Прямой эфир Новости спорта

Что мешает казахстанским товарам попасть на рынки других стран

Фото с сайта novostipmr.com
Фото с сайта novostipmr.com
Объём экспорта казахстанской баранины депутаты сравнили с двумя авто бизнес-класса и посоветовали искать товары с более высокой добавочной стоимостью.

Экспорт Казахстана в 2017 году по сравнению с годом предыдущим вырос почти на треть, однако особой радости по этому поводу не наблюдается, во всяком случае у депутатов. Если детально разобраться, что и сделали сенаторы в ходе круглого стола, посвящённого теме экспортной политики нашей страны, оказывается, положительная динамика связана исключительно с увеличением объёма продаж сырья, от чего Казахстан, по идее, стремится уйти. Что же касается готовой продукции и услуг, то развитие этих направлений по-прежнему оставляет желать лучшего.

"Наблюдающийся рост экспорта связан с увеличением товарных групп – это минеральные продукты: металлы и изделия из них. В целом сырьевой экспорт страны близок к моноэкспорту: более 90% его приходится всего на три товарные позиции – нефть, природный газ и металлы, чёрные и цветные" – заявил председатель Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Сената Парламента Аскар Бейсенбаев.

В августе 2017 года Правительство Казахстана приняло программу "Национальная экспортная стратегия". Её главная цель – создание необходимых условий для увеличения объёма несырьевого экспорта к 2022 году в 1,5 раза по сравнению с показателями 2015-го, а также диверсификация рынков сбыта и экспорта товаров и услуг. Следует отметить, что прямая финансовая помощь в виде госсубсидий предпринимателям стран, входящих в ВТО и ЕвразЭС, запрещена, поэтому Казахстан, как полноправный член этих организаций, вынужден был пойти другим путём, не противоречащим общим правилам.

Государство определило наиболее перспективные рынки для казахстанских товаров и услуг. Речь идёт о 27 странах, географически расположенных так или иначе неподалёку от границ нашего государства. Кроме того, учитывалась транспортная доступность. Выбранные страны условно поделили на несколько групп, в зависимости от степени экспортного интереса. Россия и Китай – наиболее приоритетные страны. Страны высокого экспортного интереса – Беларусь, Индия, Иран, Кыргызстан, Турция, Узбекистан, Украина. В числе стран умеренного интереса – Азербайджан, Армения, Афганистан, Грузия, Латвия. Страны, представляющие экспортный интерес в долгосрочной перспективе – Великобритания, Германия, Италия.

"Мы проанализировали рынки стран, посмотрели, импорт каких товаров и где растёт, что из этого производит Казахстан, производство чего может наладить наша страна в ближайшее время. В результате выбрали перечень потенциальных товаров на экспорт. Например, товары пищевой промышленности: растительные масла, кондитерские изделия, мука и мукомольные изделия, консервы. Кроме того, выбрали минеральные или химические удобрения, аккумуляторы, трансформаторы, детскую одежду, лекарства, медицинские изделия, стекло, строительные материалы", – сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов.

Развитие экспортной политики страны – так или иначе задача всех государственных органов и квазигосударственных организаций, в их число входит и Продовольственная контрактная корпорация. Прежде нацкомпании специально выделялись средства из бюджета на приобретение продукции отечественных сельхозпроизводителей с целью перепродажи её за границу, однако с этого года схема работы поменялась, и денег Продкорпорация больше не получает. Как результат – интерес к работе у нацкомпании снизился, чего не могли не заметить депутаты по ответам её представителя. А вопросов было много.

"Напрашивается вопрос, почему, имея множество программ по укреплению позиций отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынке, мы не можем достигнуть желаемого результата? Это говорит о том, что у нас нет нормальной результативной экспортной стратегии. Может, мы торговать не можем? Рынки сбыта искать не можем? Продкорпорация может мне сказать, что в этом году мы продадим столько-то пшеницы, столько-то чечевицы, мяса? Нет! Есть только намерения. Я разговаривал с крестьянами, Продкорпорация ещё ни одной тонны зерна не закупила. Почему мы не можем знать рынок на год вперёд, как другие страны? Почему не договариваются заранее о поставке нашей продукции?" – засыпал вопросами представителя нацкомпании депутат Сената Парламента Манап Кубенов.

"Чтобы заранее дать заказ крестьянам, нам нужно финансирование, весной мы должны профинансировать те культуры, на которые у нас есть контракты или будут контракты, – такое-то количество масличных, бобовых, фуража. Но в 2017 году нас не финансировали, денег у нас нет", – ответил заместитель председателя правления АО "НК "Продкорпорация" Сабит Кашкимбаев.

"В своё время были у вас и средства, и фьючерсы, но вы только деньги зарабатывали. Сегодня нам не нужно, чтобы вы зарабатывали. Найдите рынки сбыта. Вам дай деньги, вы закупите товары крестьян по цене ниже рыночной, а потом продадите дороже – это спекулятивная схема. Вы так работали. А сделайте без денег – найдите рынки сбыта, пусть даже за счёт процентов товаропроизводителей", – возразил сенатор.

Барьеров на пути к зарубежным рынкам сбыта у отечественных товаропроизводителей встречается немало, среди них транспорт и логистика – в стране не хватает до 5 тысяч грузовых вагонов. При этом дефицит связан не только с недостаточным количеством, но и с изрядными задержками на контрольно-пропускных пунктах на границах.

"Оборачиваемость одного вагона из Костаная в Узбекистан составляет до 33 суток.То же самое с авто. Срок получения специальных разрешений на провоз крупногабаритных тяжеловесных грузов в Казахстане составляет 4 дня, а в России – 15. Мы хотели бы попросить Министерство национальной экономики переговорить с российской стороной, чтобы привести к единым стандартам", – обратился зампредседателя правления НПП "Атамекен" Нуржан Альтаев.

Одной просьбой от НПП дело не обошлось. По данным "Атамекена", под угрозой находится экспорт 50 тысяч тонн казахстанской баранины в Китай. Причина возможного срыва контрактов – бюрократия на границе.

"Протокол с китайской стороной уже подписан, но единственное, граница ещё не открыта – необходима доработка документов, выдача сертификатов. Здесь мы бы попросили Министерство сельского хозяйства ускорить процесс, потому что китайские партнёры нам говорят: если до конца года мы не начнём поставки баранины, то контракт этот будет аннулирован", – добавил также представитель Национальной палаты предпринимателей.

Делать основную ставку на товары с высокой добавочной стоимостью порекомендовали сенаторы исполнителям программы развития экспорта. В противном случае, по их мнению, игра не стоит свеч.

"Мы не очень хорошие продавцы, но мы и не очень хорошие производители. Я с уважением отношусь к тому, что делают коллеги из Министерства сельского хозяйства, но 200 тысяч долларов за баранину – это два председателя колхоза купят себе по Lexus, и этих денег не будет. Я считаю, что нам нужно ещё раз хорошо проанализировать возможности экспорта Казахстана. Нужно ориентировать нашу экономику на товары, которые будут приносить добавочную стоимость в разы выше" – высказал своё мнение депутат Сената Парламента Михаил Бортник.

В итоге обсуждения сенаторы пришли к выводу, что главное – быть расторопными и не упускать своих возможностей. В качестве примера ошибки, на которой следует учиться, депутаты припомнили историю с производством полипропилена. Примерно лет семь назад Южная Корея предложила Казахстану выпускать этот продукт на заказ, однако у нас завод только начинает сейчас строиться. Тем временем такое производство в соседнем Узбекистане не только наладили, но и вышли с продукцией на российский рынок, на который также рассчитывала наша страна.

Поделиться:

Новости партнеров