Есть ли будущее после "Болашака"

Фото Freepik.com
Фото Freepik.com
Сколько выпускников у казахстанской стипендии, где они трудятся и есть ли смысл инвестировать в зарубежное образование.

В Казахстане благодаря стипендии "Болашак" отучились в зарубежных вузах свыше 12,8 тысячи человек. Кто эти люди и где они сейчас? Реально ли отучиться любому желающему по программе "Болашак" и потом найти работу?

Редакция Informburo разбиралась в истории вопроса и подготовила с выпускником казахстанской образовательной стипендии рекомендации для желающих поступить в ведущие зарубежные вузы.

О выпускниках и претендентах

Программа "Болашак" то и дело попадает под раздачу: то за утекающие за границу мозги, то за академический туризм, то за студентов-аташек. Учитывая критику, Миннауки и высшего образования ужесточило требования к кандидатам. 

В марте министр науки Саясат Нурбек сообщил о сокращении стипендий в два раза – с 500 до 250, включении государственных служащих в единый конкурс, повышении требований к языковой подготовке, необходимости научных публикаций.

В Центре международных программ пояснили, что существуют две программы, направленные на повышение квалификации – стипендия "Болашак" и "Научные стажировки". 

"Эти программы являются независимыми и имеют определённое количество стипендий на каждый календарный год. Конкурсный отбор и определение победителей по ним проводятся раздельно и не оказывают какого-либо влияния друг на друга", – уточнили в ЦМП.

Сокращение количества стипендий с 500 до 250 касается "Научных стажировок". Освободившиеся 250 будут распределять в рамках международной стипендии "Болашак", куда включили категорию "государственные служащие" (при поступлении в магистратуру).  

"Претенденты участвуют в конкурсном отборе на равных условиях с теми, кто самостоятельно поступает в зарубежные вузы. Никаких привилегий или преимуществ они не имеют. С учётом перераспределения количества стипендий между двумя программами и введением новой категории, конкурсные процедуры остаются без изменений за исключением отборочного механизма", – пояснили в центре.

Заявление министра Саясата Нурбека о подтверждении учёной степени и наличии научных публикаций связано с программой "Научные стажировки", пояснили в центре. В её рамках проходят курсы повышения квалификации, обмен опытом, изучение новых технологий в ведущих зарубежных вузах, научных центрах. Претенденты должны иметь одну или более статей, обзоров, опубликованных в лучших научных базах данных.  

Кроме того, в центре уточнили, что в рамках стипендии предусмотрено обучение в магистратуре, докторантуре, резидентуре, а также прохождение стажировок в соответствии с перечнем приоритетных специальностей. Претендовать на обучение могут специалисты с разным профилем образования. Для участия нужно соответствовать требованиям Правил отбора претендентов на присуждение международной стипендии "Болашак".

Внесённые изменения предусматривают: 

  • новый механизм конкурсного отбора (теперь он включает отсеивающий механизм – на следующий тур проходят набравшие проходной балл);
  • повторную подачу заявки для участия в конкурсном отборе в том же календарном году для непрошедших конкурсный отбор;
  • возможность трудовой отработки в международных и региональных организациях, членом которых является Казахстан или в рамках которых ратифицированы соглашения;
  • обязательное предоставление итоговой работы после завершения обучения для создания базы диссертационных и научных работ выпускников;
  • введение новой категории "государственные служащие" для обучения в магистратуре с возможностью прохождения языковых курсов.

Обновлен механизм конкурсного отбора и претендентов на прохождение научных стажировок.

"Список ведущих зарубежных вузов и научных организаций будет формироваться согласно рейтингу QS по направлениям международного рейтинга научных институтов SCImago. Это даст возможность проходить научную стажировку только в лучших вузах и научных центрах. Перечень приоритетных направлений исследований приведён в соответствие с приоритетами Высшей научно-технической комиссии при правительстве РК", – дополнительно сообщили в центре.

Кто эти 13 тысяч болашаковцев?

Программе "Болашак" больше 30 лет. Как сообщили в ЦМП, за эти годы обучились более 12,8 тысячи специалистов, из них по гуманитарному направлению – 55% (7068 человек), по техническому направлению – 36% (4622 человек), по медицинскому направлению – 7% (918 человек) и направлению искусства – 2% (231 человек). 

Больше всего людей поступили в магистратуру (7,4 тысячи). Более 2,6 тысячи человек обучились на бакалавров, более 2,3 тысячи прошли стажировку. Ещё 514 человек прошли программы докторантуры, клинической ординатуры, аспирантуры, интернатуры и как специалисты.

"За последние пять лет по "Болашак" чаще всего выезжали на обучение за рубеж по специальностям: менеджмент в сфере образования – 300 человек, педагогика – 275, аналитика больших данных – 123, информационные технологии и системы – 122, государственная политика, государственное и местное управление, международные отношения, политология – 106 человек", – отметили в центре. 

Кто в топе?

Основными странами обучения для казахстанцев являются Великобритания (45%, или 5846 человек) и США (28%, или 3599 человек). Также выпускники обучались в странах континентальной Европы, Азии и Океании, России.

Но за последние пять лет приоритеты немного сменились: 44% стипендиатов выбрали США, 30,4% – Великобританию. В топ-5 стран также вошли Германия (5,4%), Россия (3,6%), Турция (2,6%). 

Стипендиаты чаще стали выбирать Boston University, University of Illinois at Urbana-Champaign, The University of Warwick и University College London. Эти вузы отличаются высоким академическим рейтингом, широким спектром образовательных программ и развитой исследовательской базой.

Вернулись или вернули

"За последние пять лет (по состоянию на 2 апреля 2025 года) 23 выпускника исполнили свои договорные обязательства, 1017 – находятся на мониторинге трудовой отработки, 41 – находится на отсрочке исполнения трудовой отработки (в связи с обучением, отпуском по уходу за ребёнком и другими причинами)", – поделился данными администратор программы. 

То есть чуть более тысячи человек проходят отработку. Где же пригодились их знания?

По данным Центра международных программ, 64 человека работают в государственных органах, 245 – в государственных учреждениях, 151 – в квазигосударственном секторе, 63 – в иностранных организациях в Казахстане, 7 – в международных организациях, 7 – в национальных компаниях, 5 – в дипломатическом представительстве, 5 – в общественном объединении, еще 470 – в частных компаниях. То есть ресурсы распределились примерно поровну между частными работодателями и государственными.

Если говорить о сферах реализации, то топ-3 составляют образование (218 выпускников), здравоохранение (78), экономика и финансы (72). Также болашаковцы работают в государственном секторе, нефтегазовой отрасли, консалтинговых услугах, дипломатии и в других сферах.

А вот те, кто отказался возвращать долг Родине трудом, возместили его деньгами. Только в период с 2020 по 2024 год выпускники, отказавшиеся от международной стипендии "Болашак", в республиканский бюджет вернули 911,5 млн тенге.

Сын зоотехника и врача-кардиолога

Чтобы получить стипендию, не нужно быть ребёнком чиновников или бизнес-элиты, уверен выпускник программы Бурхан Адиханов. Он родился в Шымкенте в обычной семье: папа – зоотехник, мама – кардиолог. Окончил по "Болашак" Эдинбургский университет (Шотландия), сейчас учится на PhD в США за счёт американского гранта.

"После окончания Казахско-турецкого лицея (КТЛ) в Шымкенте с "Алтын белгі" я мог уехать по "Болашак" в США (в тесте TOEFL на знание английского набрал 486 баллов при проходном 450) или в Турцию (по итогам теста TСS поступил в университет Антальи). Но родители не хотели отпускать за границу, поэтому выбрали Евразийский национальный университет. Окончил его по гранту с красным дипломом биотехнолога. Параллельно строил карьеру в КТЛ", – рассказал Бурхан.

Позже в лицее появилось требование сдать IELTS. За полтора месяца молодой человек немного подготовился и набрал на тесте 6.0 (такой результат был только у учителя английского). Через год, после знакомства по работе с выпускником Кембриджа, Бурхан задумался о возможностях зарубежного образования и загорелся идеей учиться в Великобритании. 

"В лицее я увлёкся биологией, участвовал в олимпиадах, поэтому решил поступать на биотехнолога. В Казахстане это направление как раз стало развиваться. В августе 2017 года подал документы на "Болашак", стал готовиться своими силами, читал форумы, искал любую информацию, но её было мало. Если бы в то время были какие-то компании, помогающие с поступлением, я бы воспользовался их услугами, чтобы облегчить себе задачу. Но этого не было", – поделился болашаковец.

В декабре вышел список стипендиатов – Бурхан прошёл. По условиям программы сначала он окончил шестимесячные языковые курсы (в Кембридже), затем поступил в магистратуру. Его пригласили семь вузов из восьми, куда казахстанец подал заявку, все с мировым рейтингом. Он остановился на Эдинбургском университете.

"У них была удобная и понятная платформа. Находясь в Казахстане, я смог выбрать себе дисциплины для обучения. Ещё они оперативно отвечали на все мои вопросы. И в тот год вышел фильм "Виктория и Абдул" о королеве Великобритании: прибывший к ней врач гордо отметил, что является выпускником Эдинбургского университета. Я понял, что это престижное образование", – объяснил собеседник.

Сейчас он делится советами с соотечественниками, чтобы они поехали учиться туда, где им будет комфортно жить. К примеру, Эдинбург ему понравился ещё и тем, что это family-friendly город, так как поехал собеседник туда с семьёй. 

Что ждёт в Казахстане выпускников "Болашака"

"Не стоит ожидать, что на родине работодатели будут за тебя драться, предлагая лучшие условия. Но это нормально", – отметил Бурхан Адиханов. Один из его однокурсников, ирландец, разослал своё резюме по всей Европе, но не мог трудоустроиться в течение шести месяцев. 

"Закончив престижный университет, ты имеешь больше шансов на хорошую работу. Но нужно понимать, что сразу найти что-то подходящее вряд ли удастся. Нужно будет пройти несколько собеседований и не опускать руки. Как говорил Уинстон Черчилль: "Успех – это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма". После обучения за границей у вас повысится интерес к своей профессии. Также обретаешь уверенность в том, что ты хороший специалист. В Эдинбурге у меня были однокурсники из Америки, Швейцарии, Греции, Италии, Ирландии, Китая, Великобритании, Молдовы, Индии. И здорово осознавать, что мы не последние среди них. Это понимание даёт тебе большую силу", – привёл аргументы из своего опыта Бурхан Адиханов.  

Сам он прошёл отработку в молекулярно-генетической лаборатории. А в 2021 году прошёл в Президентский молодёжный кадровый резерв. Уже тогда ему предложили руководящие позиции в подведомственных организациях при Минздраве, Минсельхозе, Минобразования.

Позже Бурхан получил приглашение на работу в Университет Южной Дакоты и уехал с семьёй в США. Затем поступил там за счёт американского гранта на PhD в сфере клеточной молекулярной биологии в Университет Южной Флориды.

Казахстанское образование VS зарубежное

"Организация учебного процесса в Казахско-турецком лицее на голову выше, чем в некоторых отечественных университетах (методика преподавания, оснащённость, обращение к студентам). Считаю, что в процессе обучения какие-то дисциплины можно исключить. Не понимаю, почему время самостоятельной подготовки студенты проводят с учителем. Учёба у нас по 6–8 часов в день, но многие не вспомнят, что делали на парах. А лекции в Эдинбургском университете я помню до сих пор. Некоторые из них длились по три часа, но проходили увлекательно. Один профессор через каждые 5–7 минут добавлял в свой учебный материал какой-то анекдот или шутку. Ничего не нужно было конспектировать, весь материал был доступен для просмотра".

Бурхан Адиханов считает, что во время обучения за границей получаешь не просто знания, а навыки, которые помогут на практике. Там студенты работают над реальными проектами, разрабатывают научные технологии и применяют их в жизни. В Эдинбурге они работали над повышением выработки метана при сжигании биомасс из городских очистных сооружений, для этого в университете даже создали модель биореактора. Примечательно, что в Англии или Америке для проведения какой-то работы можно заказать необходимое и получить через день-два, а в Казахстане приходится ждать до нескольких месяцев.

Сейчас Бурхан делится опытом и помогает поступить за границу другим казахстанцам. По его наблюдениям, учиться едут люди разных профессий: учителя, врачи, экономисты, предприниматели, маркетологи. Среди его первых "студентов" есть даже мама четверых детей, которая находилась в декрете, а потом уехала с семьёй в Нью-Йорк.

Советы от Бурхана Адиханова

  • Готовиться к учёбе за рубежом можно уже со школьной скамьи.
  • Не верь стереотипам и пробуй свои силы в "Болашак".
  • Не откладывай мечту на следующий год, чтобы не утратить мотивацию.
  • Найди обучающую компанию, определи бэкграунд и двигайся к цели.
  • Выбирая обучающую компанию, отдавай предпочтение тем экспертам, кто сам обучился по "Болашак".
  • Обращай внимание на то, чего добился и как реализовался твой наставник.
  • Стремись быть лучшим в своей сфере.
  • Выбирая сферу для обучения, смотри на курс развития своей страны (при строительстве АЭС нужны физики, инженеры, после пандемии нужны биологии, эпидемиологи).

Расходы или инвестиции?

В Центре международных программ отметили, что эффективность оценивается по ряду ключевых показателей, включая профессиональные достижения выпускников, их вклад в развитие стратегических отраслей, востребованность на рынке труда, а также степень участия в реализации государственных и общественных инициатив.

"К примеру, прохождение обучения и стажировок в ведущих зарубежных университетах и клиниках позволило казахстанским врачам проводить сложнейшие кардиологические и нейрохирургические операции с использованием современных медицинских технологий. Ежедневно более 850 стипендиатов вносят свой вклад в отечественную систему здравоохранения.

Благодаря программе "Болашак" для сферы образования подготовлено порядка 1900 специалистов. Не менее важным направлением стала подготовка специалистов в сфере государственного управления. Среди выпускников программы немало тех, кто связал себя с государственной службой и уже занимает ответственные политические и административные должности", – отметили в центре. 

Для сферы инноваций и инженерии подготовлено более четырёх тысяч специалистов. В центре сообщили, что они являются изобретателями инновационных продуктов, основателями успешных стартапов. Эти выпускники внедряют инновационные методы энергосбережения и оптимизации бизнес-процессов на производствах.

Как оказалось, более трети представителей Президентского молодёжного кадрового резерва также являются выпускниками программы "Болашак".  

Зарубежное образование – это оправданная инвестиция, считает и Бурхан Адиханов. Выпускники "Болашака" мыслят по-другому и способны внедрять в Казахстане новые управленческие подходы.

"Было бы здорово по окончании обучения, не взирая на то, получил выпускник оффер или нет, дать ему возможность остаться в этой стране ещё на год – для прохождения стажировки или трудоустройства. Ведь не все успевают адаптироваться и поработать. По визовым требованиям болашаковцы в любом случае вернутся домой, но зато приедут более подготовленными и вдохновлёнными", – предложил собеседник.

Популярное в нашем Telegram-канале
НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ