Прямой эфир Новости спорта

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Автосалон будущего. Как Китай становится главной автомобильной державой планеты

Для китайцев раньше люксом были немецкие машины. Теперь нет почти никакой разницы / Фото ЕРА
Для китайцев раньше люксом были немецкие машины. Теперь нет почти никакой разницы / Фото ЕРА
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

В Пекине после четырёхлетнего перерыва открылся автосалон, на котором Китай показал, насколько он опережает немецких, японских и американских автопроизводителей на пути в электрическое будущее. Салон не оставил сомнений, что китайцы окончательно и бесповоротно решили пересесть на собственные электромобили, а потом завалить ими и западные рынки, несмотря на попытки США и Европы оградиться пошлинами от дешёвого импорта, спасти свои автозаводы и продлить эпоху двигателя внутреннего сгорания.

На пекинском салоне китайские производители представили электромашины, которые разгоняются за две секунды до 100 км/ч, показали чудо-батареи, которые заряжаются на километр в секунду, и даже пообещали предзаказы на летающие автомобили уже следующей зимой.

Бурная экспансия китайского автопрома задвинула в угол Пекинского салона традиционных лидеров мирового рынка – немцев, японцев и американцев. А главный конкурент китайцев на рынке электромобилей – американская Tesla Илона Маска – вообще не представлена на салоне.

Маск предупреждал недавно, что без протекции властей западный автопром проиграет конкуренцию китайскому.

"Китайские автопроизводители – самые конкурентоспособные в мире, – рассказывал Маск своим инвесторам в январе. – Честно говоря, я думаю, что если не будет торговых барьеров, то китайцы просто сотрут с лица земли почти всех конкурентов в мире".

Производитель смартфонов Xiaomi уже получил более 75 тысяч заказов на свою дебютную модель SU7. Его цель – переманить клиентов у BMW, Audi и Tesla / Фото EPA

Маск почувствовал это на собственной шкуре. В конце прошлого года Tesla впервые уступила корону мирового лидера на рынке электромобилей – китайская BYD продала больше машин. Под давлением китайцев Tesla теряет доходы, поскольку вынуждена снижать цены.

Китайцы продают похожие машины, но дешевле. Государственный автозавод Dongfeng, например, предлагает в Китае седан eπ 007, внешне похожий на Tesla Model 3, почти на 10 тысяч долларов дешевле. А Volvo, принадлежащая китайской Geely, позиционирует свой EX30 как альтернативу Tesla Model Y, но просит за него на 8 тысяч долларов меньше.

Быстрее, лучше и больше

Китайцы берут не только ценой.

Они превосходят западных конкурентов и числом моделей, и скоростью внедрения разработок в производство. Китайские машины напичканы опциями – от аватаров и интеграции с соцсетями до караоке и автономного вождения.

Китайцы уже привыкли к шикарному набору опций и развлечений в машинах. Салон автомобиля Li Auto / Фото Getty Images

На Пекинском автосалоне в этом году представлено 278 моделей, из них 117 – новые. На рынке уже больше сотни производителей, из них два десятка – крупные, остальные – стартапы.

Конкуренция и разнообразие только нарастают: в прошлом году, например, электромобили взялись производить лидеры рынка смартфонов Huawei и Xiaomi. Как раз в это время американская Apple похоронила собственный проект Apple-мобиля.

Китайские компании, в которых инженеры работают по общепринятой в стране схеме 9-9-6 (с девяти утра до девяти вечера шесть дней в неделю) сумели сократить цикл разработка-внедрение до полутора-двух лет с трёх и более. Западные автопроизводители так пока не умеют: на прошлогоднем автосалоне в Мюнхене Volkswagen пообещал сократить до трёх лет с нынешних 4,5 сроки внедрения новых моделей в производство – и то не всех.

Итог проигрыша в скорости, разнообразии и цене – потеря рынка западными производителями. Сначала китайского, а следом и мирового.

Volkswagen доминировал в Китае, а люксом всегда считались немецкие "мерседесы", Audi и BMW. Эта эпоха стремительно уходит в прошлое.

В прошлом году доля продаж машин иностранных марок в Китае впервые упала ниже 50%, причём сокращается она стремительно – теперь 48%, а два года назад было 57%.

Впереди планеты всей

Volkswagen уступил лидерство на китайском рынке BYD еще в 2022 году, но надеется сохранить долю примерно в 15% на ближайшее десятилетие / Фото Reuters

Ставки особенно высоки с учетом того, что Китай – крупнейший в мире авторынок. И он решительно настроен попрощаться с двигателем внутреннего сгорания, хотя по-прежнему производит бензиновые и дизельные машины, особенно на экспорт в бедные страны и Россию, которая лишила население прямого доступа к продукции западного автопрома, начав войну в Украине.

В апреле, как раз к открытию Пекинского автосалона, китайский авторынок перешёл символический рубеж. Более 50% проданных новых машин оказались электрическими (либо электромобилями, либо плагин-гибридами).

В деле электрификации Китай впереди планеты всей. По итогам 2024 года доля электромобилей в Китае составит 45%, тогда как в Европе – 25%, а в США – всего 11%, прогнозирует Международное энергетическое агентство (IEA).

Отчасти это объясняется господдержкой, доступностью зарядок и стремлением потребителей к новизне. Но главная причина – цена. Из-за яростной конкуренции на пока относительно молодом рынке производители ведут ожесточённые ценовые войны, прожигая капиталы и продавая машины себе в убыток.

В результате более половины электромоделей стоят примерно столько же, сколько бензиновые и дизельные аналоги. На Западе же электромобили по-прежнему роскошь, а не средство передвижения, и цены на них выше, чем на традиционные с двигателями внутреннего сгорания.

General Motors впервые не привёз на автосалон ни одной модели с двигателем внутреннего сгорания. Электрокадиллак Escalade IQ / Фото Reuters

Китайцы пользуются этим. Крупнейший автопроизводитель BYD продаёт кроссовер Atto 3 на домашнем рынке за 20 тысяч долларов, а в Германии – уже за 40 тысяч. В марте компания представила седан Seagull EV (Honor Edition), за который дома просит всего 10 тысяч долларов, а в Латинской Америке собирается ту же машину продавать за 20 тысяч.

Машины будущего – на Запад, машины прошлого – в Россию

Китайцы не боятся ни торговых барьеров, ни конкуренции на Западе. В США уже действует импортная пошлина на китайские машины в 27,5%, и Европа решительно настроена защитить свой рынок, но пока не сделала этого.

В результате в прошлом году автоимпорт из Китая в Европу удвоился, и за ближайшие пару лет, согласно прогнозам Еврокомиссии, доля собранных в Китае электроавтомобилей (включая Tesla) удвоится и подойдёт к 20%, если не вводить никаких ограничений.

Китай агрессивно завоёвывает мировой рынок. В прошлом году он экспортировал 1,2 млн электромобилей – это на 80% больше, чем в 2022 году, отмечает IEA.

А в целом экспорт вырос на 58%, до 4,9 млн машин, что позволило Китаю сместить Японию с первого места в мире. Годом ранее Китай обошёл Германию.

Китайские машины в порту Владивостока 25 августа 2023 года / Фото Reuters

Помимо бума в производстве электромобилей, росту экспорта способствовало неожиданное появление нового прибыльного рынка для старых китайских моделей. Россия оказалась без западных машин, поскольку напала на Украину и попала за это под санкции.

Продажи китайских машин в Россию взлетели за прошлый год более чем на 500% и превысили 800 тысяч штук, согласно китайской статистике. В отличие от западных автоконцернов до войны китайцы не собираются локализовывать производство и получают максимальную выгоду от прямых продаж в отсутствии конкуренции.

Развернувшись от Запада к Китаю после вторжения в Украину, Россия попала в зависимость от второй крупнейшей экономики мира. Однако в отличие от Запада Китай не стремится делиться технологиями, вкладывать инвестиции в производство или покупать нефть и газ по конкурентной рыночной цене.

В итоге, несмотря на бум электромашин в Китае и бум автоэкспорта в Россию, электрореволюция обходит Россию стороной. Когда и если Россия выйдет из изоляции, ей придётся догонять мировой автопром.

Из-за войны страна не только отстаёт в технологиях, производстве и инфраструктуре (зарядки, салоны, ремонт), но и теряет доходы, поскольку в основном зарабатывает на продаже нефти за рубеж, где главный её покупатель – Китай. А электрификация подрывает спрос на нефть.

Уже через 10 лет каждая вторая продаваемая в мире машина будет электрической, прогнозирует IEA, что сократит спрос на нефть примерно на 10 млн баррелей в сутки – примерно столько сейчас потребляет весь американский транспорт.

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров