Понять, почему в Великобритании упали цены на топливо, в принципе, не сложно. У них тарифы на ГСМ напрямую связаны с ценами на нефть. Если стоимость барреля нефти снижается, то автоматически дешевеют и ГСМ. Соответственно, нельзя исключать, что уже к концу текущей недели литр бензина марки Normal будет стоить не 335 тенге в перерасчёте на наши деньги, а скажем, 330.

Всё просто: в пятницу за баррель нефти сорта ICE Brent Crude Futures давали 49,66 доллара, в понедельник та же "бочка" оценивалась в 49,03 "зелёных", а во вторник, 18 августа - уже в 48,55.  Это значит, что экономику Туманного Альбиона, возможно, ждёт существенный рост. Ведь со снижением цен на ГСМ дешевеют транспортные расходы, а вместе с ними  и основные товары и услуги. Так у них, но не у нас.

Всё как бы с учётом цен на нефть

В последние годы наше Правительство, занимаясь понижением-повышением цен на ГСМ, тоже официально как бы увязывает свои действия со стоимостью барреля нефти на мировых рынках. Например, 11 февраля, после того как на бирже в Лондоне фьючерсы на нефть сорта Brent были установлены на уровне 56,43 долларов за баррель, в Казахстане было принято решение снизить предельные цены на розничную продажу дизтоплива и наиболее ходовых марок бензина. В частности, и солярка, и бензин АИ-92/93 стали одинаково стоить 99 тенге.  Правда, с этими ценами на ГСМ казахстанцы жили лишь до 26 мая, то есть чуть больше трёх месяцев.

Дороже баррель, дороже и бензин

К тому времени нефть подорожала до 65,52 долларов за стандартную "бочку". Понятное дело, что цены на ГСМ, с точки зрения правительства РК, оказались уже неправильными, даже несмотря на то что на автозаправочных станциях, торгующих топливом из России, литр 92-го бензина к тому времени снизился даже до 95 тенге. В общем, за 5 дней до начала лета Министерство энергетики РК приняло решение установить новые предельные цены на ГСМ. В соответствии с этим до 108 тенге была увеличена цена за самый ходовой бензин марки АИ-92/93. При этом стоимость дизтоплива осталась прежней.   

Между тем, до июня 2008 года при стоимости барреля нефти сорта Brent в 128 долларов бензин АИ-92 в Казахстане продавался по 87 тенге за литр 

Вспоминая прошлые годы

Однако, если проанализировать информацию о стоимости в стране того же бензина АИ-92 за минувшие семь лет, то выходит, что государственное регулирование тарифов на горючее не очень-то соотносится с уровнем цен на нефть. Сегодня, например, несколько позабылось, что до июня 2008 года, когда за баррель нефти Brent легко давали 120 долларов, на наших АЗС "народная" марка бензина отпускалась всего… за 87 тенге за литр. Близкая же к нынешнему уровню цена за литр 92-го в 107 тенге появилась только  к концу июля 2008-го, когда все заговорили о предстоящей уборочной кампании, а стоимость бочки нефти перешагнула порог в 140 долларов. Всё "испортил" однако начавшийся после банкротства американского инвестиционного банка Leman Brothers мировой финансово-экономический кризис. Прилично подкосив стоимость барреля нефти, он уже к ноябрю 2008 года уронил казахстанские цены на литр 92-го до 94 тенге, а к началу 2009 года и вовсе до 72 тенге.

Ключевое событие

Любопытно, что тогда же в Правительстве страны начались разговоры о взятии под контроль всех без исключения нефтеперерабатывающих заводов страны, поскольку появилось мнение, что их частные владельцы не дают стабилизировать цены на топливном рынке Казахстана. К концу 2009 года данный процесс был в итоге завершён. С того момента, ссылаться на неких недобросовестных "частников-давальцев", мягко говоря, стало не совсем корректно. И, наверное, пришла пора признать, что за странные цены на топливо внутри страны ответственность несёт только отечественное Правительство.  Более того, складывается впечатление, что процесс ценообразования на ГСМ в Казахстане нередко имеет политическую подоплёку.


В конце 2009 года Павлодарский нефтехимический завод вошёл в состав НК "Казмунайгаз"

Фото с сайта partner.kz
В конце 2009 года Павлодарский нефтехимический завод вошёл в состав НК "Казмунайгаз"

Первые странности

В декабре 2009 года цены на бензин АИ-92 были установлены на уровне 82 тенге за литр. Нефть сорта Brent в тот момент стоила в пределах 73 долларов за баррель, а за доллар давали 149 тенге. Несложный арифметический подсчёт показывает, что в перерасчёте на американскую валюту "народную" марку бензина тогда продавали в Казахстане приблизительно по 55 центов. Новые цены на ГСМ появились 1 мая 2010 года, когда 92-й стал дороже на 2 тенге. В принципе, мелочь, если только не сравнивать с тогдашней стоимостью нефти и курсом доллара. Так вот, фьючерсы нефтяной смеси Brent Crude Oil в конце апреля того года оценивались максимум в 86,9 доллара за баррель, а за "портрет Вашингтона" давали чуть больше 146 тенге. Получается, что с начала мая АИ-92 стал стоить 57 центов за литр.

В 2010 году цены на топливо в стране за короткий срок изменились трижды

Незамеченные нюансы

Но этого, видимо, показалось мало. Уже к концу июля 92-й бензин подорожал до 86 тенге, в сентябре до 88, а в октябре его цена уже официально была 90 тенге за литр. Естественно, всё эти изменения тарифов проходили под разговоры о "повышении" мировых цен на нефть. И неважно, что в период с мая по август 2010 года цена на нефть сорта Brent устойчиво держалась в пределах 74-76 долларов за баррель. Случай подвернулся перед началом октября чуть ли не идеальный: на сентябрьских торгах в Лондоне Brent Crude Oil стала постепенно подбираться (это не опечатка) к отметке 80 долларов за баррель. Учитывая, что курс доллара был на уровне 147,45 тенге, литр АИ-92 автоматически подорожал до 61 цента.

Даты и события

Надо заметить, что в последующие пять лет этот "особый" приём формирования тарифов на горючее, при котором законы экономики приносятся в жертву политическим интересам,  Правительство Казахстана применяло неоднократно. Так случилось и в июне 2011 года, когда было объявлено, что "народный" бензин стал стоить 102 тенге или 69 центов ($1=146,34) при цене нефти в 105 долларов за баррель. И в апреле 2012-го: АИ-92 - 112 тенге или 75 центов, курс доллара - 148,07, баррель нефти - 122,23 доллара. Относительным исключением стал октябрь 2013 года, когда повышение цен на ГСМ (АИ-92 стал стоить 115 тенге, оставшись в долларовом эквиваленте на уровне 75 центов) можно было объяснить снижением стоимости Brent Crude Oil до 107 долларов за баррель.


Эти цены на топливо в Казахстане продержались с октября 2013 по август 2014 года

Фото автора
Эти цены на топливо в Казахстане продержались с октября 2013 по август 2014 года

Максимальная цена

Зато 21 августа 2014-го запомнилось всем казахстанцам наверняка. На фоне продолжающегося в течение года постепенного падения стоимости всех без исключения сортов нефти (Brent продавали по 102 доллара за баррель) Правительство страны объявило о новых предельных ценах на ГСМ. Больше всего традиционно вырос тариф на "народную" марку бензина, которую АЗС стали отпускать по 128 тенге за литр. Впрочем, если посмотреть на эту цену сквозь призму курса доллара, а за него год назад давали 182 тенге, то ничего неординарного как бы не произошло. Можно даже сказать, что топливо в стране в тот момент… подешевело. Ведь в долларовом эквиваленте АИ-92/93 стал стоить 70 центов.

В декабре 2014 года цены на ГСМ в Казахстане неожиданно снизились даже в долларовом эквиваленте

Теория и практика

Изменения же предельных цен на топливо в конце 2014 - начале 2015 года только подтверждают нашу теорию, что стоимость ГСМ в нашей стране никак не привязана к котировкам нефти на мировых рынках. В частности, 10 декабря прошлого года при первом снижении цен на топливо нефть сорта Brent на бирже в Лондоне стоила в пределах 70 долларов за баррель. Таким образом, новая цена литра АИ-92 в 115 тенге в долларовом эквиваленте стала равняться 63 центам (1 доллар был равен 181,70 тенге). Ещё ниже АИ-92, в перерасчёте на американскую валюту, стал стоить после второго понижения предельных цен на ГСМ 11 февраля 2015 года -  99 тенге или 53 цента за литр. Наконец, не наблюдалось какой-либо связи с мировыми ценами на нефть и при последнем изменении предельной стоимости ГСМ в Казахстане, происшедшем 28 мая текущего года. Как указывалось в самом начале этой публикации, в момент, когда стандартная "бочка" на лондонской бирже уходила по 65,52 долларов, цену "народного" бензина в стране подняли до 108 тенге или 58 центов за литр, в соответствии с курсом доллара в 185 тенге 80 тиын.  

Нельзя исключать, что в конце августа или в первых числах сентября цены на ГСМ в очередной раз станут выше. Основания найдутся 

Меж двух огней

Между тем, на дворе снова август, когда накануне очередной уборочной кампании по уже сложившейся традиции в Казахстане начинаются разговоры о новых ценах на ГСМ. По идее, они должны быть снижены, поскольку согласно самой последней информации за 19 августа 2015 года, октябрьские фьючерсы на североморскую смесь Brent продолжают своё падение и колеблются в пределах 48,6 долларов за баррель. Однако, если отправной точкой ценообразования ГСМ в нашей стране считать курсовое соотношение между долларом и тенге при "оптимальной" отпускной цене бензина АИ-92/93 , скажем, в 60 центов за литр, то велика вероятность, что в последние дни августа или в начале сентября будет объявлено об очередном повышении предельных цен на топливо. В этом случае, учитывая новый курс доллара, который, скорее всего, будет зафиксирован на уровне 195 тенге, тариф на самую ходовую марку бензина в стране поднимется до 117 тенге за литр.

На свою месячную зарплату среднестатистический житель Великобритании может купить 1964 литра бензина марки Normal

Наметившиеся ориентиры

Кстати, в момент работы над статьёй, словно по заказу, вслед за сообщениями из Великобритании пришла новость и из соседнего Китая непосредственно по рассматриваемой теме.  Согласно информации  от агентства "Синьхуа", Государственный комитет КНР по делам развития и реформ объявил о 8-м с начала года снижении цен на топливо в Китае. С 19 августа цена литра бензина марки Normal на внутреннем рынке Поднебесной будет стоить 98 центов или 191 тенге. Так что теоретически ориентиры для Правительства Казахстана ещё имеются.  Если, правда, смотреть в сторону Китая, а не Великобритании, где среднестатистический гражданин отныне сможет на свою зарплату в 2258 фунтов в месяц приобрести 1964 литра бензина марки Normal. Для сравнения: наша нынешняя среднемесячная зарплата по стране в 118 844 тенге при текущей цене АИ-92 позволяет стать обладателем только 1100 литров бензина. Вот только нефти на душу населения в Казахстане добывается в разы больше, чем в стране вечных туманов. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter