Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4

Чтобы списать в утиль эти нелепые телодвижения нынешнего универа, в администрацию КазУМОиМЯ надо имплантировать иностранного спеца. Чтобы он пришёл, ужаснулся всем этим анекдотам и начал пошагово всё менять. Так поступили с отечественной авиацией. Так надо делать и с педагогикой. Для начала – с преподаванием английского языка и с продвижением трёхъязычия.

Раздать и разойтись

Вручение дипломов в КазУМОиМЯ – весьма высокоторжественная церемония. Актовый зал, гимн, рука к сердцу, ведущие, концертная программа. Рядом – преподаватели, с которыми шёл все эти годы рука об руку. Торжественно, волнующе, классно! Моя сестрёнка заканчивала в этом году иняз, и я сам стал тому свидетелем.

Это не просто процедура. Эта та самая воспитательная функция процесса обучения, про которую нам рассказывали тут.

Нашей группе церемонию раздачи дипломов сделали персонально. В той самой аудитории с голыми стенами. Без гимна. Тщательно подобрали дату: мрачнейший день в истории стран СНГ – 22 июня (кто не помнит – в этот день ближайший союзник Сталина вторгся в СССР, началась величайшая геополитическая катастрофа ХХ века).


На раздаче дипломов обошлись без гимна, актового зала и прочего пафоса

Фото из архива Руслана Минулина
На раздаче дипломов обошлись без гимна, актового зала и прочего пафоса

Рано утром нам разослали эсэмэски: мол, сегодня вечером состоится вручение. Кто-то был далеко от Алматы и даже за пределами Казахстана. Кто-то работал, и с работы попросту не отпустили, раз уж заранее не предупредил.

Два наших лучших препода также не смогли с нами попрощаться: и их тоже известили поздно. Словом, была без радости любовь, разлука будет без печали.

По итогам нашего обучения я и ещё несколько моих однокурсниц потребовали у университета вернуть нам часть денег за обучение. Это единственная наша возможность, как нам кажется, дать понять ректору, что пора немного менять свой подход к обучению студентов. Ответ ректора дал понять, что ничего мы не получим.


Отказ ректора вернуть деньги за обучение менялся в мотивировочной части от ответа к ответу. Но суть оставалась прежней: не отдадим

Отказ ректора вернуть деньги за обучение менялся в мотивировочной части от ответа к ответу. Но суть оставалась прежней: не отдадим

Сталкер или пугало?

Мы не раз спорили с ребятами на тему: надо ли меняться инязу или это уже всё – диагноз, безнадёга?


Идею трёхъязычия испортить сложно: но если очень стараются…

Фото Руслана Минулина
Идею трёхъязычия испортить сложно: но если очень стараются…

Учебник, над которым спать хочется. Образовательный портал с чужими заданиями, который универ выдаёт за свои. Мрачные чёрно-белые распечатки. Служебные туалеты под замком. Персональный столик для преподавателей в и без того весьма тесной асхане. Особый лифт для сотрудников. Система регулярных отметок посещаемости студента – как утренняя поверка в армии: явился, не явился, причина неявки. Бумажная регистрация в библиотеке каждого движения в особом журнале регистрации. Сдал книжку? Распишись в особом гроссбухе, что сдал. Взял книжку? Снова дай роспись! Каждый шаг – словно нырок в нафталиновое прошлое.

Может, опустить руки и плюнуть? Плюют ведь очень многие.

Фонд Фридриха Эберта провёл социологический опрос и выдал его результаты в пространном докладе "Молодёжь Казахстана в цифрах". "Определённую тревогу должен вызывать тренд, когда для большинства молодых людей образование как источник получения знаний теряет свою привлекательность, так как на первое место выдвигается "культ диплома", а не рост профессионализма за счёт получения и усвоения новых знаний. Это является достаточно опасным процессом".

Молодые люди в первую очередь воспитывают в себе преданность будущему шефу, но не профессионализм, подчёркивают социологи. Это – тренд намбер уан. Это для них – главное. А я тут про знания соловьём разливаюсь…

Атрофированное чувство ответственности учителя рано или поздно приведёт мугалима к конфликту со школьниками: он знает и они знают, что он "чайник" в своей работе. Қалай-болса-солай-учитель отыграется на безответных учениках за свой низкий профессиональный уровень, унизит их и растопчет их индивидуальность. Кого-то сломает, в ком-то потушит огонёк таланта.

А кто-то упрётся рогом, затаится, подрастёт – и начнёт мстить. Всем – преподам, директору, ментам, прокурорам. И снова город замрёт от "красного уровня": это на улицы вышел очередной продукт разгильдяя-препода…

У КазУМОиМЯ сегодня – уникальный шанс стать сталкером, проводником между двумя мирами и менталитетами: либеральным и патриархальным. Ни один из них не идеален сам по себе, но на стыке двух культур высверкнет уникальный сплав. По "Болашаку" учить наших бакалавров уже давно стало дорого. А вот для казахстанского иняза подготовить сельского паренька или девчушку и вернуть его/её в глубинку таким дипломированным "агентом влияния" – уже вполне по карману.

Чтобы списать в утиль нынешние нелепые телодвижения нынешнего универа, в администрацию КазУМОиМЯ надо имплантировать иностранного спеца. Чтобы он пришёл, ужаснулся всем этим анекдотам и начал пошагово всё менять. Так поступили с отечественной авиацией. Так надо делать и с педагогикой. Для начала – с преподаванием английского языка, с продвижением трёхъязычия. Так что в той шутке про объединение KIMEP и КазУМОиМЯ – лишь только доля шутки.

Надо сделать прозрачным расходование университетом денег, полученных от студентов за обучение. Барак Обама в своей книге "Дерзость надежды" писал: "Сами студенты могут потребовать, чтобы деньги, которыми распоряжается институтское руководство, направлялись на улучшение качества обучения, а не на строительство новых футбольных стадионов". Этот парень мне явно по душе. Ему скоро на пенсию: так почему бы его не позвать в наш иняз на царство? (Шутка, конечно, но в этом направлении надо двигаться).

Была бы политическая воля.

Иностранец объяснит ректору, например, что заменять хороший учебник его сканированной копией просто нельзя. Даже не потому что чужую интеллектуальную собственность красть нехорошо. Все же воруют. Почему ещё пару учебников не стибрить?

На чёрно-белых распечатках не привить любовь к языку (да и к любому предмету). Учебники потому и делают цветными, что у разного цвета свой учебно-психологических эффект воздействия на ученика. Красный, динамичный цвет – это энергия, жар, огонь. Освежающий оранжевый приносит удовольствие и радость. Стимулирующий жёлтый – это солнце и свежесть. Популярный же у университета чёрный цвет обозначает власть, основательность, смерть. Белый – непорочность, бесконечность, монархию.

И адмресурса, и власти, и бесконечности нынче – уже просто по горло.

Позитивчику дайте.

Нужен полноценный, заинтересованный диалог со студентом. На смену отпискам должна прийти политика «Жалоба как подарок», описанная, например теми же Джанеллом Барлоу и Клаусом Мёллером. Оказавшись внутри системы студент (как потребитель образовательных услуг) видит ситуацию в вузе лучше иного проверяющего, он на собственном опыте выявляет сильные и слабые стороны вуза – его оценка и советы помогут вузу выжить на рынке и завтра вновь сохранить свою привлекательность для новых студентов. Со временем ребята не просто робко будут выпрашивать у вуза скамейку в рекреацию, как это они иногда делают сегодня в пабликах vkontakte. Самые отважные рискнут, например, потребовать добавить яблок и бананов в меню столовой. Кто-нибудь посмеет выклянчить парковки для великов – их вуз разбежался было пообещать, но зачем-то заявки затребовал от студентов на каждое веломесто. На том и замерзли: еще в сентябре 2015-го.


Заявки на велопарковки (2015) потребовали сдать. На том и замерзли

Заявки на велопарковки (2015) потребовали сдать. На том и замерзли

А со временем, глядишь, и учебники начнут закупать – качественные, зарубежные, в нужном количестве. Прекратят мучиться с выдавливанием учебно-методического комплекса из собственных перегруженных преподавателей. Может быть, даже и проекторы появятся в достаточном количестве. Ведь даже в моей родной школе, где я проходил производственую практику, их оказалось в достатке, а в универе – вечный дефицит. Актуальные темы станем обсуждать на занятиях – мечтать так мечтать!


В родной школе прохожу производственную практику

Фото из архива Руслана Минулина
В родной школе прохожу производственную практику

Для самих же университетских педагогов самой сложной задачей будет необходимость балансировать между двумя ментальностями: нашей и западной. Между нашим экспертным и их аналитическим подходом. Необходимость сопоставлять и сравнивать. Думать и репу чесать. И, Құдай сақтасын, выводы делать.

А это непросто и рискованно.

Славить Абылай-хана и сакральную древность куда привычней.

И проще.

Дұрыс па?

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter