Победа Сооронбая Жээнбекова в первом туре выборов президента Кыргызстана вызвала в Казахстане определённый ажиотаж. Многие эксперты ждали бескомпромиссной борьбы между Жээнбековым и названным едва ли не "казахстанским" кандидатом – Омурбеком Бабановым. Сейчас в Бишкеке полным ходом идут переговоры внутри политических элит, решается вопрос состава будущего правительства и в целом команды президента Жээнбекова. Informburo.kz спросил отечественных политологов и экспертов о том, с чем придётся принимать бразды правления избранному главе Кыргызстана.
Отношения с соседями в приоритете
Первым делом Сооронбаю Жээнбекову, по мнению наблюдателей, предстоит реанимировать и придать новый импульс взаимоотношениям практически со всеми окружающими Кыргызстан странами: в первую очередь – с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.
По словам Азимбая Гали, доктора исторических наук, профессора Казахского государственного университета им. Аль-Фараби, необходимо внимательно смотреть на то, в какую сторону будет дан чёткий сигнал сотрудничества со стороны официального Бишкека:
"Жээнбеков не будет придерживаться радикальных взглядов, не будет и не сможет отказаться от содружества с Узбекистаном. Нам невыгодно ослабление Кыргызстана, рядом с нашими странами 32-миллионный Узбекистан. А Кыргызстану, который имеет ряд нерешённых вопросов пограничного характера с Узбекистаном, в целом не нужна конфронтация с нашей страной. Конфронтации никто не хочет, а то, что было предвыборное – многие восприняли это всерьёз. Поиграли в политику, какие-то региональные интересы сыграли, амбиции. Ни та сторона, ни казахстанская не могут серьёзно ухудшить взаимоотношения между двумя странами. А вот улучшить – есть в этом реальная потребность".
Аскар Нурша, руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, полагает, что не стоит считать Сооронбая Жээнбекова неким президентом с антиказахстанскими взглядами.
"Зря успели Бабанова так быстро поженить с Казахстаном, потому что Жээнбеков на самом деле ближе и более родственен как политик Казахстану, нежели Бабанов, – говорит Аскар Нурша. – Это лишь отчасти связано с возрастом, но больше речь идёт о том, что Омурбек Бабанов близок к политикам восточноевропейского толка. Он даже выбрал подобную модель поведения. Так что это большой вопрос – был бы Омурбек Бабанов удобным президентом Кыргызстана для нас? Двигалась бы с ним республика к олигархическому капитализму? Сейчас мы имеем дело с победившим на выборах представителем номенклатурных реформаторов-бизнесменов".
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев предлагает обратить внимание на то, что происходило во время предвыборной кампании в Кыргызстане. Но не на яркие слова Атамбаева о нашей стране, а на реальные действия местных властей:
"Казахстан ещё пару лет назад был бессменным лидером, но сегодня ситуация совершенно иная. Если Узбекистан реализует все намеченные реформы, то у нас под боком вырастет новый центр притяжения, новый лидер. Официальный Бишкек в таком случае может переориентироваться на долгосрочное партнёрство с Ташкентом, не будем отрицать и такой возможный вариант развития событий. Перед выборами, если помните, и Шавкат Мирзиёев посещал Кыргызстан, и Атамбаев был с ответным визитом".
Интеграция и примирение
По мнению известного казахстанского политолога Айдоса Сарыма, ситуация на границе накануне голосования в Кыргызстане должна научить обе страны не поддаваться на провокации. В следующий раз провокатором может выступить третья сторона, а братские народы могут стать пешкой в чужих руках:
"Меня что лично коробит в этой ситуации: понимаете, это же всё политтехнологии, мы понимаем, почему возникли эти словесные интервенции. Политикам необходимо было создать образ врага, значит, есть такие настроения антиказахские в кыргызском обществе, накопилось, наверное, много чего. Это на поверхности лежало, и это использовали. Но для стран-соседей, народов, которые невозможно представить один без другого, получается, такие глубинные настроения востребованы? И с нашей стороны тоже было что-то в почве. Это заставляет думать над тем, чтобы подобное исключить в будущем, – уверен политолог. – Потом, смотрите, сейчас нет ни у Кыргызстана посла в Казахстане, ни у Казахстана в Кыргызстане. Это хороший момент, чтобы направить в Бишкек очень весомого авторитетного политика. Не мальчика на побегушках или кадрового дипломата, который будет заходить только к министру. Когда в своё время там сидел послом Мухтар Шаханов, то он пользовался особыми привилегиями: мог позвонить президенту этой страны, попросить о встрече и так далее. Нам нужен такой политический тяжеловес и для Казахстана тоже. Чтобы он мог и к нашему президенту заходить и докладывать о накопившихся проблемах, и перед обществом говорить об этом. А это непросто. Это хорошая возможность, чтобы взять паузу и хорошенько подумать о кандидате на этот пост. Чтобы фигура устраивала обе стороны, нам нужен максимально возможный эффект".
Также политолог считает ненормальной ситуацией пограничные конфликты у стран, которые состоят в одном интеграционном союзе:
"Надо обратить внимание на то, что, несмотря на огромное количество документов, подписанных между нами, на то, что мы являемся участниками одних и тех же больших интеграционных процессов, происходят вот такие вещи. Когда мы можем закрывать границу, оскорблять друг друга. При этом всё это происходит не на институциональной основе, мы видим, что все наши отношения в итоге строятся вокруг отношений наших правителей, руководителей стран, элит и так далее. Что совершенно неправильно для государств, которые являются соседями, братьями".
Досым Сатпаев в интервью Informburo.kz отметил, что именно конфликтная ситуация с Казахстаном должна подтолкнуть официальный Бишкек на решение многолетних проблем двустороннего сотрудничества:
"У Казахстана и Кыргызстана были и до выборов серьёзные нерешённые экономические вопросы, – уверяет Сатпаев. – Наша страна заявляла о реэкспорте китайской продукции из Бишкека, а кыргызы по делу критиковали нас за создание барьеров и преград для их продукции. При этом обе страны находятся в ЕАЭС. Новым президенту и премьер-министру Кыргызстана придётся эти вопросы решать".
Политолог Ерлан Саиров в свою очередь уверяет, что негатив можно эффективно повернуть и в положительную сторону.
Предвыборная напряжённость в Кыргызстане спала, а значит, можно будет вернуться к деловому формату общения. К примеру, все четыре страны Центральноазиатского региона могли бы вновь обсудить и реально перейти к новому формату интеграции.
"Ведь наш Президент давно говорил о создании Союза центральноазиатских государств. Мне кажется, к этому вопросу нужно возвращаться, потому что один в поле не воин. Чтобы выстоять перед вызовами и угрозами, которые перед миром стоят и перед регионом в частности, нам нужны очень хорошие близкие партнёры. А государства Центральной Азии, они и ментально нам близки, и культурно, этот союз может стать дополнительным источников развития не только для Казахстана, но и для всего региона в целом, – считает политолог Саиров. – Я думаю, что все лидеры понимают, что для рывка вперёд нужны общие усилия. В Узбекистане и Кыргызстане к власти пришли прагматичные политики, и элиты всех стран региона понимают необходимость такого интеграционного союза. Если будет создано это пространство, где только человеческих ресурсов 60 млн человек, то страны союза могут достичь определённых целей. Сейчас есть понимание того, что в одиночку уже развиваться невозможно. И мы уже сейчас достигли предела одиночного развития".
Кто станет новым премьер-министром Кыргызстана?
До выборов активно обсуждался и новый вероятный пост для Алмазбека Атамбаева. Ему пророчили кресло премьер-министра страны, учитывая, что после конституционных реформ полномочия главы кыргызского правительства будут значительно расширены. Однако сейчас многие эксперты предрекают Атамбаеву роль теневого управленца, а пост премьера может достаться недавно назначенному на эту должность Сапару Исакову.
Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев признаётся, что всерьёз стоит анализировать статус самого Сооронбая Жээнбекова, то насколько он станет самостоятельной политической фигурой:
"Жээнбеков ещё во время избирательной кампании заявлял, что будет обеспечивать преемственность власти, чем ещё раз подчеркнул, что он находится в команде Алмазбека Атамбаева. Победа именно Жээнбекова на выборах, как заявлялось – большое желание самого пока ещё действующего президента Кыргызстана. Будет ли сам Атамбаев и дальше влиять на политику этой страны – большой вопрос. Как показывает история этой республики, в течение времени даже самые близкие соратники могут превратиться во врагов. Нельзя исключать, что Сооронбай Жээнбеков в будущем может начать свою собственную политическую игру, не стараясь быть марионеткой в руках Атамбаева".
Немаловажным остаётся и имя нового премьер-министра республики, который в будущем будет обладать не меньшими полномочиями, чем глава государства.
"Речь сейчас нужно вести и о будущем премьер-министре, который тоже должен появиться, – продолжает Сатпаев. – Атамбаев рассчитывает, что это будет член его команды. Но премьер и президент также могут вступить в некое противостояние. Модель "Путин – Медведев", которую Атамбаев пытается применить к Кыргызстану – да, это красиво звучит, но надо понимать кыргызскую специфику. Во-первых, Атамбаев не Путин, а Жээнбеков не Медведев. А во-вторых, кыргызская политическая среда слишком противоречивая и неоднородная, тандем может долго не продержаться".
Политолог и профессор Казахстанско-Немецкого университета Рустам Бурнашев считает, что у Сапара Исакова большие шансы на место премьера, однако вновь избранному главе Кыргызстана предстоит также налаживать диалог и с той частью общества, что проголосовала за Омурбека Бабанова. Ведь если интересы этих граждан не будут учтены, то ни о какой мирной передаче власти, как заявляют в правящей Социал-демократической партии Кыргызстана, речи не идёт:
"Я бы не стал торопиться с заявлениями о мирной передаче власти. Напряжённость в Кыргызстане никуда не делась. И мы сейчас имеем только первые дни после выборов, – уверен эксперт. – Мы не знаем наверняка, какую внутреннюю политику реально будет проводить новый президент. Жээнбеков не может не учитывать и те 30 с лишним процентов голосов избирателей, которые достались Омурбеку Бабанову. Эти голоса должны быть учтены. Вопрос – как это будет сделано".
Революционерам – реформы, инвесторам – проекты
Большую часть элит центральноазиатских стран весьма интересует экономическая политика нового президента. Многие ждут активной приватизации и особых гарантий для иностранных инвесторов. Из-за двух переворотов в республику не верят даже инвесторы из соседних стран, что уж говорить про крупных игроков.
По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, члена фракции "Народные коммунисты" Айкына Конурова, соседи давно испытывают некую усталость от постоянных революций в Кыргызстане. Большинству хотелось бы более прогнозируемых действий со стороны Бишкека, учитывая также его членство в ЕАЭС.
"Мы же находимся в Евразийском экономическом союзе, последние моменты, которые были вызваны событиями на границе, со временем сойдут на нет. Ситуация восстановится, – считает парламентарий. – Нам бы хотелось иметь стабильного партнёра, иметь соседа, у которого внутри страны нет проблем, разногласий. Потому что, как показывает история, внутренние проблемы и разногласия, они влияют на соседей и создают определённую напряжённость. Поэтому хотелось бы очень, чтобы Кыргызстан был стабильным, как в политическом, так и в экономическом плане, соответственно, чтобы эта страна выполняла свои обязательства в рамках ЕАЭС, Таможенного союза. Многие ощутили ту нестабильность, которая была в своё время в этой стране. Многие от неё устали и не хотят этого. Поэтому всё там происходит ровно и спокойно – чему я очень рад. Мне кажется, не только кыргызы устали, весь мир хочет стабильности, понятно, что стабильность эта достаётся многим очень непросто".
Снятие высокого уровня революционных потрясений прогнозирует и Аскар Нурша, руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК.
По его словам, у Жээнбекова есть два свежих негативных примера в лице Акаева и Бакиева, которые не дождались окончания своих президентских сроков:
"Всё зависит от того, как Жээнбекова примет кыргызское общество, и от того, как он себя поведёт. Мы видим, что Акаев не устраивал, в итоге получилось, что и Бакиев тоже не устроил. Поэтому, если Жээнбеков не будет наступать на те же грабли, то нас ждёт постепенное приближение Кыргызстана к политической модели других стран Центральной Азии. Это шаг к демократии, но в его более медленной версии. Он сделан настолько, насколько сам политический класс Кыргызстана был готов его сделать".
Список реформ, которые может провести Жээнбеков, достаточно обширный. Главный вопрос – в каком виде пройдёт реформаторство.
"Из всех кандидатов Жээнбекова можно отнести к более консервативному крылу. Но речь идёт о консервативном крыле в ряду реформаторов, – уверяет политолог Аскар Нурша. – Кыргызстан стоял на пороге выбора: к власти придут радикальные реформаторы, умеренные реформаторы или такого, как он, консервативного склада. Говорить о том, что реформ не будет, я не стал бы. Реформы будут продолжаться, этот механизм уже не остановить, но они будут проходить по наименее радикальной версии. Есть сторонники быстрых реформ, а то, что мы увидим, скорее всего, действующую кыргызскую власть будут, наоборот, обвинять в медленных темпах реформ".
По мнению Досыма Сатпаева, Сооронбай Жээнбеков во многом и после победы на выборах остаётся неким "мистером Икс" для большинства кыргызских граждан.
"В некотором смысле Жээнбекова можно назвать президентом больших кыргызских ожиданий. Все ждут от него каких-то первых действий. Вообще он тёмная лошадка для всех, даже для многих кыргызских избирателей. Те почти 55%, которые он получил, это довольно-таки хороший результат. Хотя тот же Атамбаев в 2011 году получил на выборах 62% голосов избирателей. Часть голосов Сооронбай Жээнбеков получил, я думаю, во многом благодаря необдуманным действиям Казахстана на границе. Своими действиями наша страна оказала поддержку именно Жээнбекову, непродуманными и не очень грамотными. Это ударило по Бабанову. В сухом остатке мы, активно отрицая своё вмешательство в выборы в Кыргызстане, в итоге оказали поддержку не Бабанову, в чём нас обвиняли, а кандидату, который с ним боролся. Парадоксально, конечно. В целом реакция Казахстана на слова Атамбаева показала, что у нас не умеют работать в рамках конкурентной борьбы. Реакция была топорной, а Атамбаев, кажется, этого от нас и ожидал".
Все высказавшиеся эксперты и политологи подчеркнули, что ясность наступит уже после 1 декабря, когда свои полномочия сложит Алмазбек Атамбаев. Определяющей для Кыргызстана станет инаугурационная речь Сооронбая Жээнбекова, в которой последний обозначит ключевые приоритеты своей политики на ближайшие шесть лет.
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5641
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2521
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2593
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2332
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2215
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2202
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2269
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2320
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2249
- 2
- 47
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2236
- 0
- 6