Прямой эфир Новости спорта

"Автократии нового формата не прибегают к идеологии". Что Сергей Гуриев рассказал в Алматы

Фото EBRD
Фото EBRD
Российский учёный Сергей Гуриев рассказал, почему диктатуры современности заменили репрессии и насилие на пропаганду и цензуру.

Алматы посетил российский учёный и экономист Сергей Гуриев. Он принял участие в форуме "Открытая экономика", организованном Фондом "Сорос-Казахстан" и Ekonomist.kz. Для студентов университета Нархоз Гуриев прочитал лекцию "Информационные автократии". Лекция основана на исследовании, которое Сергей Гуриев провёл совместно с профессором политологии Калифорнийского университета Дэниелом Трейзманом.

Исследование раскрывает суть современных диктатур, так называемых информационных автократий, которые строятся на пропаганде и цензуре. informburo.kz рассказывает, о чём была лекция Гуриева.

Кто такой Сергей Гуриев?

Сергей Гуриев – доктор экономических наук и кандидат физико-математических наук. В настоящее время работает профессором экономики Парижской школы политических наук. С ноября 2015-го до середины 2019 года он был главным экономистом Европейского банка реконструкции и развития. С 2004 по 2013 год Гуриев руководил Российской экономической школой и занимал должность президента Центра экономических и финансовых исследований и разработок РЭШ. В 2013 году Сергей Гуриев вынужденно эмигрировал во Францию из России в ходе так называемого дела экспертов ЮКОСа.

Здесь вы можете посмотреть двухчасовую лекцию Сергея Гуриева "Информационные автократии" либо ниже прочитать её краткое изложение.



"Информационный автократ концентрирует в одних руках всю власть"

Большинство авторитарных режимов нового формата перестали основываться на страхе и репрессиях, как это было принято в классическом понимании тоталитаризма. Информационная автократия – это авторитарный режим, основой власти которого является манипуляция информацией для большинства и цензура либо кооптация (избрание в класс элиты) для более образованного меньшинства. Основная цель этих действий – не дать элитам объяснить большинству, что лидер страны не компетентен, за счёт цензуры для несогласных и повышенного дохода для тех, кто поддерживает текущий режим.

Читайте также: О разводе Казахстана с империей, переходе на латиницу и глобализации. Монолог Екатерины Шульман

Диктаторы и авторитарные лидеры делают всё, чтобы как можно дольше оставаться у власти. Классических диктаторов обычно легко было определить по военной форме и риторике террора. Чтобы режим террора мог удержаться у власти, лидеру нужны ресурсы для содержания полицейских сил, секретных служб, армии и сотрудников идеологического фронта.

Классические диктатуры начинают переходить от репрессивных режимов к информационным автократиям с ростом образованного населения. Авторитарные лидеры нового формата выглядят и говорят точно так же, как и демократичные лидеры. В таких странах есть многопартийность, оппозиция и выборы, на которые пускают зарубежных наблюдателей, но о выступлениях оппозиции или замечаниях наблюдателей про фальсификацию внутри страны никто не знает, так как СМИ об этом не рассказывают.

"Недемократические лидеры заботятся о своей популярности"

Согласно собранным данным с 1946 по 2015 год, авторитарные лидеры в последние 30 лет стали реже прибегать к насилию и пыткам. Информационный автократ так же, как и классический, концентрирует в одних руках всю власть и старается руководить бесконечно долго, но не за счёт страха и насилия, а за счёт популярности.

Сегодняшние автократии нового формата не прибегают к идеологии, она иногда даже запрещена. Теперь недемократические лидеры заботятся о своей популярности. Очень часто проводятся опросы общественного мнения. Помимо контроля информации, свой статус режим поддерживает за счёт снижения насилия и внедрения большего количество демократических практик.

Исследователи отметили прямую зависимость: чем больше в авторитарной стране цензурируется информация, тем меньше население знает о существовании цензуры и наоборот – в более демократичных странах о цензуре говорят чаще. Само существование цензуры как таковой при режиме информационной автократии цензурируется. Информационное поле устроено так, что информированные элиты понимают, что происходит в государстве, но большинство не замечает происходящего из-за цензуры, о которой не принято говорить.


Сергей Гуриев

Сергей Гуриев


"Коррупция становится инструментом управления"

Исследователи отметили прямую зависимость между тем, что в авторитарных странах представители элиты более критичны к лидеру, чем основная масса населения, но достаток у представителей элитного сословия в такой стране выше, чем в более демократичных странах, где элиты больше поддерживают лидера.

Полный контроль над информационным пространством позволяет авторитарному лидеру убедить большую часть общества, что у государства нет альтернативного правителя. При этом, согласно опросам, общество на самом деле поддерживает нелиберального лидера, если экономический рост экономики государства поддерживается на достаточном уровне. В отличие от тоталитарных лидеров прошлого, информационный автократ не применяет насилие и репрессии, которые направлены против народных масс, – они предназначены для недовольных представителей элиты.

Элиты в данном случае выбирают между кнутом и пряником. Они становятся частью режима, если публично не высказываются о том, что режим ведёт страну не туда. Режим устойчив тогда, когда элитное сословие получает так много, что эти выгоды перевешивают долгосрочный выигрыш от сменяемости власти и экономического роста. Элиты должны понимать, что при демократическом режиме их доходы были бы существенно ниже. При этом коррупция становится средством управления страной, когда элиты получают больше, чем они заслуживают. Коррупция становится инструментом управления.

"Современные диктаторы стараются скрывать насилие"

Для тех, кто компетентен, чтобы оценить происходящее в стране, но не согласен поддерживать нелиберального лидера, применяется второй метод управления – это цензура или точечные репрессии, которые не являются политическими. Никого не обвиняют за политическую деятельность. Современные диктаторы скрывают насилие. Чаще всего на оппозиционеров нападают не государственные служащие, а некие добровольцы, которые наняты неофициально. При этом политический заключённый больше не садится в тюрьму на большие сроки. Вместо этого его сажают много раз на короткие сроки по нескольку месяцев, чтобы показать, что это не политзаключённый, а мелкий нарушитель.

"Недовольным элитам всегда дают возможность покинуть страну"

Авторитарному лидеру всегда необходимы ресурсы для подкупа элит, поддержки машины пропаганды, политических консультантов и СМИ. Также ему необходимо вкладываться в социальную поддержку населения, чтобы основные массы не задавались вопросом о недостатке денег. В какой-то момент информационной авторитарии необходимо выбрать между телевизором и холодильником, то есть между тем, надо ли контролировать массы (телевидение) или кормить их (холодильник).

Чем больше людей необходимо подкупить, тем больше режиму придётся тратить ресурсов. Если денег перестаёт хватать, то авторитарному лидеру приходится становиться более демократичным, но чаще всего он делает шаг назад в сторону тоталитаризма и террора.


Сергей Гуриев

Сергей Гуриев


Если в стране слишком мало представителей образованной элиты, то информационная автократия не работает, и страна скатывается в диктатуру. С другой стороны, если образованных элит становится слишком много, то ресурсов контролировать всё инфополе может не хватить, и тогда информационная автократия может перерасти в демократию. Но в то же время недовольным элитам всегда дают возможность покинуть страну, и чем больше образованных людей уезжает, тем дольше авторитарному лидеру удаётся оставаться на своём посту.

Как зарождается информационная автократия?

Основной причины эволюции авторитарных и тоталитарных режимов в информационную автократию нет. Есть три основных фактора:

  • Конец холодной войны и разрушение двуполярного мира. После того как исчез Советский Союз, западные страны перестали поддерживать репрессивные режимы, так как теперь нельзя объяснить своему народу, что его государство поддерживает тоталитарного лидера, так как оно союзник в единой борьбе против другой части мира.
  • Глобализация и технологическое развитие. Современные технологии не позволяют скрывать массовые репрессии и убийства. К тому же экономическое развитие невозможно без доступа к интернету, международной торговли и зарубежной инвестиции. Отказ от технологий ведёт к большому отставанию от развитых стран.
  • Государствам больше не нужна идеология. Без идеологии авторитарному лидеру сложнее оправдывать массовые репрессии и убийства. Также существует прямая корреляция: чем больше диктатор прибегал к репрессиям, тем меньше вероятность, что он сможет мирно покинуть свой пост. Быть диктатором старого типа стало опасно.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров