Достаточно провести несколько минут за компьютером и заполнить онлайн-заявку, как буквально через несколько минут вам перезванивают менеджеры банка и вежливо так сообщают: получите ли вы кредит на покупку авто или у вас не хватает на это возможностей. Можно попросить оператора банка пересчитать по кредитному калькулятору - в каком размере и какие процентные ставки вам придётся выплачивать. Затем соответственно сесть в кресло размышлений: бежать ли срочно в банк или лучше поднакопить необходимую сумму для покупки авто?

Инфографика для клиента

Для того чтобы было легче ориентироваться в море предлагаемой банками информации, informburo.kz подготовил специальную инфографику, где всё разложено по полочкам.

Разные банки второго уровня (БВУ) предлагают разные условия кредитования. Некоторые выдают кредит на 5 лет, некоторые – на 7 лет. Большинство БВУ предпочитают кредитовать клиентов в тенге. Но ВТБ и банк ЦентрКредит предлагают кредиты и в нацвалюте и в долларах.

Что касается суммы кредитования, то здесь, как говорится, банки изощряются кто как может: одни предлагают не более 70% от стоимости залога, другие вообще без первоначального взноса кредитуют до 30 млн тенге.

Данная инфографика подготовлена специально для informburo.kz компанией Gravitas Production.


Инфографика Gravitas Production
Сравнительный анализ рынка автокредитования

В отличие от предлагаемого государством льготного автокредитования, годовые ставки вознаграждения банков при выдаче обычных кредитов довольно-таки весомы: от 16 до 27%. Да и комиссии, взимаемые отдельными банками, тоже существенно бьют по карману клиента.

Кроме того, для большинства банков, кроме kaspibank, требуется обеспечение кредита. Что любопытно, этот банк не требует подтверждения доходов заёмщика. Нет здесь и возрастного ограничения. Тогда как другие банки очень даже интересуются возрастом их клиентов.

Льготные кредиты от "Нурлы жол"

Как сообщили 19 мая казахстанские информагентства, Государственный банк развития Казахстана (БРК) одобрил займы почти на 5,7 млрд тенге по программе льготного автокредитования. По словам председателя правления банка Болата Жамишева, выделенные по этой программе средства осваиваться очень активно.

"На сегодняшний день БРК одобрил 1757 займов на 5 млрд 682 млн тенге. Мы не одобряем займы для конкретных заёмщиков, мы одобряем решения банков второго уровня (БВУ), если оно соответствует условиям программы", – сказал г-н Жамишев на брифинге в минувший вторник в Астане.

Программа льготного автокредитования стартовала 20 апреля. В рамкам президентской инициативы "Нурлы жол" БРК выделил за счёт средств Нацфонда 20 млрд тенге на поддержку казахстанского автопрома.

Из них 15 млрд тенге было направлено шести БВУ для кредитования физических лиц. 5 млрд тенге пришлось на долю юридических лиц, приобретающих в лизинг автотранспорт и автотехнику спецназначения.

Эффективная процентная ставка по кредиту на приобретение отечественных авто не превышает 7,5% годовых. Срок кредитования не более 5 лет, валюта займа – тенге. Стоимость одной единицы легкового автотранспорта – не более 5,6 млн тенге. Обязательный первоначальный взнос – не более 20% от стоимости приобретаемого авто.

Как отмечает LS "Программа льготного кредитования" выглядит следующим образом:


Программа льготного автокредитования
Фото с сайта Финансовый журнал LS
Программа льготного автокредитования

Рифы льготного кредита? О чём вы, господа?..

Эксперты изначально просчитали, что выделенных государством денег на льготное автокредитование хватит от силы на 2-3 месяца.

По мнению президента АО "Азия АВТО" Ерика Сагымбаева, 20 млрд тенге хватит примерно 5000 казахстанцам, желающим приобрести новенький автомобиль подешевле.

Такого же мнения придерживается и вице-министр финансов Руслан Даленов, по словам которого "выделенных 15 млрд хватит примерно на 4-6 тыс. автомобилей отечественного производства".

Кстати, программа стартовала всего месяц, а без скандалов в не обошлось. В ряде казахстанских СМИ появилось сообщение о том, что у двух БВУ уже закончились средства на "льготное" авто. Счастливчиками якобы оказались Евразийский банк и Сбербанк.

Между тем, в комментариях informburo.kz заместитель директора департамента PR АО "Евразийский банк" Юрий Валиков пояснил, что данное утверждение не совсем верно.

"Как только стартовала программа льготного автокредитования, мы достаточно быстро собрали объём заявок на выделенную сумму. Но и сейчас банк продолжает собирать заявки, потому что схема проста: те, кто уже взял кредит, будет его возвращать. Таким образом у банка по-прежнему будут деньги на предоставление новых льготных автокредитов", - отметил г-н Валиков.

Наименование БВУ

Кол-во поступивших заявок

Кол-во подтверждённых заявок

Сумма подтверждённых заявок (млн тенге)

АО "Банк ЦентрКредит"

299

299

963,7

АО "Евразийский банк"

668

668

2 176,2

АО "Народный банк Казахстана"

243

0

0

АО ДБ "Сбербанк России"

486

479

1597,7

АО "АТФ Банк"

8

8

27

АО "Forte Bank"

4

0

0

Итого

1708

1454

4 696,6

(информация по состоянию на первую декаду мая)

Когда деньги могли бы остаться в стране

По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, благодаря реализации программы льготного кредитования объём продаж отечественных автомобилей вырос на 31,1% по сравнению с мартовскими показателями.

В апреле было реализовано 1168 автомобилей казахстанского производства. Среди фаворитов оказались Hyundai Elantra, Toyota Fortuner, SsangYong Nomad, Skoda Rapid, Iveco 682 Tipper, Peugeot 301.

По мнению председателя казахстанского Независимого автомобильного союза Эдуарда Эдокова, тема льготного автокредитования для нашей страны злободневна, поскольку отечественный рынок в основном наполнен импортным товаром. 

"Конечно, сегодня наблюдается падение спроса на продажи авто. Но оно началось ещё в октябре-ноябре прошлого года, когда казахстанцы ринулись за дешёвыми автомобилями в Россию. Вот если бы в тот момент программа льготного кредитования выстрелила бы - тогда бы вымытые через "серый" рынок деньги могли остаться в стране. А так произошёл отток капитала", - отметил в комментариях informburo.kz Эдуард Эдоков.

Тем не менее, судя по интересу, проявленному казахстанцами к льготному кредитованию, можно предположить, что деньги и желание кататься на новом авто у людей по-прежнему есть.

Эксперт согласен, что предложения по льготному кредитованию автомобилей может ударить по рынку подержанных машин. Но ведь рыночные отношения изначально предполагают, что при равных условиях клиенты выбирают лучшее из предложенного. И это правильно.

"В целом, можно предположить, что этот год оказался не очень хорош для казахстанского автомобильного рынка. Впрочем, также как и для российского, где рынок обрушился на 30-50%", - отметил г-н Эдоков.



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter