
В 2018 году в Казахстане завершилась модернизация трёх крупных нефтеперерабатывающих заводов: в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. Сделано это было для покрытия дефицита топлива на внутреннем рынке. В итоге объём переработки нефти вырос с 14,16 до 17,5 млн тонн нефти, а выпуск высокооктанового бензина – с 2,6 до 5,426 млн тонн. На рынке возник избыток бензина и дизеля, экологичность самого топлива улучшилась до уровня Евро-4.
Однако изменения на НПЗ заключены не только в объёмах выпуска, но и устройстве работы обновлённых заводов: большое внимание, например, уделили автоматизации производственных процессов, повсеместно внедряются цифровые технологии. Корреспондент Informburo.kz побывал на Павлодарском нефтехимическом заводе и своими глазами увидел, что изменилось на предприятии после модернизации.
Казахстанский НПЗ на сибирской нефти
Павлодарский нефтехимический завод, или ПНХЗ, запустили в 1978 году. Поступает на него российская нефть, потому что изначально предприятие и было сконструировано под переработку сырья с западносибирских месторождений. Его химико-физический состав отличается от казахстанской нефти, потому использовать её на ПНХЗ нельзя.
Проектная мощность завода – переработка 6 млн тонн сырой нефти в год. Но на такие показатели пока не выходили: последние годы переработка была в районе 5 млн тонн, план на 2019 год – 5,4 млн. Это будет рекордом, отмечает начальник производственно-технического отдела предприятия Ренат Саликов.
В линейку продукции входят автомобильный бензин с дизелем, сжиженные газы, мазут с коксом и битум с серой. Теперь к ним присоединился авиационный керосин Jet A-1. Освоить его производство смогли именно благодаря проведённой модернизации.
Впервые о модернизации заявили, напомним, ещё в 2010 году, а завершилась она на ПНХЗ в конце 2017-го. Главным эффектом, помимо наращивания объёмов выпуска, стало увеличение глубины переработки нефти до 85%. Также с 2017-го на заводе ввели в эксплуатацию два новых технологических комплекса: комплекс изомеризации и сплиттера нафты и комплекс установок производства серы. Прошла реконструкция уже имевшихся комплексов первичной и глубокой переработки нефти, а также установки замедленного коксования.
Теперь производимые здесь бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо соответствуют международным экологическим стандартам Евро-4, или К4 и К5 в Таможенном союзе.
Работа без остановок
Ещё одно важное новшество – создание на заводе Центрального пункта управления. Здесь в онлайн-режиме операторы отслеживают производственные процессы и изменяют показатели работы установок, если это требуется.
"До модернизации этого пункта не было: диспетчеры сидели отдельно, а начальники смены ходили (для контроля производства. – Авт.) по всему предприятию. Пункт управления нужен, чтобы быстро решать вопросы производственной деятельности завода", – говорит начальник производственно-технического отдела ПНХЗ Ренат Саликов.
Также модернизация сняла острый вопрос с капремонтом завода, когда из-за остановок производства возникал дефицит топлива на рынке. Если раньше ПНХЗ ежегодно останавливали для проведения ремонта, то теперь это будут делать раз в три года.
Директор департамента по обеспечению надёжности и механической целостности производственных активов ПНХЗ Саятай Алипбаев отмечает, что раз в год всё ещё будут проводить остановочные ремонты, но на объёмы выпуска бензина и дизеля это не повлияет.
"Следующий капремонт планируется в 2021 году. Сейчас завод останавливается на 10-15 дней максимум – для технического освидетельствования. Это обязательное требование, потому что объект относится к опасным производствам", – подчёркивает Саятай Алипбаев.
Всего за прошлый год на предприятии переработали 5,3 млн тонн нефти, из которых 1,4 млн тонн – это бензин, 1,7 млн – дизельное топливо и 77 тысяч тонн – авиатопливо и другие продукты. Уже в 2019 году объём переработки на модернизированном заводе планируют нарастить до 5,4 млн тонн. Вся эта продукция обеспечит не только казахстанский рынок, который теперь забывает о дефиците, но и, возможно, пойдёт на экспорт в страны ближнего зарубежья.
-
1🏫 Новую школу за 1,4 млрд тенге построят в Улытауской области за счёт возвращённых активов
-
9959
-
1
-
53
-
-
2🏠 Купить нельзя продать. Что происходит с ценами на жильё в Алматы, Астане и Шымкенте
-
2684
-
0
-
10
-
-
3🔖 Токаев принял председателя АРРФР
-
2611
-
3
-
106
-
-
4🇹🇲🇰🇿 Токаев принял министра иностранных дел Туркменистана
-
2558
-
1
-
98
-
-
5🇨🇳 Китай вводит контрмеры против США: от тарифов до расследования в отношении Google
-
2474
-
3
-
31
-
-
6💰 Курс доллара снизился к тенге на бирже 4 февраля
-
2436
-
0
-
8
-
-
7🚘 🚗 Проезд по платным дорогам подорожал в Казахстане: на каких трассах изменили тарифы
-
2475
-
3
-
19
-
-
8❓ Онкологи ответили на самые важные вопросы: молодеет ли рак, помогают ли БАДы и когда появятся чудо-вакцины
-
2403
-
1
-
19
-
-
9💵 1,4 млрд тенге пытались незаконно провезти через границу Казахстана в январе
-
2549
-
0
-
7
-
-
10⚠️Названы топ-15 самых загруженных перекрёстков Алматы и возможные способы разгрузки города
-
2472
-
4
-
19
-