Прямой эфир Новости спорта

Девальвация тенге неизбежна, и не только из-за дешевеющего юаня

Рисунок Ибрагима Кубекова
Рисунок Ибрагима Кубекова
Международный финансовый рынок лихорадит. Ведущие зарубежные информационные агентства в один голос твердят, что сильнейшая девальвация китайского юаня является попыткой сделать местную экспортную продукцию более стойкой по сравнению с товарами конкурентов в регионе. Казахстанские эксперты предполагают, что прямого влияния корректировка курса юаня на тенге не окажет, но не исключают, что уже в ближайшем будущем тенге тоже придется девальвировать.

11 августа Пекин неожиданно снизил курс юаня на 1,87%. По данным международных инвестиционных компаний, Народный банк Китая всю текущую неделю последовательно снижал курс юаня по отношению к доллару. В пятницу, 14 августа, регулятор незначительно поднял планку – на 0,05%. Таким образом, "жёлтый" закрепился на уровне 6,3975 юаня за "зелёный". За три последних дня курс китайской нацвалюты упал на 4,6%, но ситуация на азиатских фондовых рынках стабилизируется.

На сегодня, согласно анализу международных экспертов, это самое сильное изменение курса юаня с 1994 года, когда при переходе от плановых принципов экономики к рыночным он был девальвирован сразу на треть, пишет американское издание Wall Street Jornal. Такое решение китайского правительства демонстрирует его заинтересованность в стабилизации экономики.

Не отступать!

Власти Поднебесной не намерены как-либо отступать от принятых мер. Wall Street Journal пишет, что когда второго по значимости чиновника в Народном банке Китая Yi Gang (Йи Ган) спросили, изменятся ли цели Китая в конце года, он ответил одной фразой: "Я в себе уверен".

В свою очередь, член комитета по денежной политике Народного банка Китая Фань Ган подчеркнул в комментариях местным СМИ, что не согласен с версией девальвации юаня к американской валюте. Эксперт обратил внимание на тот факт, что за все дни юань понизился лишь по отношению к доллару, но не обесценился к другим валютам. А так как ранее китайская валюта довольно существенно увеличивалась к американской, то теперь юань находится в сбалансированной ситуации, пишет китайское издание "Женьминь Жибао".


Постепенное снижение юаня

Инфографика Blomberg
Постепенное снижение юаня

По словам экспертов газеты "Бэйцзин Цинняньбао", принимаемые Центробанком Китая меры направлены на исправление чрезмерно высокого обменного курса юаня, что позволит промежуточному курсу лучше отражать рыночный спрос и предложение, чтобы облегчить давление, связанное со снижением темпов роста экспорта и устойчивого роста. Сотрудники Центробанка КНР уверены: если ФРС будет повышать процентные ставки в течение года, что приведет к укреплению доллара, ослаблению иены и евро, в некоторых бурно развивающихся странах и крупных странах-производителях произойдёт девальвация валюты, увеличатся колебания международных потоков капитала. В итоге это обернётся новыми вызовами. Во избежание такой ситуации правительству Поднебесной рекомендуется продолжать совершенствовать промежуточный курс юаня. По оценкам "Бэйцзин Цинняньбао", в последнее время юань находится на уровне около 6,11 юаня/доллар, в то время как рыночная цена колебалась около отметки 6,21, разница составляла почти тысячу базисных пунктов. 11 августа промежуточный курс упал до 6,2298 юаня/доллар. Таким образом, разрыв между курсами сократился до 201 базисного пункта.

Подтверждением действенной политики Центробанка КНР служит "Доклад об интернационализации юаня – валютная стратегия строительства "Одного пояса и одного пути", подготовленный исследовательской группой Народного университета КНР.

В документе подчёркивается, что с 2009 года до настоящего времени, уровень интернационализации юаня демонстрировал устойчивый быстрый рост – за пять лет в 120 раз (!).

Теперь ожидается, что в течение двух лет китайская национальная валюта догонит и перегонит японскую иену, став четвёртой в мире международной валютой. По данным исследовательской группы, финансовые операции постепенно становятся основной силой повышения интернационализации юаня. Только за 2014 год прямые инвестиции в юанях составили 1,05 трлн юаней, что на 96,5% выше, чем за аналогичный период предыдущего года; доля в мировых финансовых операциях достигла 2,8%. Более того, по данным Центрального банка КНР, им уже было подписано соглашение о валютных свопах с 32 странами и регионами на общую сумму 3,1 трлн юаней. По состоянию на конец апреля этого года, иностранные центробанки и международные валютные организации владеют активами в юанях на сумму 666,7 млрд юаней.

Свои люди - сочтёмся

Согласно данным в докладе центра интеграционных исследований Евразийского банка развития "Мониторинг прямых инвестиций РФ, Белоруссии, Казахстана и Украины в странах Евразии – 2014", по сравнению с 2009 годом, в 2013 году прямые иностранные инвестиции из Китая только в страны Евразийского союза выросли с 11 млрд до 24,7 млрд долларов. Причём 22,57 млрд долларов (почти 91,5%) приходится на Казахстан.

Инвестиции Китая в другие страны

Инфографика с сайта газеты "Известия"
Инвестиции Китая в другие страны

В принципе, Поднебесная никогда и не скрывала свой интерес к экономической экспансии ЦА-региона. Основные её вложения прослеживаются в энерго-топливный комплекс. В 2014 году из 24,6 млрд долларов более 17,3 млрд долларов было вложено в добычу нефти и газа, а 6,2 млрд – в строительство магистральных нефтепроводов.

Наиболее известные в Казахстане проекты с китайскими прямыми инвестициями:

Компания-инвестор

Объект

Отрасль

Начало проекта

Объём прямых инвестиций (в млн. долларах)

CNPC

CNPC-Актобемунайгаз

Добыча нефти и газа

1997

7078

Trans-Asia Gaz Pipeline Conpany Ltd.

Газопровод Казахстан-Китай

Магистральный трубопровод

2008

4750

CNPC

АО "Петро-Казахстан"

Добыча нефти и газа

2005

2240

CNPC

АО "Мангистаумунайгаз"

Добыча нефти и газа

2009

1400

Sinopec

Caspian Investment Resources

Добыча нефти и газа

2009

1200


Но это только вложения в так называемые "свои" структуры. В то же время Китай оказывал "помощь" и другим крупным казахстанским кампаниям. Напомню, в 2011 году поднялся крупный скандал вокруг 1,3 млрд фунтов стерлингов, выделенных КНР в кредит ENRC. Эти средства, по словам президента Назарбаева, предназначались для развития Соколовско-Сарбайского месторождения и "Казхрома". Однако, как сообщали тогда СМИ со ссылкой на шефа финансового департамента компании ENRC Зауре Заурбекову, компания-гигант "не являлась стороной в этом соглашении". Поэтому-то, мол, долг тоже должен висеть не на корпорации, а на Правительстве РК, ибо якобы именно оно обратилось к китайской стороне за помощью в финансировании этих проектов.

В любом случае, принцип оплаты долга "красным" платежом, и особенно в конвертируемой валюте, ещё никто не отменял. Посему, рассматривая ситуацию через призму резких колебаний валютных котировок, можно предположить, что большие долги в долларах и фунтах стерлингах невыгодны Астане. Зато, как подчёркивается в докладе по стратегии строительства "Одного пояса и одного пути", если половина расчётов по экспорту сырья и энергетических ресурсов из стран вдоль пояса в Китай будет производиться в юанях, то доля расчётов в юанях в мировой торговле повысится до 7,05%, что, несомненно, существенно повысит уровень интернационализации юаня.

Лохотрон для всезнаек?

Комментируя происходящее на фондовых рынках Китая, известный в международных финансовых кругах инвестор Билл Гросс в эфире CNBC заявил, что мировые финансовые рынки стараниями центробанков превратились в "лохотрон". Сравнивая действия регуляторов с напёрсточниками, катающими горошину между стаканчиками до тех пор, пока не выманит у клиента все его деньги, Гросс отмечает, что именно это происходит и в Китае, когда рынок рушиться, потом изменяются маржинальные требования, торги акциями на биржах приостанавливаются, а потом... рынок идёт вверх. Эксперт уверен, что такие манипуляции совершаются с целью укрепить экономику. Но другая сторона этой медали в том, что как только Центробанк прекратит своё вмешательство, цены существенно упадут.

Международные эксперты уверены, что девальвация юаня не может быть разовой, как утверждают представители Центробанка Поднебесной, и в лучшем случае через полгода-год последним придётся проводить корректировку курса на 10-15%.

"Хоть власти Китая и назвали девальвацию разовой, стоит ждать от них дальнейших действий в этом направлении", - отмечают аналитики Oxford Economics. Такого же мнения придерживается и старший стратег Monex в Токио Масафуми Ямамото, которого цитирует агентство Reuters: "На этом девальвация юаня, скорее всего, не закончится. Такие валюты как сингапурский доллар, южнокорейская вона и тайваньский доллар, которые конкурируют с Китаем, снижаются, и этот шаг Китая может начать войну девальваций", - считает Ямамото.

Живём мы тут, никого не трогаем

В свою очередь, казахстанские аналитики уверены в том, что напрямую девальвация юаня не увеличивает необходимость корректировки курса тенге. К примеру, по мнению генерального директора ТОО "BRB Invest" Галима Хусаинова падение юаня затронет экономику Казахстана через падение цен на основные сырьевые товары, такие как нефть и металлы. Поскольку цены на энергоресурсы снижаются, то очевидно, что в денежном выражении экспорт нашего сырья может сократиться. Впрочем, учитывая, что поставки энергоресурсов - проекты, как правило, долгосрочные и то, что сырье в Китай экспортируют в основном дочки его крупных компаний, Пекин вряд ли откажется от этих поставок.

Такого же мнения придерживается и директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова, отметившая, что Китай нам важен как потребитель минеральных ресурсов. "Китай экспортирует свою дефляцию в США. Это крупнейшие экономики мира, и разговор идёт между ними", - заметила эксперт в комментариях местным СМИ.

Если внимательно рассматривать прогнозы казахстанских экспертов, рассуждающих о влиянии девальвации юаня на тенге, то как-то сама собой вспоминается пьеса Александра Островского "Свои люди – сочтёмся". А точнее выражение героини произведения Липочки, которая, вникнув в возникшую вокруг неё неразбериху из-за банкротства тятеньки, купца Самсона Силыча Большова, вдруг разражается тирадой: "Мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем всё по моде, а они - как хотят". Так и отечественные аналитики приходят к выводу, что ослабление китайской нацвалюты может оказаться лишь поводом для оправдания очередной корректировки курса тенге. Тем более, что ещё в июле главный финансовый регулятор Казахстана расширил коридор в сторону ослабления тенге - со 170-188 тенге/доллар до 170-198 тенге/доллар, аргументировав такое решение положением более гибкого и плавного курсообразования в рамках перехода на инфляционное таргетирование. Как отмечает директор департамента исследований АО "Halyk Finance" Сабит Хакимжанов, тенге ослабеет по отношению к доллару, в течение двух ближайших лет примерно на 6%.

"Ослабление юаня еще больше усилит переоценённость тенге. Для производителей Казахстана это, безусловно, дополнительный гандикап. Но если учитывать, что тенге в реальном выражении уже очень сильно переоценён по отношению к рублю - процентов на 20-25%, то на этом фоне ослабление юаня на 2% сравнительно невелико", - считает Хакимжанов.

По словам эксперта, это базовый сценарий, который был разработан ранее, вне зависимости от политики ФРС. Существует и альтернативный сценарий развития казахстанской финансовой политики, согласно которому тенге девальвирует по отношению к доллару на 20%. Но, учитывая опыт предыдущих корректировок курса тенге в 2009 и 2014 годах, которые общество восприняло весьма негативно, вряд ли Нацбанк РК вновь будет проводить подобную политику и скорее отдаст предпочтение наблюдающемуся сегодня ползучему ослаблению. Что же касается попыток Пекина ослабить юань по отношению к доллару, то здесь Сабит Хакимжанов уверен в том, что на этой неделе прозвучал лишь первый звонок об изменениях в политике нашего восточного соседа, в том числе и в денежно-кредитной.

Поделиться:

Новости партнеров