Прямой эфир Новости спорта

Что происходит с единственной уцелевшей детской железной дорогой? Репортаж из Караганды

Фото informburo.kz
Фото informburo.kz
В Караганде сохранился уникальный аттракцион: детская железная дорога.

Детская железная дорога Караганды на сегодняшний день единственная в Казахстане сохранилась практически в том виде, в котором была построена. Тепловоз тянут двигатели, собранные ещё советскими специалистами, большинство шпал и рельсов уложили в далёком 1956 году. Informburo.kz рассказывает её историю и то, с какими проблемами сейчас сталкивается единственный в стране и потому уникальный аттракцион.

Немного истории

Во времена Советского Союза в Казахской ССР было 12 детских железных дорог. Сейчас только три считаются действующими: в Шымкенте, Алматы, и Караганде. На каждой из них "работали" дети – были проводники, машинисты, диспетчеры. Учили их взрослые железнодорожники, которых на сезон командировали из "взрослых" отделений ЖД.

Со временем узкоколейки стали аттракционами, на которых дети могли просто кататься. В 90-е их разворовали, окна вагонов разбили вандалы, запчасти и медные детали сдали в пункты приёма металлолома. Краска на тепловозах облупилась, уцелевшие остовы вокзалов и вагонов облюбовали пьянствующая молодёжь и бомжи.

Со временем картина изменилась. Алматинский подвижной состав списали, заменив его на дизельную машину итальянского производства, стилизованную под тепловоз. В Шымкенте дорогу восстановили в 2015 году за счёт неравнодушных бизнесменов, оплативших все расходы. Но узкоколейка снова заброшена – в 2017 году местная прокуратура запретила эксплуатировать аттракцион.


Детская железная дорога в Караганде

Детская железная дорога в Караганде / Фото informburo.kz


Судьба карагандинской железной дороги сложилась иначе: в 2001 году её сняли с баланса "Казахстан Темир Жолы", сославшись на то, что она не приносит дохода, а тратиться на её ремонт и обслуживание нужно. До 2004 года она была "законсервирована" – никем не охранялась и быстро лишилась участков рельс, шпал, запчастей и более или менее презентабельного вида.

В 2004, к году празднования 100-летия железных дорог Казахстана, её отремонтировали и запустили вновь. Деньги на содержание узкоколейки стал выделять городской акимат. Но уже к лету 2006-го аттракцион снова перестал работать – путь в некоторых местах был повреждён при проведении земляных работ, часть звеньев демонтирована, насыпь разрыта экскаваторами. Восстановили дорогу довольно быстро: спустя год она уже возобновила работу, но опять ненадолго. В 2013 году начали строить новую трассу, соединяющую две части Караганды и проходящую по рельсам узкоколейки. Она не работала больше года, а к моменту запуска стала короче на 600 метров.

Зимой 2016 году дорога пришла в непригодное состояние: запчасти заканчивались, денег на её ремонт практически не было. Тогда в дело вмешались активисты.

"Какие могут быть аргументы против?"

Активнее всех за судьбу детской железной дороги тогда боролись двое: Павел Шумкин, карагандинский активист и общественный деятель, и прикованный к инвалидному креслу меценат Нияз Сундиталиев, пожертвовавший больным детям пять миллионов тенге, собранных на собственную операцию.

"Почему я выбрал именно детскую железную дорогу? В Караганде ведь много проблем – высокие бордюры, улицы….Ну, если бы я выбрал какую-то улицу и стал бы отстаивать её ремонт, то все бы решили: "Да он для себя это делает, это его улица!". А тут такого никто не скажет, какие могут быть аргументы против детского аттракциона, старейшего в Караганде, уникального? Никаких", – рассуждает Павел Шумкин.

Тогда активист встречался с чиновниками, убеждал их выделить средства на восстановление узкоколейки, проводил социальные опросы среди горожан и собирал подписи.

Нияз Сундиталиев действовал иначе. Он активно привлекал к проблеме карагандинцев через социальные сети. Ему удалось собрать небольшую группу добровольцев, которая согласилась выйти на субботник и очистить пути от мусора, обрезать ветки, мешающие проезду тепловоза, и даже разукрасить вагоны персонажами из мультфильмов.

Бился за сохранность узкоколейки и бессменный начальник детской железной дороги Караганды Виктор Луценко. Он охранял аттракцион от вандалов ночами, а днём своими силами ремонтировал подвижной состав и менял прогнившие рельсы. Он тоже убеждал власти в том, что закрывать аттракцион из-за нерентабельности – нечестно.


Виктор Луценко

Виктор Луценко / Фото informburo.kz


"Я говорил им всегда: "Вот вы детскую площадку построили – какая от неё прибыль? Никакой! Брусчатку положили на тротуар – это тоже никакой прибыли не даёт. Так почему детский аттракцион, старейший в стране и при этом вполне работоспособный на настоящий момент, должен быть рентабельным?". Мне отвечали, что содержание дороги обходится примерно в три миллиона тенге. При этом заработать на ней, учитывая цену билета 200 тенге, получается лишь около 500 тысяч за сезон на тот момент", – делится Луценко.

В итоге на ремонт и содержание аттракциона весной 2016-го из городского бюджета выделили четыре миллиона тенге. Дорога снова заработала. В конце сезона выручка оказалась в два раза больше прошлогодней – один миллион тенге. В 2017 году ещё больше – 1 200 000 тенге. В этом году нужно чинить давно вышедший из строя двигатель. Если не предпринять никаких мер, то этот сезон вполне может стать последним для детской железной дороги.

Борьба с системой

В этом году стало известно о том, что узкоколейку капитально отремонтируют впервые с момента ее запуска, в 1956 году. Починят двигатель тепловоза, заменят износившиеся детали, покрасят подвижной состав, обтянут скамейки в вагонах поролоном и тканью, заменят шпалы. На это уже выделено 11 300 000 тенге. Однако, несмотря на то, что сумму выделили ещё в начале года, а отремонтировать аттракцион планировали уже к середине мая, работы до сих пор даже не начинали.


Детская железная дорога в Караганде

Детская железная дорога в Караганде / Фото informburo.kz


"Было уже два конкурса, так положено, мы не можем выбрать подрядчика вне конкурсных процедур. Оба конкурса состоялись, выиграли разные фирмы. Но они, видимо, видели только сумму, а условия работ, которые они должны сделать, не читали или читали невнимательно. У этих фирм нет ни специалистов, ни оборудования для того, чтобы починить двигатель, к примеру. Там очень сложная и серьёзная работа. Я сейчас очень просто объясню, чтобы вы могли понять: двигатель нужно покрыть лаком, а затем обжечь в печи. Это большая, специальная, промышленная печь. Откуда она возьмётся у компаний, занимающихся ремонтом сельхозтехники, к примеру? Естественно, я всех этих победителей отсеивал, они нам не подходят", – говорит Виктор Луценко.

Тендер выиграли две фирмы: ИП "Кунжол" из Астаны и ТОО "Каз Power LTD". По мнению специалистов, в Караганде есть лишь одно предприятие, способное провести необходимые работы: ТОО "Камкор Локомитив" – филиал Карагандинского локомотивного депо. Из-за загруженности фирма не смогла принять участия в конкурсе, а объявлять его сейчас уже слишком поздно – первого июня узкоколейка должна заработать.

"Как показали результаты конкурсов, в Казахстане нет фирм, которые смогли бы произвести ремонт. Потому что специализация достаточно узкая. Мы чётко описали в технической спецификации, какой именно ремонт нужен. По всей видимости, ни одна из победивших фирм не изучала указанную информацию. С ТОО "Каз Power LTD" вопрос сейчас решается. До 20 апреля у фирмы есть время, поэтому мы пока не можем вести переговоры с другими поставщиками", – пояснил главный инженер КГП "Управление парками культуры, отдыха и скверами" акимата Караганды Талгат Смаилов.


Детская железная дорога в Караганде

Детская железная дорога в Караганде / Фото informburo.kz


Ремонт подвижного состава аттракциона отложили на осень. К этому времени планируется провести переговоры и заключить договор с локомотивным депо и внести выигравшие на предыдущих конкурсах компании в реестр недобросовестных поставщиков. Пока текущий ремонт тепловоза проведут сам Виктор Луценко и другие сотрудники управления парками и скверами Караганды. Этим летом поезд ещё сможет возить маленьких пассажиров. Несмотря на то, что аттракцион по-прежнему убыточный, речи о его закрытии больше никто не ведёт. По решению городских властей в этом году даже цена билета останется прежней – 200 тенге.

Поделиться:

Новости партнеров