Со стороны критиков отечественного кино периодически звучат обвинения в популяризации бандитской темы. Мол, снимать, что ли, больше не о чем – сколько можно прославлять криминал?! А вот западных кинематографистов эта тематика ничуть не смущает, и они продолжают доставать из полицейских архивов всё новых и новых персонажей. Теперь очередь дошла до братьев Реджи и Ронни Крэев, бывших в 1960-е одновременно грозой и звёздами Лондона.

Справедливости ради, в Англии тоже не все остались довольны фильмом американца Хелгеланда. The Telegraph не устаёт напоминать читателям: "Не нужно забывать, что братья Крэи были убийцами", а родственники жены Реджи обиделись, что с ними не посоветовались, когда живописали образ Фрэнсис Крэй, неожиданно занимающий очень важное место в фильме. Хотя бы потому, что от её имени ведётся рассказ о пути братьев из низов Ист-Энда к славе.

Все ждали от Хелгеланда, блестяще адаптировавшего роман Джеймса Эллроя для "Секретов Лос-Анджелеса", а потом проделавшего тот же фокус с "Таинственной рекой", сильной криминальной драмы. На деле же "Легенда" - это, скорее, криминально-комедийная мелодрама, где противоречий во взаимоотношениях между братьями, а также между Реджи и его женой показано куда как больше, чем в их криминальной деятельности. С шуточками-прибауточками они подминают под себя то один, то другой бизнес, расправляются с конкурентами (конечно, парнями ещё хуже!), ведя на людях вполне благопристойную деятельность в клубе, куда захаживают знаменитости вроде Джоан Коллинз, а со сцены поёт Тими Юро – вторая роль в кино британской певицы Даффи, которая там, впрочем, исключительно "как мебель".

В общем, в какой-то момент ловишь себя на мысли, что начинаешь симпатизировать братьям, даже съехавшему с катушек и не стесняющемуся своей гомосексуальности (в 1960-е годы в чопорной-то Англии!) Ронни. Сцена драки между Реджи и Ронни в их же собственном казино и вовсе – практически Чарли Чаплин. Так что первая половина фильма пролетает легко и незаметно.

До настоящей драмы Хелгеланд добирается только, когда отношения между братьями действительно осложняются, что отражается в большей степени на окружающих. Тут сразу вспоминаются Майкл и Фредо Корлеоне (где, кстати, один из братьев тоже был немного не от мира сего), но до уровня Фрэнсиса Форда Копполы Хелгеланду очень и очень далеко. Хотя тема, безусловно, интересная – когда родной по крови человек становится настолько омерзителен, что его хочется убить, и осознание этого отравляет разум.

Впрочем, больше, чем криминальной драмы от Хелгеланда, зрители ждали выступления Тома Харди. Британский актёр застолбил за собой амплуа сурового, харизматичного, но способного на неожиданные чувства героя ("Воин", "Самый пьяный округ в мире", "Номер 44"), но тут ему пришлось сыграть ещё и сразу обоих братьев. И если первые минут пятнадцать ты ещё придирчиво сравниваешь исполнение Томом роли Реджи и роли Ронни, то дальше в сознании их образы настолько расходятся, что действительно начинают восприниматься как два абсолютно разных человека. Какими, собственно, близнецы и были: Реджи – щеголеватый, желавший выйти из тени и активно пытавшийся легализовать их с братом "бизнес"; и сидевший на таблетках психопат Ронни, которому бандитские разборки были гораздо больше по душе, чем смокинг и приглушённый свет джаз-клуба. Реджи Крэй – очень близкий к предыдущим ролям Харди герой. В отличие от Ронни (хотя можно вспомнить фильм "Бронсон"), и по ощущениям, с ним Тому пришлось сложнее. Но оно того стоило – без Харди это было бы совсем другое кино, которое, боюсь, вряд ли привлекло бы такое внимание. В итоге же фильм "Легенда" побил британский рекорд кассовых сборов для рейтинга 18+, оставив позади культовую ленту Дэнни Бойла "На игле".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter