Новый участок трассы "Западная Европа – Западный Китай" Курдайский перевал обходит стороной

Фото Анатолия Иванова
Новый участок трассы "Западная Европа – Западный Китай" Курдайский перевал обходит стороной

Ещё 15 лет назад для того чтобы доехать из Алматы до, например, расположенного почти на границе с Кыргызстаном села Актоган Жамбылской области, требовалось не меньше семи часов. Свой "вклад" в стабильный отъём времени при преодолении каких-то 375 км вносили и бесконечный серпантин Курдайского перевала, и разбитая бомбардировкой неизвестных "инопланетных" сил узкая дорога из серии "играй гармонь", идущая от поворота на Шу вдоль казахстано-кыргызстанской границы. Но времена изменились. Теперь после ввода очередного скоростного участка автомобильного коридора "Западная Европа – Западный Китай" до того же Актогана можно добраться всего за 3-4,5 часа. И это несмотря на периодические остановки и наличие интересующихся всем и вся инспекторов дорожно-патрульной службы.


Встретить на трассе представителей "жолпола" можно в самых неожиданных местах

Фото Анатолия Иванова
Встретить на трассе представителей "жолпола" можно в самых неожиданных местах

Вот что точно не изменилось за все эти годы, так это пейзажи. По началу лета поля, что расположены вдоль трассы международного значения, обильно наливаются цветом. Здесь и белоснежные перекати-поле, и ярко-жёлтые лютики с девясилом, и лиловые васильки. Но больше всего встречается алых маков, на фоне которых так обожают фотографироваться горожане, даже не задумываясь о том, что мак-самосейка является ядовитым сорняком и ярким показателем запущенности сельхозугодий. Абсолютно неуместны и ссылки на то, что поля с маком являются пастбищами. Увы, но коровы, овцы и лошади это растение не едят. Соответственно, там, где много маков, встречаются и полузаброшенные фермы, и даже наполовину опустевшие с конца 1990-ых годов аулы.


Увидеть на маковых полях пасущийся скот практически невозможно

Фото Анатолия Иванова
Увидеть на маковых полях пасущийся скот практически невозможно

За минувшие четверть века село Актоган участи опустения избежало: как проживало в нём почти 3 тысячи человек, так и живёт. Да и внешне оно почти такое же, как ещё во времена Советского Союза, мало отличающееся от подобных аулов, появившихся в конце 30-х годов прошлого столетия: центральная улица, ведущая к местному клубу, средняя школа да пара небольших магазинчиков, торгующих всякой всячиной. Но в отличие от ряда других населённых пунктов Жамбылской области, Актогану повезло чуть-чуть больше. Благодаря тому, что село располагается непосредственно вдоль трассы "Западная Европа – Западный Китай", в последние годы там и природный газ появился, и даже широкополосный интернет. Вот только проблем меньше от этого не стало.


Природный газ в Актогане появился совсем недавно

Фото Анатолия Иванова
Природный газ в Актогане появился совсем недавно

"Наша главная проблема – это молодёжь, – говорит Соня-апай, которая переехала в Актоган из соседнего Кыргызстана ещё в середине 1970-х годов. – Нет у неё работы. Поэтому те, кто более-менее хорошо учился, уезжают в Тараз, Бишкек или Алматы. Там и остаются. Кому учёба в школе не далась, пытаются найти работу здесь. Чаще всего девочки в санитарки идут, а мальчики – в милицию. И то, если повезёт. Много и таких, кто перебивается случайными заработками. Из-за этого некоторые спиваются: к 30 годам уже на стариков похожими становятся. Была бы у них земля, может и делом занялись. Но земли свободной тоже нет".

Надо заметить, сегодня земельный вопрос в Жамбылской области – один из самых сложных. Когда в апреле-мае по стране прокатилась волна попыток организовать митинги, разговоры о земле пошли и в Актогане, и в других рядом находящихся сёлах и аулах. На этом дело, собственно, и закончилось – власти вовремя спохватились, послав акимов на местах на непосредственные встречи с населением. Сработало. Люди несколько успокоились. К тому же некоторые сельские аксакалы больших начальников вживую увидели впервой. Так уж случилось, что с подачи Сони-апай повезло и мне. Не скажи она про намечающуюся встречу жителей Актогана с представителями акимата Меркенского района, так и не довелось бы хоть и поверхностно узнать, чем сегодня дышит эта часть Жамбылской области.


Старейшины села Актоган ждут районного акима

Фото Анатолия Иванова
Старейшины села Актоган ждут районного акима

Заранее пришедшие на встречу с "большим" начальством местные жители, завидев чужака из большого города, сразу же поутихли. Было очевидно, что встретить возле местного сельского клуба человека с фотоаппаратом на шее и диктофоном в руках они не ожидали:

– Вы вместе с акимом приехали? – выделившись из круга почтенных аксакалов, спросил меня один из них в модной ныне бейсболке из войлока.

– Нет. Услышал про встречу с представителями акимата и решил тоже поприсутствовать. Узнать о чём здесь говорят.

– Журналист, наверное? Из Тараза или Бишкека? – напирал аксакал.

– Журналист, но из Алматы.

– Про китайцев узнать приехали? Так нет их у нас и никогда не будет! – не унимался седовласый житель Актогана, оглядываясь на тут же поддержавших его возгласами "нет у нас тут китайцев" односельчан. – Мы пришли другие вопросы с акимом обсудить.

– Но это тоже ведь интересно.

– Мы по-казахски говорить будем!

– Разве это страшно? Попробуем всё понять.

– Хорошо! – сдался пожилой сельчанин. – Пусть так и будет!

Процедуру подобного "допроса" пришлось пройти ещё дважды: и когда на "разведку" приехал глава местного сельского округа, и сразу же по прибытию представительной делегации из районного акимата. Не могу сказать, что присутствие представителя СМИ им понравилось, но, впрочем, сильно возражать никто не стал.


Традиции в сельской местности ещё никто не отменял

Фото Анатолия Иванова
Традиции в сельской местности ещё никто не отменял

Кстати, несмотря на то что китайский вопрос, по словам пришедших на собрание жителей Актогана, никого не интересовал, тема эта всё-таки выплыла на общее обсуждение. И подняли её гости из районного центра. После достаточно длительного разъяснения о том, что в соответствии с существующим Земельным кодексом никто не собирается продавать земли иностранцам и рассказе о начале работы Комиссии по земельному вопросу неожиданно было сообщено о прекращении деятельности некой китайско-казахстанской агрофирмы, которая якобы выращивала сою для Китая в соседнем Кордайском районе. И не просто прекратила: без хозяев оказались вагончики, возведённые ранее строения и часть оборудования.

"У них 700 гектаров было. А потом у них конфликт между собой произошёл, и они ушли. Сейчас там никто не работает. Понимаете, интереса у Китая к нашим местам нет никакого", – уже после собрания уточнил аким Меркенского района Бахтияр Копбосынов.


Аким Меркенского района Жамбылской области Бахтияр Копбосынов

Фото Анатолия Иванова
Аким Меркенского района Жамбылской области Бахтияр Копбосынов

Информация об уехавших домой китайцах бурных аплодисментов со стороны жителей Актогана как-то не вызвала. Хотя не увидеть на их лицах удовлетворения от полученного сообщения тоже было невозможно. Только вот наблюдалось оно лишь мгновение. Стоило лишь одному из сидящих в президиуме гостей спросить о наличии вопросов, зал сразу же загудел. Оказалось, что вопросов не просто много, а вагон и маленькая тележка в придачу. Тема общая – катастрофическая нехватка земли под выпас скота и посадку кормовых культур. "У меня овец почти 500 голов, но пасти их негде. Вся земля уже давно разделена. Можно взять в субаренду, но это дорого – от 80 до 120 тенге за сотку. Вынужден баранов в кошарах держать. Что мне делать?" – спрашивал один житель Актогана.

"Я уже много лет скотоводством занимаюсь. У меня только коровы. Мясо, молоко получаю. С выпасом проблемы, с кормами проблема, со сбытом проблема. Как быть?" – задалась в свою очередь вопросами одна из предпринимательниц села.

"Земли сейчас сильно всем сильно не хватает. Техники почти нет. С деньгами плохо. Молодым надо на ноги становится. Как проблемы решать будем?!" – негодовал почтенного возраста аксакал.


Аксакалы акиму: Как проблемы решать будем?!

Фото Анатолия Иванова
Аксакалы акиму: как проблемы решать будем?!

Но все эти и другие подобные вопросы ни районного акима, ни его заместителей абсолютно не смутили. Несколько позже Бахтияр Копбосынов признался, что это не первая его встреча с жителями сельских округов Меркенского района. "После того как Правительство дало указание провести разъяснительную работу по Земельному кодексу, я и мои заместители посетили уже 7 из 14 наших сельских округов. Вопросы жителей везде схожи. Поэтому мы к ним готовы", – подчеркнул Копбосынов. Судя по всему, готовность эта означала озвученные представителями местной власти предложения создать списки сельчан нуждающихся в земельных наделах и совет обратить внимание на лизинг сельскохозяйственного оборудования, который предлагается акционерным обществом "КазАгроФинанс".

Впрочем, была и "домашняя заготовка" непосредственно для села Актоган. "В рамках государственно-частного партнёрства на месте заброшенной молочной фермы напротив вашего села уже в этом году будет создан первый в Казахстане молочный кооператив и начнётся строительство новый молокоперерабатывающего завода. Для него под лизинг будет закуплена тысяча коров дойных пород. В кооператив мы приглашаем войти 40 ваших крестьянских хозяйств. Министерство сельского хозяйства выделит средства на оборудование, мы подготовим необходимую инфраструктуру, "КазАгро" поможет с приобретением скота. Вместе мы сможем ежегодно перерабатывать до 40 тонн молока", – под одобрительные возгласы пришедших на собрание сельчан сообщил аким Меркенского района.


В запасе у представителей районного акимата была "домашняя заготовка"

Фото Анатолия Иванова
В запасе у представителей районного акимата была "домашняя заготовка"

Из недавно отремонтированного сельского клуба жители Актогана выходили окрылённые. Однако по мере удаления от места встречи с руководством района, их "крылья" становились всё меньше и меньше.

"Лизинг, конечно, дело хорошее, – поравнявшись со мной, неожиданно вслух стал рассуждать Куаныш-ага, которого я знаю уже второй десяток лет. – Где найти деньги хотя бы на первый платёж? Хороший трактор стоит от пяти миллионов тенге. Первоначальный взнос – не меньше 15%. Это 750 тысяч тенге. Большинство в Актогане в месяц получают 35 тысяч тенге. Чтобы взять один трактор в лизинг, надо чтобы сразу две или три улицы в этом участие приняли. Но сейчас никто никому не верит. А у многих ещё свои овцы и коровы имеются. Пастухам платить надо. Может, новый завод всё у нас изменит?"

"Новый завод – это на самом деле неплохо, – заметил присоединившийся к нам 40-летний Рыспай. – Но там много людей на работу не возьмут. Может 100 человек, может 150. Больше не будет. Завод современный. Не знаю как ты, Куаныш-ага, а я больше на своих овец надеюсь и на новую трассу. Фуры уже и днём ходить стали. Если землю под пастбища дадут, магазин на трассе построю, буду мясо там за наличные деньги продавать".


Магазин на трассе – главный источник получения наличности на юге Казахстана

Фото Анатолия Иванова
Магазин на трассе – главный источник получения наличности на юге Казахстана

С вводом в эксплуатацию новых участков автокоридора "Западная Европа – Западный Китай" движение не только возле села Актоган, но и по всей трассе стало действительно намного интенсивнее. Но вместе с тем в отличие от прошлых лет уже к 7 часам вечера большинство магазинчиков и небольших придорожных кафе закрыты на замок. Один из хозяев магазина, находящегося близ села Кордай, который всё же решился на разговор со мной, так объяснил этот факт:

"Машины всё реже останавливаться стали. Кризис говорят. Но, честно, дело не только в кризисе. Встречи с властями сейчас везде идут. Почти все мои друзья там. Мы ждём: вдруг что-то изменится. Знаешь, многие из нас хотят вновь вернуться к земле. Скот растить, овощи. А торговля – это не наше. Торговля – это только дополнительные деньги".

Подводя итоги очередной за последние 20 лет поездки в южные регионы страны, не могу не заметить; впервые за все эти годы земельный вопрос занял главенствующую позицию. О чём бы ни пришлось разговаривать с людьми разных профессий – об образовании, о зарплатах, о ценах на продукты первой необходимости или о явном улучшении автомобильных дорог, непременно поднималась и тема земли. Нет, каких-либо особых возмущений услышать не довелось. Люди скорее выражали надежду на лучшее будущее и желание восстановить справедливость, которая, по их мнению, была утеряна за последние пятнадцать лет. Есть на то и основания, считают они: это начавшиеся встречи руководителей различных уровней с жителями сельской местности, во время которых мнения сельчан стали наконец-то выслушивать.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter