Прямой эфир Новости спорта

Светлана Романовская: "Пока я не была депутатом, к моей работе очень хорошо относились"

Фото Герарда Ставрианиди
Фото Герарда Ставрианиди
Субъекты туристического бизнеса пока не могут договориться, как сделать отрасль менее рискованной. Сходятся в одном: нынешнее законодательство не в состоянии избавить туркомпании от банкротства, а туристов - от выселения из отелей, и его нужно корректировать. Депутат мажилиса Светлана Романовская рассказала informburo.kz о разных подходах к решению проблемы, о возможном сговоре между казахстанскими и турецкими туроператорами, о появлении у Travelsystem фирмы-"двойняшки" и о том, почему так много критики звучит в её адрес.

Казахстанский туризм: лебедь, рак и щука

- Ситуация сейчас действительно непростая. Самое главное, нет единого мнения о том, куда двигаться дальше. Страховые компании заявили, что будут отказываться от своих лицензий на страхование турагентств. Ассоциация туристических агентств Казахстана предлагает страховать не туроператоров, а самих туристов. Турагентства подсчитывают убытки и никак не могут договориться с туроператорами о том, что и как нужно изменить в законодательстве. Пока ситуация напоминает иллюстрацию басни "Лебедь, рак и щука", мы не добьёмся снижения рисков в этом секторе. Более того, он может просто завалиться. Если страховые компании начнут массово отказываться от лицензий, то есть перестанут страховать туризм, работа туркомпаний будет попросту остановлена. Они не имеют права работать без страховки.

- Но и сейчас многие туристы покупают туры в Интернете, минуя турагентов.

- Это новый тренд, так откликнулся на события клиент. А зачем ему платить за услуги компаний, которые работают в зоне высокого риска? Кстати, туристический бизнес - это около 100 тысяч рабочих мест. Не будет их - не будет и налогов.

Был ли сговор?

- Недавно выяснились новые подробности деятельности Travelsystem. Вы сказали, что накануне краха этой компании от неё, по сути, отпочковалась фирма-"двойняшка".

- Насколько нам известно, в этой фирме (не буду пока её называть) тот же директор, что и в Travelsystem, они находятся в одном здании, весь коллектив полностью перешёл туда. Более того, у людей есть документы, в которых сказано, что договор заключали с одной компанией, а платили другой.

Эта фирма осуществляла свою деятельность с 1 марта. Поэтому можно предположить, что ещё тогда практически была подготовлена платформа для обвала со 2 на 3 июня. В июне учредитель уехал, а компания осталась. И она, по поступающим к нам данным, как работала, так и продолжает работать.

Я подготовила заявление в Генпрокуратуру о проверке законности деятельности этой фирмы, и как только получу ответ на него - сообщу о результатах проверки. Если там всё нормально, тоже сообщу. Также я подготовила запрос в Национальный банк. Суть его такова: если страховые компании продолжат отказываться от лицензий обязательного страхования ГПО в туристском бизнесе, то рынок этот развалится. Я хочу узнать, какие действия планирует предпринять в связи с этим Нацбанк.

- А почему появилось подозрение о мошенническом сговоре между казахстанскими и турецкими операторами при раннем бронировании?

 - Турецкая сторона - встречающая - знала о проблемах Хвана, но не прекращала отношений с ним. Он брал "СКАТовские" деньги, покупал на них билеты у "Эйр Астаны", а турецкая компания, получается, молчала и ждала. Если это не сговор, то что? Почему турецкая компания не требовала своевременной оплаты? Если бы она это делала, то, возможно, ущерб был бы гораздо меньше. А сейчас, по информации Ассоциации турагентств Казахстана, он составляет около 4 миллионов долларов.

Во всех этих вопросах нужно тщательно разбираться, поэтому мы проводим встречи с участниками рынка и будем собираться с ними ещё не раз. Они должны чувствовать, что их слышат, что им готовы помогать. Правда, ваши коллеги обвинили меня в том, что я этой темой предвыборный электорат начала завлекать. Если так рассуждать, так я последние 20 лет каждый день в Парламент стремилась. Я же и прошлом, и в позапрошлом году поднимала эти вопросы.

Никто не хочет быть волонтёром

- За последнюю неделю вас много в чём обвинили. К примеру, что зарабатываете на тренингах и мастер-классах. А как это стыкуется с парламентской деятельностью? Насколько это законно?

- Во-первых, эти тренинги являются преподавательской деятельностью, и она депутатам не запрещена. Во-вторых, я уже более 20 лет содержу Лигу потребителей, сейчас к этому добавился ещё и Единый центр медиации и миротворчества. Но этим делам я посвящаю свои выходные, чему есть куча свидетелей. Что касается денег, то я вас уверяю, их тут совсем немного. Зато расходов выше крыши. Вот давайте по порядку.

В Лиге работает 10 оплачиваемых специалистов, среди которых юристы, бухгалтер. Они же работают и на медицинском проекте. Это наш единственный маленький госсоцзаказ. Уже почти два года в рамках этого проекта я езжу по регионам Казахстана и провожу тренинги для медработников, учу их, как избегать конфликтов с пациентами, как решать различные проблемы и так далее. В проекте предусмотрено всего два человека, которые готовят тренинги, делают раздаточный материал. Они же отвечают на вопросы, которые задают на портале и получают за это совершенно небольшие деньги.

Но в любой некоммерческой, и тем более коммерческой организации люди должны получать зарплату - хотим мы того или нет. Если вы пришли в обыкновенную адвокатскую контору, никто не будет бесплатно вас консультировать. А у них тоже некоммерческий вид деятельности. Никто не хочет быть волонтёром!  

Кроме того, офис надо содержать, чистоту в нём поддерживать, связь оплачивать. Лига за это всё платит, потому что всё стоит денег. Кроме того, на портале есть "книга жалоб", работают телефоны горячей линии, бесплатные юридические консультации. И работу всех этих людей нужно оплачивать. К слову, недавно по моему настоянию у нас провели аудит, его делала сторонняя организация. В  заключении написано, кто получает и в каком количестве, но Светланы Романовской вы в этом списке не найдёте.

- Вы действительно консультируете только после уплаты членского взноса?

- Начнём с того, что малоимущие и многодетные граждане, пенсионеры, студенты - все социально уязвимые - по предъявлению удостоверения у нас консультируются бесплатно. Мало того, мы их в члены Лиги тоже бесплатно принимаем.

- Членский взнос – это сколько?

- 15 тысяч тенге в год или 1200 тенге в месяц. За эти деньги вы имеете право на бесплатные юридические консультации в течение года. Вас обсчитали - вы тут же можете позвонить и спросить, как себя вести. Вас проконсультируют. Даже с сотового телефона можете позвонить, для вас это бесплатно будет.

- А что за история со знаком качества "Безупречный"?

- СМИ написали, что его можно получить за 5-15 тысяч долларов. Всё переврали! Этот знак присваивается на безвозмездной основе, и купить его никак нельзя. Если бы мы его продавали, у нас бы тут очередь уже стояла. Деньги мы собираем на проведение церемонии награждения победителей, концертную программу. У любого концерта всегда есть спонсор, и тут нет ничего противозаконного. Но за последние 10 лет не нашлось ни одного спонсора, поэтому те, кто хочет участвовать, платят. Программа плюс видео- и фотосъёмка, позолоченная статуэтка, цветы, информационное продвижение в течение года, участие в церемонии награждения – это всё 500 тысяч тенге стоит. Но, повторяю, эта сумма не идёт мне в карман, она идёт на организацию мероприятия. Бесплатно ж мне никто это не организует.

Кстати, участие в церемонии – дело добровольное. Сама статуэтка тоже. Желает победитель её выкупить, может выкупить. Не хочет – это минус её стоимость, отказался от участия от  церемонии – тоже минус. И никто никого туда не зазывает, за шкирку не тащит и не говорит: участвуй! Это вопрос престижа.

Пишите письма депутатам

А вообще я считаю, что добросовестного предпринимателя формирует грамотный потребитель. Потому что дитя не плачет – мать не разумеет. Именно поэтому я лоббирую обязательное потребительское образование в школах. Я также инициировала разработку нового закона о защите прав потребителей и являюсь одним из разработчиков законопроекта об общественном контроле, благо в Парламенте есть такая возможность.

Но знаете, в чём парадокс? Пока я не была депутатом, ко мне, к моей работе очень хорошо относились. А как только получила мандат, словно всё с ног на голову перевернулось. Постоянно какие-то уколы, придирки, осуждение. Возможно, это показатель того, как у нас в стране в целом относятся к политикам. А может быть, люди просто злятся?

Когда я говорю, что та или иная компания нарушает права, когда озвучиваю депутатские запросы, я задеваю чьи-то коммерческие интересы. И когда я прошу прокуратуру проверить какие-то факты, я иду на риск и понимаю это. Но такова особенность работы в депутатском корпусе, тем более что я вхожу в комитет по законодательству и судебно-правовой реформе.

Имидж у депутатов сегодня, как будто мы нелюди какие-то! А мы живём теми же проблемами. Так же переживаем по поводу пенсионной реформы, отмены школьных обедов или выселения наших туристов из отелей. Так что чаще обращайтесь к депутатам со своими чаяниями. Просто пишете письмо, на конверте указываете: "Астана, Мажилис Парламента, депутату такому-то" и отправляете. Конечно, в деятельность судов мы не имеем права вмешиваться, но все ваши жалобы, предложения, поправки к законам мы внимательно изучаем и принимаем к сведению.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров