Top.Mail.Ru
Фильм казахстанки Ольги Коротько "Так себе зима" попал на Каннский фестиваль. О чём он? - Informburo.kz

Фильм казахстанки Ольги Коротько "Так себе зима" попал на Каннский фестиваль. О чём он?

12 мая 2018, 12:48
Фильм казахстанки Ольги Коротько "Так себе зима" попал на Каннский фестиваль. О чём он? - Informburo.kz

Канны-2018: Россияне радуются за "Лето" Серебренникова, а казахстанцы за картину "Так себе зима" нашей соотечественницы Ольги Коротько

Ольга Коротько – режиссёр, окончила педагогический институт в Уральске и магистратуру Академии искусств им. Жургенова по специальности "режиссёр кино". Она училась режиссуре у Дарежана Омирбаева, прошла полуторамесячное обучение в рамках Asian Film Academy при Пусанском кинофестивале. После она попала на образовательную программу для молодых кинематографистов Berlinale Talents при Берлинском кинофестивале. Теперь дебютный полнометражный фильм Ольги Коротько "Так себе зима" был приглашён для одной из программ Каннского кинофестиваля под названием ACID.

Про параллельные программы для молодых кинематографистов в Каннах мы наслышаны: это престижный "Двухнедельник режиссёров", организованный Гильдией кинорежиссёров Франции, и открывающая таланты "Неделя критики", учрежденная Французским синдикатом кинокритиков. Но про программу, созданную ACID (Association du Cinéma Indépendant pour sa Diffusion - Ассоциацией дистрибуции независимого кино) известно не всем. ACID существует с 1993 года и содействует распространению в кино независимых фильмов, а также популяризации этих картин среди дистрибьюторов и зрителей. К примеру, они занимаются не только организацией показов, но и устраивают режиссёрам дискуссии с аудиторией.

Ежегодно члены Ассоциации отбирают около 9-10 оригинальных проектов, которым будут помогать налаживать связи с французскими дистрибьюторами, а также помогать в продвижении во Франции и по всему миру. В этом году из сотен работ, присланных для участия, была выбрана работа молодого казахстанского режиссера Ольги Коротько "Bad bad winter" – "Так себе зима".

Среди тех, чьи первые работы показали в рамках программы ACID, были, например, франко-швейцарский режиссер Урсула Майер (обладатель "Серебряного медведя" Берлинского МКФ в 2012 году за фильм "Сестры"), французский актер и режиссер Серж Бозон (в 2013 году он победил в одной из номинаций на "Двухнедельнике режиссеров", а в этом году его "Миссис Хайд" с Изабель Юппер показывали у нас на фестивале французского кино), бельгийская актриса Йоланда Моро (вы можете её помнить по остроумному фильму "Новейший завет") и много других кинодеятелей. В списке тех, кто когда-либо работал с этой Ассоциацией, есть и самые громкие имена в авторском кино: Ларс фон Триер, Нури Бильге Джейлайн, Апичатпонг Вирасеткаул. Кроме того, мы обнаружили в этом списке и имена знаменитых казахстанских режиссёров: Дарежан Омирбаев, Гука Омарова, Амир Каракулов. Теперь к ним присоединилась Ольга Коротько.


О.Коротько, Саин Самалдыков, Айгуль Нурбулатова

О.Коротько, Саин Самалдыков, Айгуль Нурбулатова

"Нам всегда говорили, что без продюсера в Каннах фильм не продвинуть, - говорит Ольга, - нас пугали, что отборщики не станут даже смотреть такое кино, просто, чтоб не тратить время, думая, что это любительский фильм, но убедились, что это всё не так. Мы просто отправили свои работы как все, причем пошли ва-банк и сразу взяли самые крупные фестивали, и вот результат. Если считаете, что фильм хорош, пробуйте, но помните, что делать это довольно энергозатратно, да и недёшево – 150 евро за участие в каждой секции, причем для каждой из программ отдельно".

О чём фильм "Так себе зима"?

Главная героиня драмы "Так себе зима" – Динара, молодая жительница столицы, которая возвращается после смерти бабушки в родной город, чтобы "попрощаться с домом", где прошло её детство. Пока девушка придирчиво выбирает покупателей - она хочет, чтобы жильё досталось хорошим людям, в её жизнь вдруг врывается прошлое: одноклассники, первая любовь и уютные домашние вечеринки, совсем как в старших классах – с дешёвым вином, дурацкими подарками и байками про знакомых. Только вот вскоре оказывается, что из общего у них теперь только воспоминания.

Сейчас между Динарой и её школьными друзьями не просто тысячи километров, между ними огромная социальная пропасть, она – дочь богатого бизнесмена, не знающая на каком курорте отдохнуть следующим летом, а они – работники шиномонтажного цеха, у которых, ко всему прочему, ещё проблемы с законом. Оказавшись запертыми все вместе, пусть теперь уже не в школе, а в обычном загородном доме - они должны пройти главный экзамен в жизни – на нравственность и моральные ориентиры.



Раскрывать сюжет ещё детальнее не хочется, ведь премьера в Казахстане наверняка будет. В качестве интриги лишь добавим, что авторы одной из французских рецензий отметили, что Ольга оказалась достойной ученицей знаменитого казахского режиссёра Дарежана Омирбаева, которого хорошо знают и уважают в мире фестивального кино. Если режиссёр и не стала переосмысливать заново творчество Достоевского, которым в своё время был увлечён Омирбаев (его фильм "Студент" снят по "Преступлению и наказанию"), то подхватить тему ей точно удалось.

Как пишут французы, герои фильма напоминают им внуков Раскольникова, оказавшихся в постсоветской действительности, когда коммунизм сгинул, а новая этика ещё не пустила корни, "они одновременно и палачи, и жертвы, которые оказались в таком же патологическом плену, в котором сейчас находится (казахское) общество. Но если в классике за преступлением обязательно следует наказание, то возможно ли оно в стране, где классовое право заменило понятие справедливости?", - пишут они. Ответ мы все знаем.


Торри Талгат и Мади Кайржан

Торри Талгат и Мади Кайржан

К этим исчерпывающим строчкам добавим лишь, что отсутствие бюджета сказалось на фильме, в итоге, самым положительным образом: сценарий был продуман детально, поэтому получился он пусть не идеальным, но довольно крепким и держащим внимание зрителя. Команда актеров – всего 5 центральных персонажей, хороша – нет лишних, все органичны в своих ролях, особенно хочется отметить оппонентов: принципиальную Толганай Талгат и отрицательно обаятельного Жалгаса Жангазина.

Локация была всего одна - снимали в пустом и ещё необжитом доме в Ремизовке, а минимализм всегда глубже обнажает конфликты и делает их ещё резче. И даже грязная, некрасивая зима, которая, на первый взгляд, здесь нужна только, чтобы показать финальные кадры, тоже, в итоге, играет свою роль в создании атмосферы фильма и его восприятии зрителем: если, наконец, выйти в мир из своих уютных домов, то вокруг будет вот эта суровая действительность – холодная, неприятная, но, как это не больно признавать, правдивая.

Как снимали фильм "Так себе зима"?

Фильм "Так себе зима" интересен не только с кинематографической точки зрения, но и с социальной. Во-первых, эта лента снята на собственные деньги, минимальной командой, за мизерный бюджет, основная часть которого ушла на технику, декорации, а вот, к примеру, актеры согласились сниматься в нём бесплатно. Главную роль сыграла молодая талантливая актриса театра и кино Толганай Талгат, она, кстати, замечена и в другом каннском проекте, короткометражном фильме Жаннат Алшановой "Конец сезона" о котором мы также напишем. Толганай или Тори, как её называют друзья, уже снималась в авторском кино – к примеру, в фильме "Чума в ауле Каратас" Адильхана Ержанова. Но впервые у неё такая большая и специально написанная для неё роль. В картине также снялись молодые и подающие надежды актеры: Жалгас Жангазин, Марат Абишев, Нургуль Алпысбаева и Таир Магзумов.


О.коротько, Саин Самалдыков (худ по свету), Айгуль Нурбулатова (оперпост)

О.Коротько, Саин Самалдыков (худ по свету), Айгуль Нурбулатова (оперпост)

Во-вторых, картину сняли две девушки: режиссёр Ольга Коротько и оператор Айгуль Нурбулатова (по совместительству обе – продюсеры), что для казахстанского кино случай уникальный. "Про сексизм в казахском кино все наслышаны, - рассказывает Ольга. – В нашей киноиндустрии работать на ключевых позициях женщинам если не невозможно, то очень сложно, особенно дебютанткам. Если мужчина, который только начинает свой путь в кино, как бы на отметке "ноль", то женщина стартует с минус 10-и, так что ей всё время приходится пахать и доказывать, потому что никто не принимает тебя просто так". "Тем более, если речь о какой-то технической позиции, такой как оператор-постановщик", - добавляет оператор Айгуль Нурбулатова, профессиональный оператор, выпускница "Турана". – Мужчины не верят, что женщина может работать не хуже в той области, которая всегда считалась их прерогативой, но мы собираемся с этим бороться – мы против стереотипов, сексизма и отношения к женщинам в кино как к вспомогательным элементам".


О.Коротько и А.Нурбулатова

О.Коротько и А.Нурбулатова

"Мы хотим равного отношения, и даже женские роли у нас не будут стереотипными, ведь весь мир женщины в нашем кино, как правило, ограничивается тем, что она может только любить, хотеть замуж и детей. Так что можете считать, что это начало феминистского движения в отечественном кино, и не с точки зрения содержания фильмов, а в плане создания равных условий на площадке и борьбы с сексизмом, причём не только в отношении думающих так мужчин, но и женщин, в которых сидит эта ментальность".


Торри Талгат, Марат Абишев, Таир Магзумов, Нургуль Алпысбаева

Торри Талгат, Марат Абишев, Таир Магзумов, Нургуль Алпысбаева

Впрочем, команда картины не полностью женская, паритет сохранён: один из самых активных участников процесса – художник-постановщик Мади Каиржан, который впервые попробовал себя в этой стезе именно на этом проекте. Он рассказывает, как, практически без бюджета, сумел обставить дом, создать в нём нужную атмосферу и обогреть махину так, что никто даже не заметил, что там минусовая температура. "У меня есть собственное но-хау, авторская разработка - говорит он. – Это вакуум. Я просто обтянул дом сверху пленкой и получилось тепло. Вообще, малобюджетное авторское кино здорово развивает фантазию, ведь где ещё передо мной поставят такие сложные задачи? Хотя, если относиться к своей работе творчески, то работать интересно везде, хоть на клипе, хоть на сериале, хоть на фильме, который будут показывать на фестивале класса "А".

После Каннского кинофестиваля, фильмы отобранные ACID покажут в разных городах Франции: в Париже, Лионе, Авиньоне и т.д. И хотя фильм Ольги Коротько не в конкурсе, шанс показать себя ей выпал неплохой, ведь как любит говорить Жоэль Шапрон, один из организаторов фестиваля французского кино в Казахстане и представитель компании Unifrance, на самом деле известными режиссеров делают не фестивали, а прокат. А будут дистрибьюторы, будет и прокат.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter