Министерство национальной экономики презентовало депутатам Мажилиса Парламента проект поправок в законодательство, направленный на передачу государственных функций в конкурентную среду.

В числе предлагаемых инициатив введение саморегулирования в сфере экологического аудита. Сегодня эта сфера полностью регулируется государством с помощью лицензирования. Лицензирование предлагается отменить, передав часть функций специальной саморегулирующей организации. Правда, есть одно условие – аудитор должен войти в состав юридического лица, который, в свою очередь, должен стать членом СРО – Национальной палаты экологических аудиторских организаций.

"За уполномоченным органом сохраняется функция по осуществлению контроля за деятельностью за Национальной палатой экологических аудиторских организаций на предмет соблюдения экологического законодательства. Палатой осуществляется контроль за деятельностью членов СРО в части соблюдения стандартов, правил и нормативов, которые будут разработаны палатой", – доложил вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов.

"Таким образом, законопроектом исключается лицензирование деятельности по проведению экологического аудита субъектов I категории хозяйственной и иной деятельности. Взамен вводится институт сертификации", – пояснил он.

Инициативу с обязательным членством аудиторов депутаты восприняли буквально в штыки. Внимательно изучив законопроект, парламентарии раскритиковали идею, предусматривающую создание при каждом госоргане специализированной национальной палаты, так как есть единая ННП и все отечественные бизнесмены в ней уже состоят, регулярно перечисляя членские взносы. Более того, по мнению мажилисменов, создание дополнительных организаций, которые будут подотчётны все тем же государственным органам, облегчат жизнь не предпринимателям, а этим самым госорганам.

"У нас получается, госорган за собой сохраняет функции контроля, помимо этого над бизнесом ещё создаются контролёры, куда он будет платить в обязательном порядке взносы. Это что такое? Мы говорим об улучшении условий для бизнеса и в то же время мы создаём надстройку", – возмутился депутат Мажилиса Парламента Азат Перуашев.

"Из всего этого следует, что бизнес мечтает, чтобы помимо обязательного членства в Национальной палате предпринимателей он ещё платил куда-то членские взносы – ему без этого жить невозможно?! Получается, что мы создаём ещё одну монополию, при том что никакого реального преимущества бизнесу это платное членство не даёт. Это легализация тех платежей, которые сегодня бизнес платит чиновникам", – добавил мажилисмен.

Обратить особое внимание, по словам депутатов, необходимо и на регламентацию деятельности саморегулирующих организаций. Вице-спикер Мажилиса привёл конкретный пример того, как контролёры пользуются своими полномочиями. Владимир Божко считает необходимым предусмотреть механизмы для того, чтобы избежать порочной практики.

"Когда мне посчастливилось работать министром по чрезвычайным ситуациям, у меня было очень интересное ведомство в подчинении – госматрезерв. Так вот эти аудиторские компании могли оценить: от нуля до бесконечности, и все, извините, составляют свои акты и стоимость оценённого имущества зачастую в зависимости от взаимоотношения оценщика и того, кто намеревается... Это проблема существует. Как мы можем избежать того, чтобы у нас впредь не появлялись экологические аудиторы, которые будут нюхать серу и говорить, что это Chanel No. 5 в окружении того или иного завода", – задался вопросом вице-спикер.

Кроме того, контролёры за разрешительные справки нередко требуют миллионы. Это, по словам Божко, судя по всему, разработчики законопроекта не учли.

"У меня создаётся впечатление, что вы не очень хорошо изучили... Прежде рынку отдали функцию – вопрос, связанный с проведением экспертизы технической безопасности объектов, и вы знаете, с чем мы столкнулись, в принципе, организации стали достаточно свободно определять стоимость справки в один-два листа, и стоимость этой справки по определению безопасности того или иного промышленного объекта выливается в миллионы для частного бизнеса, а без этой справки предприниматель не имеет права ввести новое предприятие. Эта проблема тоже достаточно серьёзно влияет на бизнес", – пояснил он.

Передача в конкурентную среду функции Министерства здравоохранения по определению степени удовлетворенности граждан уровнем и качеством оказываемой медицинской помощи – ещё одна инициатива, представленная в новом законопроекте.

"На данный момент функция осуществляется подведомственной организацией Министерства здравоохранения. Для обеспечения объективности предлагается данную функцию передать на реализацию неправительственным организациям, через госсоцзаказ", – проинфоримировал вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов.

В ходе жаркого обсуждения законопроекта депутаты пришли к выводу, что, прежде чем передавать государственные функции в конкурентную среду, необходимо определиться с тем, что именно чиновники намерены передать, а для этого важно понять, что такое функция. Кроме того, парламентарии пришли к выводу, что законопроект не предлагает чего-то кардинально нового.

"Вы говорите: "Базовый подход к процессу передачи функций. Функции, функции... вы везде употребляется это слово. Давайте начнём с того, что я попрошу: дайте, пожалуйста, научное определение термину "функция", – обратился к представителю Министерства нацэкономики депутат Мажилиса Парламента Абай Тасбулатов.

"Это перечень, который утверждён в рамках законодательства государственной организацией функции, которая на сегодняшний день реализуется самим госорганом центральным", – ответил вице-министр профильного ведомства.

"Нужно определится всё-таки с тем, что такое "функция". То, что сегодня предложено в виде передачи функций, например, исследования в некоммерческий сектор, то это, собственно, уже существовавшая до этого практика, которая называется государственный социальный заказ, – никакая это не передача функций. Я бы хотела обратить внимание на то, что, да, методика была презентована, но мы, депутаты, которые были членами экспертной комиссии, выступали и говорили, что эта методика непонятная, потому что изначально она не давала понимания, что такое "функция" , что такое "не свойственная функция", что такое "избыточная функция". Всё это должно быть в качестве глоссария представлено", – высказала своё мнение депутат Мажилиса Парламента Ирина Унжакова.

Передача функций от государства в частные руки подразумевает сокращение специалистов, а также снижение расходов государственного бюджета.

"Сколько человек будет сокращено и учтены ли сокращения в бюджете?" – поинтересовался депутат Мажилиса Парламента Азат Перуашев.

"В текущем году мы не учли это, поскольку закон ещё не принят", – ответил вице-министр национальной экономики Айбатыр Жумагулов.

Законопроет, направленный на передачу государственных функций в конкурентную среду, мажилисмены взяли в разработку и определились с составом рабочей группы. Документ предусматривает внесение изменений и дополнений в 7 законодательных актов Республики Казахстан: 3 кодекса и 4 закона.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter