Прямой эфир Новости спорта

Казахский этнорок, монгольский фольклор и тувинское регги

Фото Никиты Спивака
Фото Никиты Спивака
В Алматы прошёл фестиваль современной этнической музыки Spirit of Tengri: в течение двух дней музыканты из Казахстана, Китая (Внутренней Монголии), Бурятии, Башкирии, Горной Шории, Тувы, а также Грузии, Венгрии, Эстонии и даже Норвегии знакомили алматинцев со своим творчеством. Среди людей, впечатлённых концертом, оказалась и обозреватель informburo.kz.

Начался фестиваль с выступления молодой казахстанской  группы "Аркаим", которая образовалась лишь в прошлом году. Музыканты этого коллектива играют аж на 30 инструментах, а солистка Анара Касымова - единственная в Казахстане певица, владеющая техникой женского горлового пения.  Ребята инициировали небольшой джем-сейшн на сцене, в котором приняли участие и гости, и местные музыканты. "Все мы – казахи, киргизы, башкиры алтайцы, хакасы и многие другие тюркские народы – братья, и этой общей композицией мы хотели показать общность наших культур», - говорит солист группы "Аркаим" Абзал Арыкбаев. Впрочем, это коллективное выступление было не  единственным, во второй день фестиваля было организовано посвящение Батырхану Шукенову, со дня смерти которого как раз прошло 40 дней. Хор национальной консерватории  им. Курмангазы совместно с казахстанскими музыкантами исполнили знаменитую песню «Отан Ана».

"Казахские кюи – это тяжелый рок"

Выступление уникального казахстанского этнорок-коллектива, первого в мире начавшего играть на электродомбрах  - группы  "Алдаспан", рассеяло тучи. Дождь, который было хлынул после посвящения Батырхану Шукенову, отступил. Бешеная энергетика музыкантов и великая казахская музыка в современной обработке сделали своё дело. И хотя идея создать такую группу появилась у барабанщика Нуржана Тойши аж в 1984 году, трансформировать домбру в электроинструмент получилось  всего несколько лет назад. Сегодня домбра здесь используется в трёх ипостасях: это бас, соло и ритм-домбра. Также есть и  барабаны. По словам музыкантов, играть кюи в рок-обработке – одно удовольствие.



"Рок, как и любая другая музыка, имеет своё построение, свою нотную гармонию, - говорит идеолог группы "Алдаспан" Нуржан Тойши, - и если внимательно прислушаться, то казахская музыка, особенно наши кюи, имеет такое же построение, что  и рок-композиции, причём речь сейчас о "металле". Те, кто никогда не слышал кюи Курмангазы ранее, после знакомства с его творчеством говорят: "Это же рок!". И они правы, во всяком случае, мы построили свою  карьеру вокруг этого. Благодаря нашей оригинальной технике в 2012 году в чарте Roadrunner records – это популярный хардрок лейбл – мы заняли 2-е место среди тысяч групп. Сегодня нас называют номад-рокерами, и у нас есть поклонники не только в Казахстане, а во всем мире до США и Бразилии".

Название группы "Алдаспан" воинственно, ведь алдаспан  - это древний меч тюрков, который пробивал даже броню. "Тюрки всегда были воинами, не ремесленниками, не землепашцами, а людьми, которые были хороши в двух вещах: на войне и в построении государства, тюрки, как вы знаете, проявили себя  в истории почти всех окружающих нас стран. Поэтому и тюркские эпосы зачастую  посвящены великим битвам и воспеванию героев", - рассказывает Нуржан. Словом, не зря музыка "Алдаспана" – что-то среднее между эпической рок-балладой и боевым маршем.

Монгольский панк-рок

Самым забойным было, конечно, выступление знаменитой китайской панк-рок группы из Внутренней Монголии под названием Hanggai. "А что, Внутренняя Монголия – это разве не  изобретение Виктора Пелевина?" – вопрошала одна моя коллега. "Нет, это известная провинция в Китае", – отвечали ей. Название группы сродни монгольскому слову "hanggai", обозначающему идеальный пейзаж, как его представляют себе жители монгольских степей: бескрайнее синее небо, выжженная степная долина, над которой гуляет ветер, и белые пушистые облака. Какие монгольские слова нужно подобрать для описания выступления этой группы, неизвестно, но оно было почти идеальным. Музыканты так зажгли, что оставалось диву даваться.


Выступление группы «Hanggai» из Внутренней Монголии

Фото Никиты Спивака
Выступление группы Hanggai из Внутренней Монголии

Состав  Hanggai – это этнические монголы и китайцы-ханьцы, поэтому их музыка – это микс народной монгольской музыки и современного китайского панк-рока.  Началось выступление Hanggai с лиричных китайских  мелодий, но совсем скоро тон композиций кардинально сменился. Пока музыканты поражали публику горловым пением и играли на древних монгольских смычковых инструментах моринхуурах и  топшурах, думалось, какие у монголов кинематографичные лица. Суровые, аскетичные, отрешённые, для одних – жестокие, для других – сохранившие мудрость тысячелетий. Энергетика со сцены шла такая, что думалось, не зря когда-то этот народ держал в страхе и почтении полмира. Лидер группы был крайне харизматичен – он то махал руками, изображая орла, то взывал  к небу, то говорил что-то на монгольском. Самое интересное, что народ ему отвечал. Вот она – сила музыки.

Тувинское горловое пение под регги

Любопытным был дуэт певицы из Горной Шории Чылтыс Таннагашевой и казахстанского диджея Наримана Исенова. Свои песни она исполняла под его сеты. Певица – представительница исчезающего народа, живущего в сибирской тайге, сегодня их осталось всего около 12 тысяч человек. По словам артистки, Шория – удивительное место, где, согласно мифам, "медведи понимают людей, а кедры по ночам говорят на шорском языке".

Чылтыс – не просто певица, она шаманка в пятом поколении, владеющая женским горловым пением. Говорит, что открыла свой музыкальный дар после того, как в 12 лет назад попала в аварию. В её творчестве есть что-то сверхъестественное, потустороннее – во время выступления казалось, что ещё немного – и она своей энергетикой вызовет дождь вновь. На сцене Чылтыс пела, выла, зловеще хохотала, шептала, будто читала молитвы или вызывала духов, иногда казалось, что она рассказывает непослушным детям страшные сказки. Отдельная тема – изображение  ею на сцене звуков животных. Волчий вой, который выдавала Чылтыс под регги, звучал необычно, но как ни странно, органично.

"Это не первый мой опыт работы с музыкантами, представляющими этническую музыку, - рассказывает informburo.kz  диджей Нариман Исенов.  - В прошлом году я уже сотрудничал с мастерами горлового пения Радиком Тюлюшом и тувинской певицей Саинхо, мы много экспериментировали, были даже сеты с музыкой Massive attack, и я понял, что с горловым пением хорошо слышится именно трип-хоп и даб. С чем это связано, не знаю, но вы наверняка оценили этот симбиоз".

На фестивале было немало и других интересных музыкантов: и вводящий в транс тувинец Радик Тюлюш, и венгерская группа Hold Viola, выступившая в Казахстане впервые и представившая культуру родственных нам мадьяр. Известный отечественный мастер горлового пения Едиль Хусаинов выступил с хором: они исполнили один из айтысов, сохранившийся с прошлых веков. А бурятская певица Намгар Лхасаранова приехала на фестиваль с норвежскими музыкантами из группы Nordic. Бурятские песни  на удивление удачно "поженились" с норвежскими, что  воспринимались как часть одного большого  эпоса. Несмотря на то, что во второй день фестиваля выступающих было много, народ не расходился до самого конца, а  это значит – фестиваль получился. 

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров