ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" VS акимат Алматы

Зелёные жилеты с надписью "Алматы паркинг" появились в Алматы шесть лет назад. Тогда городской акимат с гордостью заявил, что теперь проблема с парковками будет решена. В проект по оснащению южной столицы комфортными парковочными местами с соответствующей разметкой, видеокамерами и обученными парковщиками акимат намеревался вложить не один миллион тенге. За образец взяли парковочную схему столицы Хорватии Загреба. По этому случаю в декабре 2009 года к нам даже прилетали загребские специалисты, готовые вложить в казахстанский проект 10 млн евро. Однако после переговоров стало ясно, что внедрить европейский опыт в казахстанскую реальность невозможно. Созданное на тот момент государственное коммунальное предприятие "Алматы паркинг", отвечавшее за создание парковок, не владело ни одним сантиметром земли. Более того, земельные участки под парковки не были переданы предприятию в аренду.

Загребчане развели руками: "Как мы вам передадим миллионы, если у вас даже земли своей нет? Нет земли - нет денег". На том и разошлись. А Бахытжан Доспанов, возглавлявший тогда аппарат акима города, после сорвавшейся сделки заявил, что часть земель будет передана в собственность ГКП "Алматы паркинг". Прошло шесть лет. Землю ни в собственность, ни в аренду не передали. ГКП "Алматы паркинг" уже успело сменить свой государственный статус на товарищество и даже изменить название. Теперь это частная компания ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис". В каких связях она находится с алматинским акиматом и дорожной полицией, не знает никто. Даже в самом акимате.И что теперь с ней делать - в акимате тоже не представляют.

Тем не менее, парковщики в зелёных жилетах с надписью "Алматы паркинг" регулярно сдирают с водителей от 50 до 200 тенге за стоянку в городе и даже выдают фискальные чеки несуществующей компании.

Любишь свою машину – плати

"Мы устали уже объяснять алматинцам, что они не обязаны платить за парковку. Сколько ещё и на каком языке надо говорить и объяснять, что плата за парковку - дело добровольное. Может быть, вы сможете донести до читателей, что не надо никому платить. Тем более, что ответственность за вашу машину никто не несёт", - объяснил в эксклюзивной беседе informburo.kz руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Алматы Еркебулан Оразалин.

Тем не менее, водители платят. Возмущаются, но платят.


Парковщик требует оплаты с каждого водителя

Фото Олега Спивака
Парковщик требует оплаты с каждого водителя

В этом есть и доля вины акимата. Именно с их лёгкой руки шесть лет назад была внедрена система платных парковок в Алматы. Сегодня акимат просит за парковку никому не платить. Но водители то ли по инерции, то ли опасаясь, что им испортят машину, отдают 100 тенге парковщику. Легче заплатить и уехать, чем обнаружить царапину на кузове уже во дворе своего дома. Среди водителей ходят слухи о некоем сговоре между парковщиками. Водителям, пожалевшим отдать 100 тенге, могут поцарапать машину. Об этом руководитель управления природных ресурсов и регулирования природопользования алматинского акимата Еркебулан Оразалин не знает. Но на вопрос о том, кто сейчас отвечает за парковки и вообще, как всё это регулируется и кому принадлежит, ответил расплывчато и неуверенно:

"Когда КГП "Алматы паркинг" создавали, меня здесь не было. Я вообще не в курсе, для чего эта компания была создана. Сейчас очень, очень много вопросов и проблем с этой компанией. И вообще с парковками в городе. Мы постепенно будем с этим разбираться. В этом году, в следующем. Но не сразу. Это надо с ГАИ вопрос решать. Будем вникать".


Такие паркоматы установленны в Алматы
Фото Олега Спивака
Такие паркоматы установленны в Алматы


Паркоматы вне закона

Оказалось, что у ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" кроме сбора денег за парковки в городе есть ряд других обязанностей. Вот только каких - собеседник сказать не смог. В самой компании продолжают хранить молчание. Директор ТОО Саин Утегалиев закрылся от журналистов стеной постоянных очень важных дел, совещаний и встреч. За месяц у него не нашлось и 10 минут на беседу, даже телефонную. Видимо, организация алматинских парковок и ещё целый список неотложных обязанностей отнимает у Саина Утегалиева всё время. Таких, как, например, установка паркоматов. Ещё одна проблема водителей, которая по сути сейчас также находится вне закона - в июле 2012 года акимат Алматы провёл тендер на создание платных парковок тротуарного типа в центре города.

По результатам тендера две компании получили 42 участка из 155, которые должны были оснастить паркоматами, камерами видеонаблюдения и разметкой. Важная часть этого договора касалась взаимоотношений с акиматом Алматы: компании за три года должны были отбить свои инвестиции.

"А вот по истечении трёх лет, после того как они отработают на себя, передать всё это оборудование акимату города. Но, опять же, оплата в паркоматах тоже сейчас по желанию. Я хотел бы сказать, что платить сейчас в паркомат - тоже дело добровольное. И тоже надо донести до населения. Проблему с этими паркоматами мы тоже будем решать постепенно", - говорит Еркебулан Оразалин

Первый паркомат был установлен в 2013 году на пересечении улиц Казыбек би и Фурманова. Из запланированных 42 на сегодняшний день работают 9. И тех днём с огнём не найти. Кстати, тот паркомат, что стоит по улице Зенкова в районе Зелёного базара обслуживается парковщиками без каких-либо опознавательных  знаков. Молодые люди ходят с мобильными телефонами и фотографируют госномера припаркованных автомобилей, предупреждая, что в случае неоплаты данные будут переданы в полицию.


Пока за неоплату в паркоматах штрафов не выписывают. Хотя парковщики именно этим и запугивают водителей. Они фотографируют на мобильный телефон госномер автомобиля и грозят в случае неоплаты передать данные в дорожную полицию. Это обман. В дорожной полиции схема ещё не отрегулирована. Еркебулан Оразалин утверждает, что этот вопрос только прорабатывается и будет решён не раньше следующего года.

Мы не знаем,что нам делать

Ликвидировать парковки и разорвать отношения с ТОО "Алматы спецтехпаркинг сервис" акимат не может. Или не хочет? Или есть некий тайный договор с дорожной полицией, о котором сотрудники акимата рассказывать не имеют права? По этому договору за "Алматы спецтехпаркинг сервис" закреплены 70 парковок. На них официально должны находится парковщики в зелёных жилетах и помогать без происшествий заезжать-выезжать водителям. Но денег с них не брать! Что делать с этими парковками и кому их передать в будущем, в акимате пока думают. Это государственная земля и передавать их в частные руки никто не собирается.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter