Как и у всякого школьника 80-х, в числе культовых фильмов у меня "Гостья из будущего". Режиссёр и одновременно один из соавторов "Земли будущего" Брэд Берд много старше, да и вообще он из другого мира, но, кажется, советский мини-сериал 1984 года по книге Кира Булычёва мимо него не прошёл.

Напомню молодым и, может быть, даже юным читателям. Ученик 6 "В" класса 20-й московской школы Коля Герасимов, отправившись вслед за таинственной незнакомкой, оказывается в старом заброшенном доме, в подвале которого он обнаруживает машину времени, отправляется в будущее, где знакомится с романтично настроенным биороботом и прекрасной девочкой, а потом противостоит космическим пиратам.

У Берда в "Земле будущего" тинейджер-вундеркинд, вследствие ей одной известных причин пытающаяся предотвратить демонтаж стартовой площадки на мысе Канаверел, получает благодаря девочке-биороботу значок-пропуск в мир завтрашнего дня, на пути в который ей предстоит столкнуться с массой опасностей.

Но дело, разумеется, не в совпадениях сюжета и персонажей (тут различий более чем достаточно), а в деталях, атмосфере и общем настрое. Посыл "Не отступай и не сдавайся, мечтай, будь оптимистом, строй счастливое будущее" вкупе с паточной финальной сценой, которая запросто могла бы стать промо-роликом программы "Казахстан-2050", приводят к тому, что на выходе из зала запеваешь: "Я клянусь, что стану чище и добрее и в беде не брошу друга никогда!"

Одна из главных характеристик, выдаваемых Берду афишей его нового фильма, - "От режиссера "Миссия невыполнима: протокол "Фантом". Но если вы думаете, что в "Земле будущего" есть хоть сколько-нибудь захватывающий экшен, то напрасно. И самое время вспомнить, что Берд – это, скорее, "Суперсемейка" и "Рататуй", чем приключения агента Итана Ханта, где Берд был не творцом, а приглашённым ремесленником. Но даже до уровня анимационной "Суперсемейки" десятилетней давности по динамике и экшену игровая "Земля будущего" не дотягивает – настолько, что рейтинг "БА" (просмотр разрешён с 12 лет) выглядит не как возрастное ограничение, а как потолок.

"Земля будущего" и по смыслу-то фильм для младшего школьного возраста, однако, нотки инфантилизма и старомодности зачем-то добавлены в исполнение: передовые биомеханизмы двигаются с походкой немногим лучшей, чем у несчастного робота Вертера, бластеры Крыса и Весельчака У тридцать лет назад выглядели грознее, а гибель от их лучей разыгрывалась трагичнее, чем нынешнее мгновенное обращение в пыль. Впрочем, это давнишняя беда диснеевских блокбастеров: наличие крови на экране автоматически повышает возрастное ограничение, что Disney себе позволить не может, поэтому смерть в фильмах этой студии всегда быстра, легка и бескровна – при случае обратите внимание.

Побочный эффект проглядывающейся олдскульности – ощущение дешевизны, что для Disney как раз таки нонсенс. При просмотре не раз и не два возникает мысль, что вот тут сэкономили, там подсократили бюджет и, судя по диалогам и фатальной недостаче юмора, в сценаристов тоже не особо вложились.

Зачем в эту детскую сказку о надежде и добре затащили двух замечательных актёров Хью Лори и Джорджа Клуни, не очень понятно. Тем более играть им там почти что нечего, и даже ключевой по замыслу монолог неудавшегося злодея, а в большей степени гения, превратившегося в мизантропа, даётся Лори с интонациями не доктора Хауса, а больше недотёпы Вустера. Клуни с материалом повезло чуть больше, но и его в самой трогательной сцене более чем двухчасового фильма начисто переигрывает 13-летняя англичанка Раффи Кэссиди. На ней, по сути, всё актёрство в "Земле будущего" и держится – ну не на Бритт Робертсон ведь, право слово. 25-летняя актриса, чей 2015 год явно задался (в прокате до сих пор идёт фильм "Дальняя дорога" с Робертсон), играет формально главную героиню – ту самую тинейджера-вундеркинда, которой, по внешним данным, давно пора замуж, а она какого-то лешего лазает по космодромам. При этом, судя по диалогам, героиня Бритт Кэйси Ньютон, несмотря на результаты теста Лобачевского-Зильбермана, далеко не самая сообразительная в компании.

Будь мне лет восемь, ну, хорошо, десять – наверное, я бы зафанател от "Земли будущего". Но у меня, напомню, есть "Гостья из будущего". Хотя для детишек это, наверное, полезное кино – в конце концов, идеи в него заложены правильные.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter