Эмир Кустурица всегда считался одним из самых главных талантов в кинематографической Европе, у него есть награды всех лучших европейских фестивалей: и "Серебряный медведь" Берлинале, и "Серебряный лев" из Венеции. К тому же Эмир Муратович – один из немногих режиссёров, кто является двукратным лауреатом "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля. Но последние годы о нём ничего не было слышно – восемь лет Кустурица не снимал. Увы, судя по новому, казалось бы, фильму, творческое молчание не принесло режиссёру никакого особенного прорыва и ничего принципиально нового: его самобытный киноязык узнаваем, но никаких открытий он не совершил.

Вероятно, это потому, что в новом фильме Кустурица позволяет себе быть сентиментальным, романтичным и по уши влюбленным не только в свою родную землю, музыкальную культуру, но и в прекрасную Монику Беллуччи. А влюблённые люди способны порой терять контроль, самокритику, и это нормально. О его новом фильме, в котором много фантазий и абсурда, мы написали со множеством спойлеров – иначе никак, так что берегитесь!

"По Млечному пути" – это любовная история, разворачивающаяся во время войны. Несмотря на то что в картине много стреляют, взрывают, сжигают, минируют и убивают, "По Млечному пути" – это совсем не о войне. Военный конфликт на Балканах, ставший одной из главных тем творчества Эмира Кустурицы, придавший его фильмам глубину, драматизм и превративший его в большого художника, служит здесь не самостоятельной материей, а лишь колоритным фоном.


Кадр из фильма "По Млечному Пути"

Кадр из фильма "По Млечному пути" / filmz.ru

Главный герой фильма "По Млечному пути" – молочник Коста (главную роль сыграл сам режиссёр), поставляющий на передовую свежее молоко. Он бесстрашно разъезжает во время бомбёжек и обстрелов и почему-то всё время на осле и с зонтом. Односельчане говорят, что во время войны его отцу отрезали голову бензопилой, с тех пор Коста слегка тронулся умом. Но влюблённой в него первой красавице села, взбалмошной чемпионке по гимнастике Милене (её играет великолепная сербская актриса Слобода Мичалович) это не мешает – она хочет выйти за него замуж.

Милена мечтает найти не только вторую половинку для себя, но и достойную невесту для своего брата-военного, и сыграть с ним двойную свадьбу в один день. Для него она похищает из приюта для беженцев кроткую и добрую красавицу, итальянку с сербскими корнями (её играет Моника Беллуччи). Невеста согласна остаться в этой далёкой деревушке и выйти за первого встречного, ведь её жизнь уже несколько лет висит на волоске: её разыскивает бывший любовник – генерал из числа миротворцев. Он обещает найти её и убить, как и всех, кто рядом с ней. Естественно, что в такую женщину, от которой веет опасностью, приключениями и способностью испытывать глубокие чувства (доказательство этому – великолепный советский фильм "Летят журавли", который любит смотреть героиня), молочник не может не влюбиться. А там, где большая любовь, там много и пролитой крови тоже.


Трейлер фильма "По Млечному пути"


Фильм "По млечному пути" мог бы стать большим антивоенным манифестом, и, видимо, режиссёр на это и рассчитывал. Во всяком случае об этом говорят чуть пафосный, но всё-таки мощный и красивый финал и некоторые режиссёрские приёмы, которые он использует. К примеру, Кустурица не раз показывает деревню, где происходят события, сверху – то ли с высоты полёта хищных птиц (которых в фильме приличное количество), то ли с позиции бомбардировщиков, которые несколькими налётами способны уничтожить эту благодатную землю. Сцена, где солдаты, увлёкшись бабочками, бегают по полю, восхитительна.

Однако с символизмом и абсурдизмом режиссёр явно перебрал, теперь понятно, почему нового Кустурицу кинокритики разнесли в пух и прах. Главные носители символов в новом фильме – это представители фауны. Это хоть и роднит немного картину с его знаменитым "Андеграундом", но всё же там они вписаны органично, а здесь их наличие в кадре искусственно. Зрителю остается только гадать, к чему эти гуси, принимающие кровавые ванны, змеи, пьющие молоко, пританцовывающие под музыку охотничьи птицы, глупые курицы, любующиеся своим отражением в зеркале, и медведи, которые едят апельсины. То ли они символизируют участников мировой геополитики и супердержавы (спаси нас, Господи, от мировых держав и безумных женщин, говорится в фильме), то ли ещё кого. Забавно, что на протяжении всего фильма змеи, овцы, пчёлы, бабочки и соколы помогают героям. Они превращают фильм в сказку для взрослых, а этот мир – в некое подобие Рая (естественно, до прихода сюда агрессора).


Кадры со съёмок фильма "По Млечному Пути" Эмира Кустурицы

Кадры со съёмок фильма "По Млечному пути" Эмира Кустурицы / filmaffinity.com

Несмотря на вполне обоснованную критику Кустурицы, по сделанной картине понятно, как режиссёру важен и дорог его новый фильм: он пытался вместить в фильм всего себя во всём разнообразии, и не зря он пригласил в свою картину первую красотку Италии, одну из самых желанных женщин мира – Монику Беллуччи. Такое ощущение, что режиссёр нарочно затеял всё это, для того чтобы побыть подольше в кадре с любимой актрисой. И получилось у них это прекрасно, оба на высоте, иногда в прямом смысле этого слова. Что касается Моники Беллуччи, она, безусловно, секс-символ и не теряет формы, но её партнёрша по фильму – сербская актриса Слобода Мичалович настолько раскованна, необузданна и хороша, что впору говорить о новой Беллуччи.

В завершение лишь добавим, что финалом своей картины "По Млечному пути" Эмир Кустурица, наверное, закрыл для себя тему войны как одного из главных лейтмотивов творчества, и это радует. Возможно, это и не самая лучшая картина сербского режиссёра, но если вы поклонник таланта Эмира Муратовича, то удовольствие от его нового фильма получите однозначно. А если нет, то посмотрите ленту как минимум с любопытством (и если получится – с субтитрами, певучий сербский язык этого достоин). В Chaplin Cinemas это возможно.

Картина "По Млечному пути" уже в прокате.


Кадр из фильма "По Млечному Пути"

Кадр из фильма "По Млечному пути" / startfilm.ru

Плюсы картины: очень живописная картина исключительной красоты. Хороши актёрские работы: и обеих красавиц – Моники Беллуччи и Слободы Мичалович, и самого Эмира Кустурицы

Минусы картины: С символизмом у Кустурицы перебор. Используемые им абстракционистские приёмы превращают картину в буффонаду. Много самоповторов.

Кому смотреть: всем поклонникам Эмира Кустурицы

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter