В Женеве представители более ста стран в течение двух недель примут ряд важных решений об опасных отходах. Это не те проблемы, о которых люди задумываются каждый день, но необходимость контроля в этой сфере, к сожалению, становится всё более очевидной, во всяком случае пока у человечества нет плана по переселению на другую планету.
"В мире 40 тысяч опасных веществ. Всё чаще происходят отравления опасными химикатами. Сотни тысяч детей умирают по причинам, связанным с загрязнением. Исключительно важно проводить такие встречи, чтобы свести количество опасных веществ в окружающей среде к минимуму и обеспечить нашей планете будущее", – сказал на открытии президент 13-й конференции участников Базельской конвенции Мохаммед Хашашнех.
К общему компромиссу должны прийти делегации стран-участников трёх конвенций. Базельская конвенция обеспечивает контроль над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Роттердамская конвенция описывает процедуру предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов. Стокгольмская конвенция содержит списки стойких органических загрязнителей.
Глобальная угроза с каждым годом только растёт, и просто необходимо минимизировать влияние опасных веществ на организм человека и окружающую среду. Однако исполнительный секретарь Базельской, Роттердамской и Стокгольмской конвенций Рольф Пайе отмечает, что добровольные взносы сократились, а без финансовой поддержки выполнение решений конференции будет невозможно. Он призвал страны, подписавшие конвенции, взять на себя финансовые обязательства, так как речь идёт о здоровье и жизнях людей.
"Жители планеты рассчитывают на адекватные решения, которые приведут к совершенствованию, к будущему, свободному от токсичности. Надеюсь, за эти две недели мы добьёмся прогресса в вопросах баланса между развитием и благополучием людей", – сказал Пайе.
Участники конференции отмечают, что проблема и в том, что не выработан механизм реализации положений конвенций. На организационном уровне всё отлично, но на практике иногда возникают сложности.
"Перед тем как производить что-либо, нужно в самом начале подумать, что вы будете делать с отходами производства и с самим продуктом после окончания срока использования, – говорит представитель подразделения ООН по реализации природоохранных политик Иржи Хлавачек. – Во многих странах совсем несложно поднять подоходный налог, но не лучше ли было бы поднять налог на использование опасных химикатов? Все три эти конвенции важны не только для устойчивого развития, но и для здоровья человека".
Он отмечает, что страны Центральной Азии испытали на себе последствия неправильного использования пестицидов. Он напоминает о том, что вышло в результате интенсивного выращивания хлопка в районах рек Сырдарья и Амударья и деградации почвы вокруг Арала.
"Конечно, в Западной Европе раньше начали этот путь к устойчивому развитию. Но у развивающихся стран здесь есть большой плюс: они могут учиться на уже совершённых ошибках развитых стран. Нужны хорошие законы, стратегии, но самая большая проблема – это заставить промышленные предприятия сотрудничать. Это не обязательно должны быть штрафы. Можно, наоборот, поощрять компании, которые сокращают количество вредных отходов в производстве", – сказал Хлавачек.
Казахстан присоединился ко всем трём конвенциям: в 2003 году – к Базельской и Роттердамской, в 2007-м – к Стокгольмской.
Тем не менее инфраструктура по сбору и утилизации опасных отходов в Казахстане практически на нуле. Опасные материалы сбрасывают в контейнеры, и в общем потоке они попадают на полигоны.
"Нет контроля за тем, кто принимает и кто вывозит эти отходы. Полигоны не имеют права их принимать. Но этот закон не работает. Они должны строить сортировочные пункты и чётко распределять, что можно хоронить на полигоне, а что нет", – говорит экологический инспектор департамента экологии Алматы Талгат Камбетов.
Большую опасность для окружающей среды представляет даже обычная батарейка: одна миниатюрная пальчиковая батарейка загрязняет участок почвы площадью в 20 м². Химические вещества просачиваются в грунтовые воды, испаряются в воздухе и постепенно отравляют природу и человеческий организм. Утилизация батареек должна происходить согласно санитарным нормам, то есть в специализированный контейнер.
Центр устойчивого производства и потребления Алматы предложил акимату проект по сбору и транспортировке этих отходов. К установке в городе специальных экобоксов проявили интерес магазины электроники.
Казахстан всё ещё не утилизирует отходы промышленности самостоятельно: тонны веществ ежегодно отправляют за рубеж, так в 2014 году Министерство энергетики сообщило о 80 тоннах отходов, вывезенных во Францию.
Талгат Камбетов отмечает, что есть положительная динамика: отчёты по опасным отходам в прошлом году сдали в два раза больше организаций, чем годом ранее. Но всё равно это даже не треть всех предприятий.
"Проверки осуществляют 10 инспекторов, которые физически не могут проверить сотни предприятий. Если видят нарушения, предприятие привлекают ответственности", – пояснил он.
Казалось бы, зачем присоединяться к конвенциям, основные положения которых страна едва ли пока в состоянии обеспечить? Но без участия в них не было бы шанса на дальнейший прогресс.
Директор подразделения ООН по реализации природоохранных политик (ЮНЕП) Ибрагим Тиав максимально доходчиво объяснил участникам конференции, зачем они собрались в Женеве.
"Я смотрю на своих детей, я думаю об их будущем, вспоминаю астронавта Нила Армстронга. Задумаются ли они о массовом освоении космоса? Мы вместе смотрим на звёзды. Но некоторые дети уже не видят звёзд из-за загрязнения. Мы не видим миллионов людей, погибающих из-за загрязнения, а сейчас их количество равно потерям от падения трёх огромных самолётов каждый час. Мы теряем контроль: внедряем технологи быстрее, чем можем решить проблемы. Нам не справиться с этим так быстро, но каждый здесь несёт моральную ответственность за то, что происходит. Для загрязнения нет границ, но мы должны искать общее решение. Если есть возможности защитить наших детей, мы должны использовать их все. Не надо ждать, пока произойдёт техногенная катастрофа. Когда вы отправитесь домой, сядьте со своими детьми и посмотрите на звёзды. В этот момент задайтесь вопросом: всё ли мы сделали на этой конференции, что могли, или не всё", – обратился Тиав к участникам встречи.