Прямой эфир Новости спорта

Гинтарас Кацявичус: пациенты должны чувствовать себя клиентами, а не бедными родственниками

фото из свободных источников
фото из свободных источников
С внедрением обязательного медицинского страхования в Казахстане нельзя затягивать, считает исполняющий обязанности генерального директора Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) Литвы Гинтарас Кацявичус, приглашённый Республиканским центром развития здравоохранения в качестве консультанта по медстрахованию. А совершенствовать эту систему, по его мнению, можно тогда, когда она начнёт работать. В пример он приводит литовскую модель медстрахования.

Гинтарас Кацявичус
Гинтарас Кацявичус
Фото: предоставлено РЦРЗ

– Господин Кацявичус, как давно в Литве существует система медицинского страхования?

– С 1997 года. Несмотря на то, что скоро будет 18 лет, система всё ещё подвергается изменениям и поправкам. Мы её постоянно совершенствуем.

– А как работает у вас эта система?

– К примеру, в Литве работающие граждане обязаны отчислять 9% от своего дохода в фонд страхования, взносы за безработных граждан, которых у нас 55% от всего населения, делает государство. А потом из этого фонда при необходимости каждому участнику оплачивают медицинские услуги, лекарства и даже дорогостоящие операции.

– И насколько охотно ваши граждане отдают деньги в этот фонд?

– Работающее население не делает взносы лично: деньги удерживают с их зарплатных карт. Это что-то вроде ваших ежемесячных налогов или пенсионных вычетов. С самозанятыми людьми, конечно, немного труднее обстоит, потому что они сами лично делают взносы. Но сейчас у нас нет проблем с отказами от уплаты взносов. Видимо, люди уже сами понимают, что это в первую очередь нужно им самим.

– Неужели ваша система работает так безупречно? Должны же быть хоть какие-то минусы...

– Конечно, есть. Всегда находятся недовольные. Им всегда хочется лучше, всегда кажется, что всё плохо. Пациенты хотят новые медикаменты, люди, которые производят эти новые медикаменты, хотят попасть под компенсацию обязательного страхования, а медики хотят новые технологии. И все они недовольны. И это хорошо, потому что именно недовольные являются двигателем прогресса. Но если говорить о фонде страхования Литвы, по моему мнению, мы гарантируем участникам этой системы достаточно хороший объём медицинской помощи. Он покрывает услуги от визита к семейному врачу до визита к специалисту и даже операции, включая пересадку костного мозга, стоящую до 100 тысяч евро.

Благодаря системе медицинского страхования мы заметили, что люди стали более требовательными к здравоохранению и к собственному  здоровью. 

– Насколько тяжело получить эту гарантированную помощь? Насколько бюрократизирован этот процесс?

– Очень легко. Если человеку необходимо получить медицинскую помощь или услуги, и он при этом является участником системы медстрахования, то не возникает никаких проблем. Он просто идёт и получает то, что ему надо. Причём те, кто платит взносы лично, и те, за кого платит государство, имеют равные права на страховку.

Пациенты должны чувствовать себя прежде всего клиентами, а не бедными родственниками. Благодаря системе медицинского страхования мы заметили, что люди стали более требовательными к здравоохранению и к собственному здоровью.

– А лимит на получение медуслуг или помощи по страховке у вас имеется? К примеру, человеку два раза в год может понадобиться операция по 100 тысяч евро каждая. Неужели вы всё это оплачиваете?

– Если на это есть показания - оплатим. Лечение пациенту будет оплачено столько раз, сколько ему это нужно. Неважно, сколько это будет стоить. Но есть одно обязательное требование. Мы проверяем, всё ли человек оплачивал, что ему положено? И если он не нарушал закон об обязательном медстраховании, он может надеяться на помощь фонда.

- Господин Кацявичус, на опыт каких стран опирались специалисты Литвы, когда внедряли у себя систему медстрахования?

– Мы не копировали её, но над разработкой действительно работали немецкие консультанты. С их помощью у нас и появилась такая система, в которой участвуют не только сами граждане, но и государство.

И если у человека возникает вопрос: за что же я всё-таки плачу этот налог? - он получает ответ. 

– К как у вас обеспечивается прозрачность расходования этих средств?

– В каждой стране, где есть медицинское страхование, есть закон о страховании. Есть ясно прописанные правила: откуда приходят деньги и куда должны уйти. Нас контролируют такие государственные институты, как госконтроль. Есть специальные отчёты, где видна вся наша финансовая деятельность. Всё это публикуется на сайтах, и население может в любой момент ознакомиться с этими документами. Кроме того, мы ввели такую услугу, когда наши участники могут проверить на сайте нашего фонда свою застрахованность, Просто зная свой код. Они входят в свой электронный кабинет и видят, сколько денег вложили, какие услуги были оплачено. Могут видеть весь список полученных ими услуг за год или, к примеру, отдельный отчёт об оказанных стационарных услугах. И если у человека возникает вопрос: за что же я всё-таки плачу этот налог? – он получает ответ. Иногда расходы на пациентов могут быть большими, но размер взноса от этого не меняется.

– Казахстанские специалисты уже разработали систему медстрахования. Есть концепция и готовится законопроект. Что вы можете сказать об этом? Какие советы вы можете дать нашим специалистам?

– Я думаю, Казахстан движется по правильному пути. Обязательное медстрахование просто необходимо внедрять. Надо продолжать двигаться по графику и, как запланировано, уже с 2017 года начинать внедрение системы. У вас хорошая концепция. Осталось только обратить внимание на то, как будет осуществляться сбор средств, как и сколько будет платить работающее население, а что будет выплачиваться из госбюджета. Что же касается распределения денег... Сколько и на какие цели надо тратить, я думаю, эта задача уже полегче. Главное – эти деньги собрать. И обязательно надо гарантировать, что эти деньги будут расти в соответствии с изменениями, которые происходят в экономике страны.

Поделиться:

Новости партнеров