Впечатления зрителей от первого показа фильма "Дама Пик", состоявшегося за неделю до официального выхода в прокат, оказались противоречивыми. После эпохального "Царя", ставшего последней работой Олега Ивановича Янковского, и восхитительного "Острова", где зритель вновь вспомнил и полюбил ещё больше Петра Мамонова, новая работа Павла Лунгина кажется лишь экспериментом, пробой. К тому же "Дама Пик" вторична, что для мастера такого уровня, как минимум, неожиданно.

Поскольку речь в фильме о сокрушающей силе большого искусства, о его влиянии на человека искусства, картина напоминает нам небезызвестного "Чёрного лебедя" Даррена Арановски. Ведь, по большому счёту, что в "Даме Пик", что в "Чёрном лебеде" практически одна и та же история – исполнитель роли, мечтающий о ней с детства, так сильно проникается образом любимого героя (героини), что сам того не замечая, и в жизни начинает превращаться в него. Только в "Чёрном лебеде" был балет, а здесь опера. Да и "Чёрный лебедь" просчитан до кадра, к тому же в нём хорошо всё – от сценария до кастинга и актёрских работ, чего, увы, не скажешь о "Даме Пик".


Кадр из фильма "Дама Пик"

Кадр из фильма "Дама Пик" / cinemotionlab.com

Краткий сюжет. После длительной эмиграции всемирно известная звезда оперного искусства София Майер (Ксения Раппопорт) возвращается в Россию. Но вернуться на родину она хочет громко, для чего затевает в некогда родном театре постановку знаменитой оперы Чайковского "Пиковая дама". За собой она оставила не только кресло режиссёра, но и роль Графини (роковой Пиковой дамы). Партия молоденькой Лизы, которую в молодости пела сама Майер, достаётся её родной племяннице (Мария Курденевич). А вот с мужской ролью – Германна выходит загвоздка. Об этой партии мечтают все, но молодой тенор Андрей, жених Лизы (Иван Янковский), просто одержим этой ролью. Он не только хочет заполучить роль Германна, но и пытается копировать своего героя во всём, даже в увлечении азартными играми. В конце концов певец достигает желаемого и сливается с образом.


Трейлер фильма "Дама Пик"


Сам Лунгин говорил, что для него "Чёрный лебедь" Аронофски, о котором у него спрашивают в каждом интервью, это о пробуждении сексуальности. В таком случае, его "Дама Пик" – это история о пробуждении таланта. По версии Лунгина, только пережив потрясение можно выдать настоящую энергию, возбуждающую массу. "Ну, поплачь, как простая русская баба", – советует Софья своей робкой племяннице, которая никак не может выдать результат, и у той открывается голос, только когда она действительно переживает драму и душевную боль.

Если бы "Дама Пик" вышла раньше "Чёрного лебедя", и над сценарием картины поработали бы голливудские скриптдоктора, наверное, лента могла бы получиться, что называется, на экспорт. Во-первых, фильм пронизан гениальной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Во-вторых, навеян повестью другого гения – Александра Сергеевича Пушкина. В-третьих, любовь к крайностям, безумный риск и излишняя драматизация – это неотъемлемые части русской культуры. Ну чем вам не очередная история о загадочной русской душе?


Кадр из фильма "Дама Пик"

Кадр из фильма "Дама Пик" / kinokritik.com

К сожалению, заметно, что над фильмом работали несколько лет и материал передержали: в нём много ненужного. Всё, что происходит после финала на сцене, выглядит как попытка сделать что-то "голливудское", ведь материал, появляющийся после театра, избит и не оригинален. К тому же когда действо разворачивается на сцене – это одно, а когда "в жизни" – есть вопросы к правдоподобности. Ещё одна загвоздка, наверное, собственно, в самом жанре. Если искусство балета кинематографично, то опера работает по своим собственным законам – там всё чрезмерно. В кино это смотрится как буффонада.


Кадр из фильма "Дама Пик"

Кадр из фильма "Дама Пик" / kinopoisk.ru

Что касается актёрских работ, то в "Даме Пик" они на первом плане. Для исполнительницы главной роли Ксении Раппопорт картина оказалась настоящим бенефисом, актриса здесь чудо как хороша. Даже Уму Турман, которую Лунгин хотел пригласить изначально, не пришлось звать. Впрочем, реакция на эту актёрскую работу зависит от того, насколько вы симпатизируете Раппопорт как актрисе: если она вам нравится, то безусловно, вы будете от неё в восторге, такого она ещё не играла; если же нет, то реакция будет противоположной, ведь Ксения занимает буквально каждую секунду фильма и доминирует во всех сценах, где она принимает хоть какое-то участие.

Её партнёру – Ивану Янковскому, к сожалению, достались и непростая партнёрша, и очень сложная роль. С таким персонажем – молодым оперным певцом, растворившемся в своём герое, мог бы справиться мастер уровня Ди Каприо, но малоопытный актёр – вряд ли. В итоге знаменитые гены Ивана не сработали.


Кадр из фильма "Дама Пик"

Кадр из фильма "Дама Пик" / http://god-kino2016.ru/

Как отнесутся к фильму киноманы, неизвестно, но количество интересующихся оперой должно возрасти. Благо, организаторы предпоказа – кинокомпания "Двадцатый Век Фокс СНГ" и Bekmambetov Cinema – тоже постарались и создали атмосферу оперного театра: слух услаждал солист ГАТОБ им. Абая – великолепный Балуан Беркенов. Так или иначе, но фильм рекомендован всем поклонникам современного русского кино, а также любителям оперы. Ведь те, кто ценит этот жанр, в очередной раз восхитились любимыми ариями из "Пиковой Дамы", в особенности, знаменитой арией Германа "Что наша жизнь? Игра!", которую многие, увы, знают разве что по заставке к популярной телепрограмме "Что? Где? Когда?". Ну чем вам не повод изучить материал глубже?..

В прокате – с 17 ноября.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter