Что будет на месте трамвайного депо? Музей транспорта? Политехнический музей? Парк или центр современного искусства? Мы решили пообщаться с авторами шести самых интересных, на наш взгляд, конкурсных проектов концепции преобразования депо, чтобы узнать, что вдохновило их на эти идеи, какую пользу принесут их проекты и смогут ли они стать окупаемыми.

Проголосовать за понравившийся проект можно здесь.

Art Depot

Авторы: Жанна Спунер, архитекторы 2XS studio (Валерия Сидоренко и Иван Шрёдер) совместно с общественным объединением "Евразийский Культурный Альянс"

О проекте рассказали Жанна Спунер и директор фестиваля Artbat Fest Ольга Веселова.


Жанна Спунер и Ольга Веселова

Фото Святослава Антонова
Жанна Спунер и Ольга Веселова

Причины участия

Жанна: В городе давно назрела необходимость создать общественное пространство для культурного досуга горожан. Сам по себе открытый конкурс на концепцию трамвайного депо - уже большой прецедент для Алматы. Мы надеемся, что этот конкурс будет открытым и честным, ведь команда "Центра развития Алматы" успела хорошо зарекомендовать себя.

Для создания проекта я объединила свои усилия с талантливой группой архитекторов 2ХS studio. Однако мало просто создать общественное пространство. Чтобы оно привлекало людей, нужно регулярно наполнять его активностями. Поэтому я пригласила к сотрудничеству организаторов ежегодного фестиваля Artbat Fesт, имеющих опыт в проведении культурных мероприятий в течение семи лет.


Art Depot

Концепция проекта

Ольга: Мы хотим создать многофункциональную площадку – место для качественного досуга и самореализации. У нас был очень удачный опыт с подобным пространством – Artpoint. Многие горожане писали в соцсетях, что сожалеют о том, что проект не продолжился в этом году. В каком-то смысле Art Depot – это всесезонный вариант Artpoint. Пространство можно будет использовать для проведения культурных событий, лекций, концертов, кинопоказов, ярмарок. Алматинские художники и другие представители творческих профессий постоянно находятся в поисках площадки, где они могли бы представить свои творения. Мы хотим дать им такую возможность, заодно предоставив мастерские для работы.

Жанна: Мы хотели бы создать место культурного досуга для всех категорий граждан. Можно будет прийти в депо и отдохнуть с семьёй или компанией друзей. По своему духу это будет очень "алматинское" место, каким раньше был легендарный "Бродвей" или аллея у фонтана "Неделька".


Art Depot

Как перестраивать депо

Жанна: Здание депо – это редкий в нашем городе образец промышленной архитектуры 1937 года. Его важно сохранить, а не превратить во что-то несуразное, сделав стилизацию под XIX век или одев в алюкобонд. Единственное значительное изменение – кровля, которую уже нельзя восстановить в прежнем виде после сильного пожара. Центральное здание будет многофункциональным павильоном, который можно будет изменять с помощью мобильных перегородок. Крыло со стороны улицы Гоголя станет постоянным выставочным залом. В противоположном крыле могут разместиться пресс-центр, лектории и зал скульптур. В помещении как раз есть лебёдка для перемещения тяжёлых объектов.

Здание мойки для трамваев, стоящее отдельно, будет отдано под pop-up магазины и мастерские. На аллее между депо и этим зданием могут быть торговые ряды, где местные производители смогут реализовывать свои работы. Здание администрации будет отдано под аренду мастерских, коворкингов, а верхние два этажа предоставлены под небольшую гостиницу. В отдельном двухэтажном помещении будут кафе и офисы.


Art Depot

По проекту мы хотим сохранить существующие рельсы. По ним могли бы ездить несколько трамваев. Другие трамваи можно превратить в кафе, магазины сувениров и игровые зоны. Несколько вагонов можно превратить в платформы для перевозки тяжёлых грузов или движущиеся концертные площадки. Пространство вокруг зданий будет озеленено и превратится в парк со скейт-площадкой, тренажёрами, беговыми и велодорожками, уличной мебелью, качелями и гамаками, амфитеатром. В юго-восточном углу будет общественный сад, где любой желающий сможет заняться садоводством.

Затраты и окупаемость проекта

Жанна: Реставрация существующих зданий депо – это самый экономичный вариант его преобразования. По примерным подсчётам, стоимость проекта составит 3 миллиона долларов, но эти вложения можно будет разделить на несколько этапов.

Ольга: Проект может быть самоокупаемым за счёт сдаваемых в аренду пространств, коворкинга, работы ресторанов и гостиницы. Помимо этого стоит сказать, что, создавая площадку для развития искусства, мы закладываем основу целой индустрии экономики, которая может приносить значительную прибыль. В мире есть много примеров, когда культурные пространства стимулировали развитие целых городов.

Ссылка на проект

Многофункциональное пространство D.E.PO

Авторы: Алишер Сакипов, Айгерим Сыздыкова

Двое архитекторов – выпускники "Болашак" создали проект креативного хаба. Один из соавторов Алишер Сакипов рассказал нам о нём.


Алишер Сакипов

Фото Святослава Антонова
Алишер Сакипов

Причины участия

В своё время я вместе с другими архитекторами-болашаковцами приходил в акимат с предложением создать центр урбанистики, который бы занимался проблемами развития города. Спустя несколько лет он был создан, и сейчас там работают наши коллеги, которые пригласили участвовать в этом конкурсе. Времени на разработку проекта было мало, поэтому я решил скооперироваться со своей знакомой, которая сейчас живёт в Японии и работает у известного архитектора Кума Кэнго.


Многофункциональное пространство D.E.PO

Концепция проекта

Наш проект сочетает в себе черты немного наивной и в то же время прагматичной идеи. Основная задумка – создание креативного хаба, где творческие люди смогут собираться вместе, работать и делиться со зрителем результатами своего труда. Чтобы проект был жизнеспособным и самоокупаемым, мы планируем выделить часть пространства под коммерческие нужды.


Многофункциональное пространство D.E.PO

Как перестраивать депо

Авторы проекта планируют разделить депо на несколько функциональных зон. Кроме того, проект предусматривает создание пространства для отдыха горожан.

Алишер: Нам нравится эстетика промышленного здания, и мы планируем по возможности сохранить все несущие конструкции. Депо станет галереей современного искусства. В этом здании есть широкие пролёты, которые позволяют выставлять масштабные объекты. Для устройства экспозиции можно использовать существующие рельсы. В левом крыле можно разместить пространство для лекций и тренингов. В то же время художники могут использовать его для создания своих работ. Правое крыло будет разделено на небольшие ячейки, в которых будут работать мастера, создающие вещи вручную.


Многофункциональное пространство D.E.PO

Многофункциональное пространство D.E.PO

Со стороны Гоголя мы хотим устроить зону кафе и ресторанов. Они могут разместиться в металлических контейнерах. С другой стороны будет пешеходная зона, где мы планируем построить амфитеатр и спортивные площадки. По всей территории будут проложены вело- и беговые дорожки, установлены лавочки. Часть трамваев можно превратить в недорогие кафе и классы для лекций.

Затраты и окупаемость проекта

По нашим примерным прикидкам, проект может стоить 4-5 миллионов долларов. Чтобы сократить расходы, при реконструкции депо можно использовать не столь дорогостоящие материалы. Прибыль проекту будут приносить точки питания, а также аренда мастерских и творческих коворкингов.

Ссылка на проект

Музейно-парковый комплекс общественного транспорта

Авторы: ТОО "Астанаинжпроект"

О проекте реорганизации трамвайного депо под музейно-парковый комплекс рассказала один из архитекторов компании "Астанаинжпроект" Анастасия Кеменева.


Сотрудники ТОО "Астанаинжпроект"

Фото Святослава Антонова
Сотрудники ТОО "Астанаинжпроект"

Причины участия

Трамвайное депо – это объект городского масштаба, и для такой крупной компании, как наша, было важно принять участие в этом конкурсе. Этот архитектурный объект имеет большое значение для многих жителей Алматы, и мы попытались оставить частичку депо, чтобы сохранить память о нём.


Музейно-парковый комплекс общественного транспорта

Концепция проекта

Проект компании ТОО "Астанаинжпроект" предполагает сохранение существующего здания депо и части оборудования для преобразования его в тематический музей.

Анастасия: Мы хотим, чтобы горожане не забыли, что у нас в городе когда-то ездили трамваи. Экспозиция музея будет посвящена истории общественного транспорта, а прилегающая территория преобразована в парковый комплекс. Посетители музея смогут больше узнать об истории города и развитии транспортной сферы. Одновременно они смогут отдохнуть в парке, перекусить, погулять на воздухе.


Музейно-парковый комплекс общественного транспорта

Музейно-парковый комплекс общественного транспорта

Как перестраивать депо

Проект музейного комплекса не предполагает глобальных изменений в зданиях. Само депо будет реконструировано с применением оригинальных материалов. Фасад здания будет украшен декоративными элементами, отделан кирпичом и стилизован под начало XX века.

Анастасия: К зданию депо мы добавим антресольный этаж. На первом этаже разместится основная экспозиция – автобусы, трамваи, троллейбусы, канатный, воздушный и водный транспорт. Большие пролёты позволяют разместить там крупные экспонаты. На втором этаже будет открыт "Гранд Макет Алматы" – интерактивная модель города. Там же планируем поместить модель "Алматы – от Прошлого в Будущее". Это экспозиция макетов, посвящённых изменению облика города. Часть экспозиции разместится на прилегающей территории. Остальное пространство будет засажено деревьями. Мы хотим создать парковую зону с детской площадкой и аттракционами, открытым кинотеатром и ярмарочной аллеей. Существующие рельсы будут сохранены, и по ним будут курсировать несколько подвижных составов.


Музейно-парковый комплекс общественного транспорта

Затраты и окупаемость проекта

Особое внимание в "Астанаинжпроект" уделили финансовой части. По подсчётам экономистов, стоимость строительства музея составит 5 миллиардов 137 миллионов тенге. Планируется окупать проект за счёт размещения экспозиций различных компаний (Air Astana, КТЖ, автобусные парки). Также планируется получать прибыль от аренды территории для проведения автовыставок и презентаций новых моделей автомобилей. По подсчётам специалистов "Астанаинжпроект", цена билета для осмотра всех экспозиций составит около 5000 тенге.

Ссылка на проект

Парк Алматы ДЕПО

Авторы: Творческая группа ULMUS (дизайнер Сабиржан Алымжанов, ландшафтный архитектор Анна Елисеева, финансист Ильяс Утепов)

Сабиржан Алымжанов и Анна Елисеева рассказали о своём проекте рекреационной зоны.


Сабыржан Алымжанов и Анна Елесеева

Фото Святослава Антонова
Сабиржан Алымжанов и Анна Елисеева

Причины участия

Анна: Наша творческая команда уже некоторое время работает над городскими проектами. Нам нравится урбанистика, и мы хотели бы изменить город к лучшему. Хочется верить, что конкурс будет честным и открытым.


Парк Алматы ДЕПО

Концепция проекта

Анна: Мы хотим реконструировать зелёный ландшафт территории, превратив её в открытое лофт-пространство комфортное для горожан всех возрастов. Здесь будут широкие аллеи для прогулок, места отдыха, зоны культуры, спортивные и детские участки. Помимо этого мы хотим сформировать среду для развития молодой и творческой аудитории в сфере искусства, науки и предпринимательства.

Сабиржан: Парк станет открытой и бесплатной зоной для культуры, отдыха, работы и занятий спортом.


Парк Алматы ДЕПО

Как перестраивать депо

Анна: Проект предполагает сохранение оригинального фасада зданий. Единственным дополнением станет украшение входной группы архитектурным скином в виде вырезанных элементов. Рельсы также планируем оставить, чтобы сохранить дух этого места. Само здание депо мы хотим превратить в многофункциональный выставочный павильон. Здание мойки можно сделать кафетерием. Ещё одно небольшое двухэтажное строение будет выполнять функцию коворкинга.


Парк Алматы ДЕПО

Административное здание у входа в депо мы хотим отдать под лофт-пространство. Там могут размещаться коворкинги, мастерские, развивающие и образовательные центры. Как я уже говорила, вся территория депо будет озеленена. На ней будут устроены амфитеатр, уличный кинотеатр, лектории под открытым небом, поляна для пикников, скейт-парк, скалодром, уличные тренажёры. Небольшой уголок парка будет отведён под музей истории алматинских трамваев, где будут выставлены старые вагоны, архивные фотографии депо и прочие материалы.

Сабиржан: У нас будут две детские площадки – бесплатная и коммерческая, с оборудованием от известной компании Kompan. При исследовании территории мы заметили, что вблизи от депо расположено несколько вузов. Зачастую студентам не хватает места, где можно спокойно поработать. Мы хотим создать его в нашем парке, поставив 25 столов со скамейками.

Затраты и окупаемость проекта

На строительство парка "Алматы ДЕПО" предполагается затратить 235,75 миллиона тенге (около 700 тысяч долларов). Ежегодные расходы на содержание парка составляют 92,7 млн тенге. По бизнес-модели команды Ulmus парк будет приносить прибыль за счёт сдачи в аренду коворкинга, выставочного павильона и работы точек общепита. По подсчётам авторов, проект можно окупить в течение трёх лет.

Ссылка на проект

Детская страна "Кидзания"

Авторы: Рауфжон Ергашев

Алматинский архитектор Рауфжон Ергашев решил создать проект детского центра, выполняющего образовательные и развлекательные функции.


Рауфжон Ергашев

Фото Святослава Антонова
Рауфжон Ергашев

Причины участия

Меня давно привлекала идея создания детского центра, ведь дети – это наше будущее! В современном мире они так погружены в смартфоны и планшеты, что теряют связь с реальным миром. Чтобы изменить ситуацию, нужно придумать, как занять их свободное время и при этом дать возможность развиваться. Территория депо хорошо подходит для реализации такого проекта.


Детская страна "Кидзания"

Концепция проекта

Страна "Кидзания" – это мини-города, где каждый ребёнок может выбрать себе профессию. В таком центре дети могут приобрести полезные знания и определиться со своим будущим. Дети здесь управляют самолётами, тушат пожары, создают журналы, проводят экскурсии по музеям. В городе есть свой товарооборот и валюта. Устраиваясь на работу, каждый ребёнок получает зарплату, на которую можно что-нибудь купить. Идея основана на известной мировой франшизе, созданной в Мексике. Можно купить существующую франшизу или сделать у нас её аналог. Мой проект будет интересен не только детям, ведь, кроме самой "Кидзании", в депо будут зоны для активного и тихого отдыха, а также место для проведения культурных событий.


Детская страна "Кидзания"

Как перестраивать депо

Я предполагаю сохранить основные конструкции здания, каркас и стены. Будет произведена внутренняя перепланировка помещений с зонированием пространства. На кровле можно установить витражи для дополнительного освещения. В главном здании депо разместится сама "Кидзания". В пятиэтажном здании администрации я предлагаю разместить коворкинг и лектории, а также помещения для различных кружков.

Можно будет построить ещё два здания - для художественной галереи и кулинарии с кафетерием. На самой территории депо можно разместить бесплатные мини-библиотеки, зону бесплатного доступа к Wi-Fi, площадку для скейтборда, зелёный театр (летняя открытая сцена), автостоянку, прогулочную зону.


Детская страна "Кидзания"

Затраты и окупаемость проекта

По моим примерным подсчётам, стоимость проекта составит 5 миллиардов тенге (15 миллионов долларов). Его можно реализовать за счёт вложений государства и частных инвестиций. Как показывает мировая практика, подобные детские центры – это очень прибыльный бизнес, который окупается в течение трёх лет.

Ссылка на проект

Политехнический музей

Авторы: Дизайн-студия Levelstudio (Асет Наурызбаев, Бекзат Аманжол, Билалдин Хаиров, Эмиль Мирзоев, Савва Матвеев)

Основатель студии Бекзат Аманжол и архитектор Билалдин Хаиров рассказали о своём проекте.


Сотрудники дизайн-студии Levelstudio

Фото Святослава Антонова
Сотрудники дизайн-студии Levelstudio

Причины участия

Бекзат: Наша студия является наследницей богатой истории создания музеев. Компанией моего отца было создано 63 музея в Казахстане. Levelstudio имела отношение к пяти музеям. В начале года к нам поступило предложение создать концепт политехнического музея в бывшем трамвайном депо. С этой идеей обратился предприниматель и общественный деятель Асет Наурызбаев. Когда стало известно, что трамвайное депо закрывается, возникло несколько инициатив по его преобразованию. Асет проводил опросы общественного мнения и писал письма в акимат. Возможно, в том числе и благодаря его деятельности был организован этот конкурс. Нам сразу понравилось его предложение, но мы не приступали к работе, пока не узнали о том, что объявлен конкурс.


Политехнический музей

Концепция проекта

Бекзат: Это не будет музей в привычном понимании этого слова. 75-80% экспонатов будут созданы на основе современных технологий. Посетители смогут взаимодействовать с каждой экспозицией. В музее будут присутствовать интерактивные инсталляции, кинетические скульптуры, дополненная реальность, 3D-маппинг. Мы хотим отдать дань памяти промышленному развитию Казахстана. В советское время у нас строились крупные предприятия, самый большой в мире угольный разрез "Богатырь", космодром "Байконур". Мы хотели бы создать интерактивные диорамы и макеты этих объектов. Помимо туристических целей музей будет выполнять функцию образовательного центра. Здесь могут разместиться технические кружки, инкубаторы и лаборатории, лектории для проведения воркшопов. Это учреждение станет полигоном для использования современных технологий. Алматинские школы смогут периодически проводить здесь открытые уроки и научные опыты.


Политехнический музей

Политехнический музей

Как перестраивать депо

Архитекторы Levelstudio предлагают сохранить кирпичные стены и несущие конструкции здания депо и его пристроек. Основным изменением станет перестроенная кровля и стеклянные галереи, объединяющие все объекты на территории депо.

Бекзат: Мы планируем демонтировать частично сгоревшую крышу и заменить её на плоскую кровлю. Там может разместиться кафе и смотровая площадка. Здание депо будет поделено на два этажа. За счёт этого мы хотим увеличить его площадь до 9000 квадратных метров. Этого места хватит для размещения экспозиции, лекториев, офисов, администрации и лабораторий. В бывшем здании мойки можно открыть кафе и магазины продажи сувениров, часть которых могут быть изготовлены в мастерских музея. В здании администрации депо на Байтурсынова можно создать тематический ресторан. Территория вокруг музея будет озеленена и благоустроена. Она может превратиться в удобное место для отдыха и занятий спортом.

Билалдин: По проекту часть крыши центрального здания будет застеклена. Там разместится атриум, который будет входом и центральной осью всей экспозиции. На одном из зданий будет установлена интерактивная LED панель. Посетители смогут управлять ею, меняя анимацию.


Политехнический музей

Затраты и окупаемость проекта

Бекзат: Мы не просчитывали детально экономику проекта. За счёт прагматичных решений и выбора современных материалов он может быть не столь дорогим. Примерно половину от стоимости составляют затраты на наполнение его контентом и необходимой техникой. Часть помещений и лаборатории музея могут сдаваться в аренду. Доход будут приносить тематический ресторан, кафе и торговая зона.

Ссылка на проект

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter