Прямой эфир Новости спорта

Хитрые мины под "ядерной сделкой" Запада с Ираном

Фото Reuters
Фото Reuters
Во вторник 14 июля весь мир облетела сенсационная новость: после двухнедельных переговоров в Вене, наконец-то, поставлена точка в многолетнем споре по вопросу развития иранской ядерной программы. Заключённую "ядерную сделку" многочисленные политики тут же окрестили "исторической", не замечая множества подводных течений, которые могут поставить на достигнутом соглашении жирный крест. Отсюда подозрения в большой геополитической игре, что развивается на наших глазах.

Уже 15 июля американские, европейские и израильские СМИ опубликовали полный текст достигнутых соглашений в столице Австрии. Согласно "ядерной сделке", которую подписали министры иностранных дел стран - постоянных членов Совбеза ООН, Германии, Евросоюза и Ирана, Тегеран обязался не разрабатывать и не приобретать ядерное оружие в обмен на полное снятие всех международных санкций, которые впервые были наложены на него в конце 2006 года. При этом договаривающиеся стороны решили, что контролировать соблюдение венского соглашения будет специальная Надзорная комиссия, состоящая из 8 человек, представляющих интересы стран-участниц переговорного процесса.

Иезуитское голосование

На первый взгляд, всё выглядит вполне честно, если только не вникать в нюансы этого "исторического" соглашения. На самом же деле мины замедленного действия, способные в мгновения ока разрушить все достигнутые договорённости, встречаются в нём чуть ли не на каждом шагу. Взять, к примеру, принцип рассмотрения Надзорной комиссией спорных случаев и конфликтных ситуаций. Если в течение недели члены комиссии не находят решения, устраивающие все стороны без исключения, в соответствии с подписанной "ядерной сделкой" автоматически срабатывает механизм голосования. По его итогам появляется предписание, обязательное для исполнения иранской стороной. Вот здесь и проглядываются очертания одного из "подрывных устройств" под венское соглашением, о котором западные политики предпочитают не упоминать. Дело в том, что предписание будет считаться принятым, если за него проголосуют 5 из 8 членов Надзорной комиссии. То есть, Тегеран автоматически оказывается в полной зависимости от позиции США и Европейского Союза, поскольку даже голоса традиционно поддерживающих его России и Китая по итогам голосования Надзорной комиссии исправить ситуацию никак не смогут.


В соответствии с "ядерной сделкой" Иран должен стать послушным

Фото с сайта politeka.net
В соответствии с "ядерной сделкой" Иран должен стать послушным

Не хочешь - заставим

На этом сюрпризы от наблюдающего за неукоснительным исполнением условий "ядерной сделки" органа не заканчиваются. Каждый из членов Надзорной комиссии, за исключением, естественно, представителя Ирана, имеет право вынести на общее рассмотрение свои подозрения о вероятных нарушениях иранской стороной подписанных соглашений. И если в течение 65 дней "смотрители" не сумеют найти удовлетворяющее подавшего жалобу члена комиссии решение, страна, которую он представляет, может возобновить свои санкции против Ирана. Нетрудно догадаться, какие страны чаще всего будут использовать этот приём, особенно когда в Иран зачастят инспекторы МАГАТЭ.

Отказать инспектору МАГАТЭ практически невозможно, иначе Ирану напомнят о санкциях.

И царь, и бог

Кстати, инспектирование сотрудниками МАГАТЭ территории Ирана является одним из ключевых пунктов "ядерной сделки". В подписанном соглашении особо подчёркивается, что инспекторы Международного агентства по атомной энергии получают возможность доступа на любой объект в Иране. Тегеран, правда, имеет право отказать представителю МАГАТЭ в посещении, например, военной базы, предоставив мотивированные объяснения. Однако если отказ по каким-либо причинам не устроит инспектора, в течение последующих 24 дней иранская сторона всё равно обязана разрешить проверку попавшего под подозрения объекта. В противном случае разговор в очередной раз зайдёт о возобновлении санкций, тема которых, кстати, красной нитью проходит через всю подписанную в Вене сделку. Соответственно, политика открытости Ирана должна сильно понравиться и МАГАТЭ, и стоящим за его спиной Соединённым Штатам и Европейскому Союзу. Иначе иранская сторона будет по-прежнему терять от 4 до 5 млрд долларов в месяц. А сделать Исламской Республике Иран, которая после революции 1979 года фактически закрылась от внешнего мира, предстоит немало.

Инспекторы МАГАТЭ намерены тщательно проверить минимум 12 объектов иранской ядерной программы
Фото с сайта haaretz.com
Инспекторы МАГАТЭ намерены тщательно проверить минимум 12 объектов иранской ядерной программы

Три особые даты

Во-первых, Тегеран до 15 августа 2015 года обязан в письменном виде предоставить Агентству по атомной энергии полную информацию о военных разработках в рамках своей ядерной программы. Что уже выглядит маловероятным, поскольку на протяжении всех прошедших лет конфронтации с Соединёнными Штатами Иран говорил об исключительно мирном характере своих ядерных исследований.

Во-вторых, иранские власти до 15 октября 2015 года должны разрешить инспекторам МАГАТЭ  провести комплексные исследования на военном объекте в 30 км от Тегерана - городе Парчин - где, по мнению США, проводились эксперименты, связанные с изготовлением ядерного оружия. Информация о том, что иранские военные якобы получили в своё распоряжение полусферы из металлического урана, необходимые для производства атомной бомбы, поступила американцам именно оттуда. При этом подозрения США до сих пор основываются на том факте, что власти Ирана с 2005 года категорически отказывались пускать туда представителей Агентства по атомной энергии, ссылаясь на то, что в Парчине расположены предприятия военного назначения, ничего общего не имеющие с ядерной программой. Теперь же, если Тегеран хочет добиться снятия санкций, сделать это он будет обязан.

Объект особо пристального внимания в городе Парчин
Фото с сайта atomic-energy.ru
Объект особо пристального внимания в городе Парчин

Ключевой же датой в "ядерной сделке" с Ираном считается 15 декабря 2015 года, когда МАГАТЭ опубликует доклад о беспрекословном выполнении Ираном взятых на себя обязательств. И если он будет положительным, большая часть международных санкций с Исламской Республики Иран в начале 2016 года могут быть сняты.

Впрочем, далеко не факт, что в последующем наблюдаемая ныне эйфория от подписанной ныне сделки не будет испорчена каким-нибудь "плохим поведением" Ирана или союзных ему России и Китая. Нельзя забывать, что речь идёт о большой политике, где симпатия может смениться на антипатию в течение буквально одного дня.  Особенно если учесть, что подписанные в Вене соглашения в общей сложности рассчитаны на срок в 25 лет, за которые мир способен измениться до неузнаваемости.

Ирану разрешили оставить только старые центрифуги производства США

Запад аплодирует, Иран обещает

Пока же страны Запада аплодируют Ирану за его согласие в течение первых 15 лет отказаться от производства ядерного оружия и передать на хранение МАГАТЭ 13 тысяч из 19 тысяч имеющихся у него газовых центрифуг, способных обогащать уран. Оставшиеся 6 тысяч устройств, представляют собой устаревшие модели образца 50-60-х годов, которые были поставлены Ирану… Соединёнными Штатами ещё при шахском режиме в рамках утверждённой президентом США Дуайтом Эйзенхауэром программы "Атом для мира".

Газовые центрифуги IR-1 появились в Иране ещё в конце 50-ых годов
Фото с сайта wikipedia.org
Газовые центрифуги IR-1 появились в Иране ещё в конце 50-х годов

Неожиданно для всех согласился Иран ограничить до 300 килограммов и получение обогащённого урана уровня в 3,67%. Хотя, по мнению МАГАТЭ, один только комбинат в городе Фордо якобы уже в 2012 году способен был производить 43 кг обогащённого на 20% урана. Теперь же, в случае вступления в силу "ядерной сделки", Тегеран обязан "разбавить" часть своего обогащённого урана до естественного уровня. А всё остальное продать или обменять на обычный уран на международном рынке. В этом пункте, кстати, упоминается и Казахстан, куда Агентство по атомной энергии рекомендует Ирану продавать излишки своего обогащённого урана в создаваемый Банк ядерного топлива (БЯТ).

В соответствии с "ядерной сделкой" Казахстан может рассчитывать на поступление иранского обогащённого урана в течение 25 лет.

Не удивительно, что официальная Астана горячо приветствовала подписание с Ираном "ядерной сделки", поскольку выполнение сторонами своих обязательств гарантирует Казахстану постоянное поступление определённых финансовых средств. Ведь согласно принятым в Вене соглашениям, в течение предстоящих 25 лет МАГАТЭ будет контролировать в Иране не только производство центрифуг и запчастей к ним, но и внимательно следить за работой урановых рудников и получением уранового сырья, идущего на нужды развивающейся там атомной промышленности. 

У каждого своя победа

Дело в том, что при просмотре передовиц американских и иранских изданий сразу же можно заметить плохо завуалированное разночтение подписанной в Вене "ядерной сделки", где каждая из сторон заявляет в своей безусловной победе над неким злом. Американские СМИ делают это достаточно тонко, отмечая, что Барак Обама, чуть ли не поставивший на колени строптивый Тегеран, сделает всё возможное, чтобы "помочь создать импульс внутри Ирана для отказа от радикализма в сторону больших связей с Западом". Ради чего Обама даже готов наложить вето на возможное решение Конгресса США отказаться от сделки с Ираном. Зато иранская пресса рубит правду-матку в буквальном смысле наотмашь: "Иран доказал, что никогда не станет на колени перед давлением извне, а Запад признаёт только грубую силу", - публикует статью оманского журналиста из газеты "Аль-Ватан" под странным именем Drsrmgalh иранское информационное агентство IRNA. "Иран заслуживает громких побед и больших полномочий", - приводит слова известного ливанского политика Мишеля Ауна главное издание Ирана, как пример  признания успеха иранской стороны на переговорах в Вене.

В Иране восприняли "ядерную сделку", как победу своей страны
Фото с сайта businessinsider.com
В Иране восприняли "ядерную сделку", как победу своей страны

Здесь рычаг, там контроль

С геополитической точки зрения правы и американцы, и иранцы. Соединённые Штаты, получив через "ядерную сделку" рычаги давления на Иран, отодвигая в сторону Россию и Китай, имеют возможность не только вернуться в иранскую ядерную программу, где они доминировали вплоть до Исламской революции 1979 года, но и приобрести в лице Тегерана относительно надёжного союзника в борьбе с террористической группировкой ИГИЛ. Кроме того, Вашингтон, а вместе с ним и его европейские партнёры, благодаря "дружбе" с Ираном смогут в нужный момент приструнить всё чаще появляющиеся претензии к ним со стороны Израиля и Саудовской Аравии, которые уже подвергли жёсткой критике "ядерную сделку", назвав её "ужасающей ошибкой". Израилю однозначно не понравится возможный намёк американцев на досрочное снятие санкций на поставку вооружений Тегерану за его  "хорошее поведение", тогда как саудиты вряд ли придут в восторг в случае, если Ирану дадут возможность возвратиться со своей нефтью и газом на мировые рынки.

Экономику Ирана вполне устраивает цена нефти в пределах 40 долларов за баррель.

Турцию - в сторону, Россию - побоку

Множество плюсов от "ядерной сделки" получает и Тегеран. Главная его победа в том, что мировое сообщество признало за ним право развивать собственную атомную промышленность. Учитывая, что Иран располагает тремя очень крупными месторождениями урана на юге страны в Бендер-Аббасе, Саганде и Ардакане, он в случае успешного развития своей ядерной программы получает возможность отправлять на экспорт большую часть своих весьма востребованных на мировом рынке углеводородов, которые отличаются очень высоким качеством. Иран относится к числу тех стран-экспортёров, которых вполне устраивает цена нефти в 40 долларов за бочку. Хрупкая дружба с Западом позволяет Тегерану решить и застарелый вопрос с запретом деятельности на территории США и Европы исламской социалистической организации "Моджахеддин-э Халк", которая на протяжении уже нескольких десятилетий весьма успешно тревожит покой иранского Верховного духовенства. Наконец, вместе со снятием санкций Исламская Республика, будучи 19-й экономикой мира, сможет претендовать на роль ведущей региональной державы на Среднем Востоке и в Центральной Азии. В этом случае в сторону будут отодвинуты не только Казахстан с Азербайджаном, которые сразу же почувствуют на себе появление на рынке одних только иранских углеводородов, но и Турция с Россией.

Пока духовным лидером Ирана является Аятолла Сейид Али Хаменеи, "ядерной сделке" почти ничто не угрожает
Фото с сайта ahlalbayt.by
Пока духовным лидером Ирана является Аятолла Сейид Али Хаменеи, "ядерной сделке" почти ничто не угрожает

Ничто не вечно под луной

Другое дело, что 25 лет, на которые рассчитана "ядерная сделка", - слишком большой срок. А ситуация на Ближнем и Среднем Востоке уже несколько десятилетий стабильностью как-то не отличается. К тому же в самом Иране достаточно сильны антиамериканские и антиизраильские настроения. Враждебно относятся к ИРИ и в Саудовской Аравии, которая видит в Иране прямую угрозу своим интересам в регионе, всё чаще заявляя о своём желании обладать собственным ядерным оружием. По этой причине нельзя быть уверенным, что в случае очередной эскалации напряжения на Ближнем Востоке власть в Иране не поменяется. Вместо Али Хаменеи, поддерживающего команду реформаторов президента Хасана, на пост высшего руководителя страны может запросто прийти человек, придерживающийся взглядов предыдущего президента Ирана - Махмуда Ахмадинежада. И тогда все политические мины замедленного действия, о которых говорилось выше, могут начать взрываться одна за другой. А от нынешней большой игры останутся лишь воспоминания.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров