Обретение звания мегаполиса и статуса города республиканского значения требует от Шымкента не только изменений в управленческом аппарате, но и серьёзных архитектурных преобразований. Город должен стать удобным для жителей и привлекательным для туристов. Журналист Informburo.kz встретился с главным архитектором Шымкента Нурланом Архабаевым и обсудил особенности большой стройки.
Генеральный план развития города, утверждённый всего шесть лет назад в 2012 году и подлежащий реализации до 2030 года, предусматривает, что население в Шымкенте достигнет полутора миллионов человек. То есть коренных изменений он не требует и рассчитан на гипотетический рост жителей. Однако статус города республиканского значения налагает определённые обязательства.
Самое главное, что в ближайшие годы придется победить властям – это тотальную малоэтажную застройку. Как отметил главный архитектор Шымкента Нурлан Архабаев, в мегаполисе соотношении многоэтажек к малоэтажкам должно быть 60% к 40%, в Шымкенте все наоборот. Высоток не более 30%, тогда как частный сектор занимает 70, а по некоторым подсчетам и все 80% территории мегаполиса. "Плохих" процентов добавили присоединенные к Шымкенту в 2013 году земли близлежащих районов.
"Территория Шымкента – 117 тыс гектаров с прилегающими районами, к нам в город вошло 77 тысяч гектаров. Поэтому всё надо приводить в порядок. Несмотря на то, что мы сейчас получили статус "республиканский", увеличивать территории или уменьшать мы уже не сможем, потому что есть постановление Правительства о передаче земли. Мы в любом случае на этой территории будем работать. Мы не должны расширяться, мы должны расти вверх. Многоэтажка для сервиса удобнее, для коммуникаций. Это из экономических соображений", – пояснил Нурлан Архабаев.
Активное многоэтажное строительство уже ведётся в северной части Шымкента. Это знаменитый микрорайон Шымсити на 420 га, который после завершения способен будет вместить до 70 тысяч жителей. Интерес к его сооружению проявила уже известная своими умными домами в Астане и Алматы казахстанско-корейская компания Хайвилл. Она планирует застроить 60 гектаров.
Интерес к развитию нового мегаполиса проявили также компании Базис-А и BI-group. Они уже купили землю в административно-деловом центре Шымкента и разрабатывают рабочий проект многоэтажного жилого комплекса. Если проект будет удачным, возможно, начнётся стройка и в Шымсити.
Высотными должны по генплану стать и микрорайоны Бозарык и Туран. Сейчас там в большей степени строятся частные малоэтажные дома.
"В южном, западном и восточном направлениях тоже в планах многоэтажная застройка. В восточном направлении – микрорайон Сауран. В западном направлении в сторону Туркестана тоже многоэтажное строительство, прямо вдоль трассы ЗЕ-ЗК. И вдоль набережной реки Бадам тоже. Там приличная территория около 1000 га, это напротив аэропорта. И кроме этого в южном направлении, в Ташкентском, вдоль магистральной улицы, и также параллельно будет пробиваться улица Кунаева, и между ними вдоль трасс должна быть многоэтажная застройка",- сообщил архитектор Шымкента.
Бульвар Кунаева в Шымкенте сразу строился непросто. Для его прокладки снесли целый район "Нахаловки", десятилетия существовавший вопреки ранее утверждённому генеральному плану развития города. Дойдя до бани по улице Туркестанской, стройка остановилась на долгие годы.
Баня, которой по свидетельствам историков более 100 лет, долгое время была тормозом в строительстве дороги. Все понимали, что новая трасса разгрузит центр Шымкента, но и расставаться с древностью шымкентцам не хотелось.
Только минувшей весной в банной проблеме была поставлена точка – здание снесли. Чтобы построить следующие 580 метров дорожного полотна шириной 42 метра, судя по паспорту объекта, потребуется снести 73 жилых дома Старого города. Владельцы 33 из них компенсации уже получили. Остальные недовольны предложенными суммами и активно ходят по судам. Второй этап улицы Кунаева от Айтеке би до Володарского, – протяжённостью 480 метров и шириной 42 метра.
Власти хотят сделать Старый город местом притяжения туристов и на днях презентовали план детальной планировки. Все дома и строения сносить не собираются, но их владельцы должны привести здания в порядок, стилизовать под старину. Также согласно плану здесь появятся кафе, чайханы, ремесленные мастерские – все в старинном стиле. Закончить хотя бы несколько этапов строительства улицы Кунаева власти планируют в лучшем случае к 2021-2022 годам. Согласно генплану эта улица должна пройти через реку Бадам и завершиться на южной объездной дороге, которой тоже пока не существует.
Весной этого года власти начали активное преображение набережной речки, текущей через всю территорию Шымкента – Кошкараты. Предприимчивые жители давно застроили её берега туалетами и мойками для автомобилей.
Предписания на снос незаконных построек жители берегов получили еще в 70- годах прошлого века, но руки до реализации задуманного дошли только в 2018-ом.
Отремонтировав чуть более километра, работы снова остановили. Выяснилось, что новой власти маловато 10-метрового отчуждения и дорожек с лавочками и фонарями: задумки в связи с "мегаполисностью" стали грандиознее.
"Хотим улучшить проект, – поясняет Нурлан Архабаев. – Нужно корректировать, потому что сделано хорошее дело, но раз статус республиканского значения, надо чтобы и объекты все соответствовали. Дали группе архитекторов, чтобы они внесли свои предложения. Мы решили рассмотреть проект глубже, учитывая ширину 30 метров от реки и увидеть конкретную концепцию. Окончательное утверждение будет в ближайшее время".
Городище Шымкент – это бывшая цитадель города. Крепостные стены со временем обросли почвой, но их можно открыть. Раскопки древней цитадели то начинались, то вновь прекращались. Во время одной из них было найдено доказательство, что Шымкенту две тысячи лет. По замыслу властей, городище войдет в архитектурный туристический комплекс, объединённый со Старым городом, расположенным у подножия крепости.
На городище случаются пожары. Местный житель сообщил, что костры разводит молодежь, которая облюбовала пустующий холм для своих забав. Последний пожар тушили тут за несколько дней до этого интервью.
В СМИ просачивалась информация, что все строения на городище снесены. Однако это не так. Здесь всё ещё стоят несколько хибар, в которых живут 10 семей – около 40 человек. Как рассказала местная жительница Бота, идти им некуда, и поэтому они счастливы, что власти о них пока забыли. Так и живут годами без каких-либо коммунальных услуг.
"Мы тут уже шестой год живем, но аренду платим исправно, относим хозяину, его брат работает на базаре. По 8 тысяч тенге в месяц. Тут нет ни воды, ни электричества, ни газа. Воду берем у соседей, свет вот в том гараже, хозяин нам разрешил. Так и живем, бутылки, металл собираем, сдаём. Работы постоянной нет ни у нас, ни у мужчин наших, есть только детские пособия. Вот видите, сноха не выдержала такого житья, переезжает к своим родным и детей забирает", – вздыхает Бота.
Городище со всех сторон облеплено строительными магазинами – это самое популярное место у любого "шымкентца в ремонте". Тут можно приобрести всё: от цемента до золотого унитаза и кровати под балдахином. Уже лет 10 идут разговоры, что строймаркетам в древнем центре города не место. Но даже намёки на снос приводят местных жителей в ярость. Однако теперь, уверяет архитектор Шымкента, вопрос всё-таки будет решен в пользу туристической привлекательности города.
"Строительные магазины в любом случае будут убираться, завтра или послезавтра, но обязательно. Десятилетия об этом говорится. Это будет историческая зона. Может локально какие-то магазины останутся, но это не строительные, а объекты сервиса, досуга, питания", – отметил архитектор Шымкента.
Со временем Шымкент должен избавиться и от микрорайонов под названием Зеленые балки под номерами 2 и 3, расположенных вдоль железнодорожной линии. Селиться здесь начали ещё строители Турксиба в начале 20-х годов 20 века. Приезжающие не хотели отдаляться от вокзала, справедливая полагая, что работа здесь всегда найдется. Они строили дома без фундамента из самана.Новоприехавшие снова занимали пустующие участки земли, самострой тут продолжался и после войны.
В итоге район превратился в трущобы. Домики и сараи словно набегают и налезают друг на друга, не оставляя ни клочка свободной земли. А по некоторым улицам не пройти и в одиночку – настолько они узкие. Побывав в этом районе, аким города Габидулла Абдрахимов признался, что дома больше похожи на курятники и жить так нельзя. Предложил построить многоэтажки, в которые переселить местных жителей, а район сравнять с землей. Но реализовать этот план сложнее, чем кажется.
У большинства здешних жителей нет никаких документов на землю и строения. За две легализации в микрорайоне Коксай-3 правоустанавливающие документы оформили 309 хозяев из 329, а в Коксай-2 половина из 700. Первыми пойдут под снос остатки Зелёной балки-1, это по диагонали от ж/д вокзала. На территории в 40 га уместились 500 домостроений.
"Сроки избавления от трущоб пока не известны, руководство думает, как это сделать. Программа есть, но пока она в полной мере не работает. Это программа Жангыру – вдоль реки Кошкарата, снос старых и ветхих домов. Была идея построить многоэтажные дома. Пока это остаётся идеей. Сейчас думаем что-то построить и переселить туда или в другом месте построить, но идея существует. Идут расчеты, оценка.
Местные жители рассказывают, что своё прозвище "Зеленая балка", в 2000-х территория которой была даже узаконена (микрорайоны назвали Коксай-1, 2 и 3), это место получило благодаря низеньким крышам, которые из экономии сверху засыпали землей. Весной на крышах росла трава и расцветали цветы, так что если глядеть на них с железнодорожного моста весь район, выглядел как зеленеющий овраг, вот и прозвали его "Зеленой балкой".
Проспект Кабанбай батыра – это бывшая Зелёная балка под номером 1. Её пустили под бульдозер в конце 70-х годов. Не верится, что на месте "трёх богатырей", как называют в народе здешние три высотки, когда-то тоже ютились, наползая друг на друга хибары и трущобы из самана.
Проспект Кабанбай Батыра упирается в железнодорожный вокзал. Его тоже ждёт реконструкци, но за счёт КТЖ, а прилегающую территорию будут облагораживать на средства из республиканского бюджета.
Вероятно, после благоустройства с привокзальной площади исчезнут многочисленные большие и малые кафе и столовые с уличной едой. А пока здесь не кончается поток людей, желающих выпить квас из пластиковой бочки, стоящей на солнцепёке весь день, или коже из ведра, прикрытого марлей сомнительной чистоты.
Согласно генплану Шымкент обзаведётся ещё одним ж/д вокзалом. Он будет построен в прямо противоположной от старого вокзала северной части города. Сейчас там даже нет никаких путей, их тоже построят специально для нового объекта. Сроки реализации пока даже несуществующего проекта такие же, как и действие генплана, – дедлайн 2030 год.
"По генплану у нас запланировано в северном направлении строительство нового вокзала и перенос ж/д дороги. От станции Манкент вторая ветка должна пройти в северном направлении. Сейчас этот район весь застроен, территория 15-20 га. Возможно, это будет по программе ГЧП или возьмётся КТЖ строить. Даже появлялись частные инвесторы, которые прошли по маршруту, посчитали, но пока всё раздумывают",- признался Нурлан Архабаев.
Шымкентский аэровокзал – зона запретная для фото и видеосъемок. Залы ожидания тщательно охраняются от журналистов. Однако в соцсетях можно найти немало видео, снятых возмущёнными пассажирами, которые самостоятельно вытаскивали чемоданы с неработающей транспортёрной ленты. Аэропорту однозначно нужна реконструкция.
Разговоры о строительстве нового аэропорта на поверку оказались преждевременными. Посчитав и поразмыслив, было решено отложить этот вопрос в долгий ящик. Вместо этого рядом со старым аэропортом, на территории воинской части, будет построен новый терминал. Инвестировать в строительство 50 млн долларов планирует местный авиаперевозчик SCAT. Фотографировать воинскую часть также запрещено, и пока по внешнему виду не похоже, что база закрыта или активно переезжает. Автоматчики на вышках зорко охраняют воздушную гавань.
"На аэропорт по генплану предусмотрена территория в районе Темирлановки, в западной части. Но посчитали, подумали и решили что пока мы оставляем старый, он соответствует. Хотя по некоторым нормативам нет – зажат застройками. Рядом есть приличная территория 30 ГА – это бывшая военная часть. Передача уже происходит, военные уходят отсюда. СКАТ будет реализовывать этот проект. Сроки сжатые – конец 2019 года, потому что в 2020 году планируется большое мероприятие – Шымкент культурная столица стран СНГ. Надо за короткое время успеть", – подчеркнул Нурлан Архабаев.
На подъездах к аэропорту тоже будут изменения. На этом архитектор Шымкента даже отдельно остановился. Местные сразу заметили, что несколько лет назад вдоль трассы появился зелёный забор, горожане гадали, для чего это было сделано. Одни предполагали, что для безопасности, другие говорили, что это для красоты. Главный архитектор подтвердил, что зелёный забор лишь скрывает неприглядный вид близлежащих объектов. Оказалось по генплану здесь также постепенно будут построены высотные дома.
"Там сейчас все взяли и законно или незаконно открыли сервисы. По нормативам в жилых районах нельзя открывать автосервисы. Там машины, заторы, неприглядный вид, хлам машинный – всё на улицу вытаскивают. Надо приводить в соответствие. Тоже реализация до 2020 года первый этап, должен очиститься определённый квартал".
О том, что Шымкент теперь мегаполис и город республиканского значения, планируют информировать приезжающих ещё на въездах в город. На трех международных трассах – по направлению в Туркестан, Алматы и Ташкент появятся стилизованные ворота в Шымкент.
Идея, к слову, не новая. Лет 10 назад ради популяризации и модернизации внешнего облика Шымкента приглашали группу модных архитекторов и дизайнеров, которые разукрасили дома и улицы подсветкой, малыми формами и обустроили на свой вкус "городские ворота". В восточном направлении появилась гигантская арба с кувшинами, а на Алматинской трассе – огромные стилизованные красные арки. Их позже пришлось снести, так как дорогу расширяли.
Что касается древнего Сайрама, который также вошел в территорию Шымкента, его трогать пока не будут. Сайрам на неопределённое время останется своеобразной махалёй в мегаполисе. А вот за нефтеперегонным заводом на 1000 гектарах появится новая индустриальная зона.
-
1🌡Прогноз погоды на 22 ноября: сильный ветер ожидается во многих регионах Казахстана
- 2727
- 0
- 4
-
2🌋 Вулкан в Исландии вновь извергся: популярный курорт эвакуировали
- 2402
- 0
- 6
-
3🟢 В Казахстане стало меньше молодёжи, которая нигде не учится и не работает
- 2409
- 2
- 15
-
4💰 Курс доллара к тенге немного снизился на бирже 21 ноября
- 2388
- 0
- 8
-
5🌳200 деревьев в подарок городу: Kolesa Group озеленила Алматы
- 2139
- 1
- 30
-
6⚡️Международный уголовный суд выдал ордер на арест Нетаньяху
- 2323
- 0
- 74
-
7⚠️В двух областях Казахстана ограничили движение на трассах из-за непогоды
- 2212
- 0
- 8
-
8‼️Движение трёх пригородных маршрутов приостановили в Аcтане
- 2151
- 0
- 3
-
9⚡️Рекорды по ипотечным кредитам: число заявок и одобрений растет
- 2197
- 2
- 7
-
10✍️Верховный суд будет пересматривать дела в исключительных случаях – Токаев подписал закон
- 2350
- 1
- 17