодатели со статистических систем, встроенных хоть в сайт-площадку, хоть в системы ротации рекламы, так как рейтинги обычно более защищены от накруток паразитным трафиком, чем статистические системы".


weproject.kz


Но любой рейтинг – это гонка, а когда речь идёт о связи позиции в рейтинге и прибыли, все средства хороши. И хотя разработчики уверяют, что обмануть zero.kz очень и очень сложно, это не значит, что рынок не пытался это сделать.

Сегодня к счётчику подключено более 9000 казахстанских сайтов самого разного масштаба и направлений – очень много. Это ли сказывается на работе сервиса, точно сказать могут только владельцы, однако отвечает он долго (иногда критически долго), что создаёт дополнительную нагрузку на общее время загрузки страницы. Это в свою очередь влияет на показатели скорости загрузки и время ответа скриптов сайта, на котором он установлен, и, как результат, влечёт за собой увеличение количества отказов пользователей и оказывает негативное влияние на ранжирование в поисковых системах.

Мало того, если на стороне zero.kz есть проблемы с доступностью/работой, это также влияет на доступность установивших его сайтов. Из-за этого всем приходится тратить больше денег на оптимизацию в поисковиках.

Ещё один важный момент – появление новых платформ, новых форматов и новых типов данных, которые теперь нужно учитывать при анализе эффективности сайта. "К сожалению, пока ещё Zero.kz (оптимальное решение для уровня 2013-2015 годов) не может обеспечить подсчёт посещаемости наших читателей и зрителей на других платформах; и тем самым рекламодатели, которые ориентируются на Zero.kz, получают необъективную картину о реальной аудитории сайтов", – писали на Nur.kz в сентябре 2017 года, объявляя о своем выходе из счётчика.

То есть данных, которые дает счетчик, недостаточно для качественного анализа аудитории, используемые им технологии, к сожалению, устарели, технические проблемы сайта сказываются на работе подключённых к нему ресурсов, а некоторые цифры отображались некорректно. Кроме того, существует как минимум пять статистических сервисов, которые могут представить более полную и корректную информацию – это Google Analytics (США), Chartbeat (США), Alexa Internet (США), Similarweb (Великобритания) и "Яндекс.Метрика" (Россия). При том что в Similarweb, например, большая часть данных открыта для публичного ознакомления.

Почему крупные игроки уходят из zero.kz?

Помимо технических проблем и появившихся (или вошедших в широкий оборот) с 2009 по 2013 год альтернативных сервисов, дающих более полную и корректную картину посещаемости, есть ещё одна причина, по которой всё больше ресурсов, вероятно, будут покидать счётчик. Дело в том, что исход уже начался – уроборос, перемены влекут другие перемены – и сейчас топ-10 самых посещаемых сайтов Казахстана согласно zero.kz не соответствует действительности.

Из счётчика ушли Nur.kz, gismeteo.kz, Kolesa|Krisha|Market, Tengrinews.kz, OLX, 365info.kz, ресурсы, входящие в число самых посещаемых в Казахстане по глобальным рейтингам (например, тот же SimilarWeb).

Почему из рейтинга ушёл Nur.kz

Куат Бахридинов, генеральный директор Nur.kz: "Причина выхода из Zero.kz проста: аудитория Nur.kz больше в два с половиной раза, чем её показывает счётчик. Вне поля зрения наших рекламодателей остаётся большая аудитория в социальных сетях и в наших приложениях. За последние пять лет аудитория стала потреблять контент по-другому. Десктопные решения, которыми пользуется поколение "Х", которое скоро перейдёт в поколение "Y", уже стали архаичны с точки зрения их использования. Новые технологии позволили интернету проникнуть не просто в квартиры, но и в карманы пользователей. И даже по скромным оценкам, проникновение интернета в Казахстане составляет более 11 миллионов человек. Причём цифра в зависимости от сегмента из года в год органично растёт на 10-20%. Счётчик Zero.kz близко не отражает реальные цифры".

По мнению Александра Ускова, уходят из рейтинга по двум причинам: "Основная причина в том, что площадка дорастает до уровня доверия рекламодателей, когда может позволить себе отказаться от внешнего аудита, которым и является рейтинг".

Почему из рейтинга ушёл Tengrinews.kz

"Tengrinews.kz долгое время занимает первую строчку в казахстанском рейтинге Zero.kz. Сейчас редакция приняла решение выйти из рейтинга, так как мы считаем, что методы подсчёта, к сожалению, не позволяют получить полную картину о ситуации в Казнете, а также порождают стремление у некоторых сайтов покупать трафик ради хорошей позиции в топе. Tengrinews.kz продолжит работу над тем, чтобы предоставлять читателям оперативный и качественный контент. Рекламодателям и другим заинтересованным лицам мы готовы предоставлять продвинутую статистику на основе данных Google Analytics и подобных сервисов", – писал Tengrinews.kz в августе 2018 года.

Вторая причина выхода сайтов из Zero.kz, по мнению Александра Ускова, в том, что команда того или иного проекта не может получить тот рост трафика, который был, к примеру, обещан инвестору, и поэтому уходит из публичного рейтинга. Однако такая постановка вопроса выглядит не очень убедительно, так как данные ресурса всё равно остаются в публичных рейтингах в России и за рубежом (конечно, статистика там имеет погрешности, но в целом она максимально приближена к реальному положению дел).

Почему из рейтинга ушёл 365info.kz

Николай Халабузарь, главный редактор 365info.kz: "С Zero.kz не работают лидеры Казнета, сайты с массовой аудиторией. За последние несколько лет от услуг счетчика отказались "Колеса", "Крыша", OLX – сайты, аудитория которых исчисляется сотнями тысяч человек. В сентябре 2017 года Zero.kz покинули Nur.kz и Gismeteo. Это означает, что счетчик замеряет довольно ограниченный сегмент Казнета и не дает объективной и полной картины популярности казахстанских сайтов. Чем больше интернет-ресурсов отказываются от Zero.kz, тем более субъективными и ограниченными становятся его показатели «популярности». Это понимают всё больше порталов. Так, летом 2017 года прошла встреча главных редакторов лидирующих интернет-СМИ, где обсуждалась возможность одновременного коллективного массового отказа от использования Zero.kz. Несмотря на то, что этого не произошло, тенденция понятна: Zero.kz не вызывает доверия у СМИ.

Декларируя равенство всех участников, разработчики Zero.kz тем не менее оказывают странные предпочтения для отдельных ресурсов. Если, например, сравнить показатели лидеров Казнета в британском счетчике Similarweb, то они будут разительно отличаться от показателей Zero.kz. В объективности Similarweb сомневаться не приходится — у владельцев этого программного инструмента из Великобритании нет особого интереса влиять на цифры и показатели. Подобные сервисы удалены от Казахстана, и не думаю, что у них есть коммерческий или иной интерес влиять на статистику. Учитывая, что они считают сайты по всему миру, было бы глупо рисковать репутацией ради подкрутки цифр для сайта из конкретной страны. Кроме того, они более совершенны в техническом смысле – Google, например, давно зарекомендовал себя как один из лидеров в области интернет-технологий. Да и в целом интернетчики США и Европы более продвинуты, нежели отечественные разработчики. Это факт. Так что для редакции надёжнее пользоваться услугами сервисов, которые давно отказались от алгоритмов и методов, еще используемых в счётчике Zero.kz"

Подводя итог, Informburo.kz выходит из рейтинга zero.kz, так как он:

1) не даёт всех необходимых нам данных для анализа аудитории: он замеряет клики, а не прочтения, то есть не отражает качественные показатели, что приводит к гонке за мифическими просмотрами, а просмотры на самом деле – не главный показатель качества взаимодействия с аудиторией;

2) на наш взгляд устарел с технической точки зрения;

3) мешает скорости загрузки страниц, что влияет на ранжирование нашего сайта в поисковых системах (к этому настороженно относится даже Facebook);

4) показывает искажённые данные по лидерам рынка, так как лидеры его за последние два года покинули.

Zero.kz много сделал для рынка. Например, дал рекламодателям важные ориентиры по работе площадок, и за эти площадки (в частности, конкретно мы) благодарны команде Neolabs и лично Александру Ускову, однако настало время делать следующий шаг. Порог доверия своих читателей и партнёров мы давно перешагнули.

Важно: после выхода из zero.kz раз в квартал мы будем делиться статистикой по посещаемости informburo.kz и исследованиями предпочтений аудитории.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров