Прямой эфир Новости спорта

Антихайп, панчлайн, раунд. Что такое рэп-баттлы, и почему их больше нельзя игнорировать?

Иллюстрация Дины Ли
Иллюстрация Дины Ли
Рэп-баттлы определяют вектор развития современной русскоязычной культуры. Почему?

1 сентября 2017 года петербургской площадке для рэп-баттлов Versus исполняется 4 года. За это время проект Александра Тимарцева по кличке Ресторатор стал одним из самых знаковых для русского сегмента Youtube.com. Последний самый громкий баттл между Гнойным и Оксимироном в первые сутки набрал 9,1 миллиона просмотров, попал во все крупные российские издания и позволил организаторам заработать 4-5 миллионов рублей за один вечер. Informburo.kz объясняет, почему рэп-баттлы обрели популярность и стали одним из самых значимых событий в русскоязычной культуре последних лет.

Что такое рэп-баттлы, и как они устроены?

Рэп-баттл – это поединок двух рэперов, в котором они обмениваются взаимными оскорблениями, то есть панчами. Главная задача этого словесного поединка – как можно чаще и остроумнее унижать соперника. Классический баттл проходил под бит – барабанно-басовую музыку, а его участники должны были фристайлить и придумывать остроумные оскорбления на ходу.

Далеко не каждый мог импровизированно сочинять рэп, а те, у кого получалось, не всегда делали это остроумно и эффектно. Именно по этой причине Александр Тимарцев решил, что на площадке Versus не будет ни музыки, ни фристайла – это сильно занизило порог входа для новичков, т.е. в баттлах теоретически мог участвовать любой желающий, но и дало свободу всем, кто выходил в центр круга. Теперь участники поединков в течение трёх раундов по очереди перекидывались заученными оскорблениями, а исход решали от трёх до пяти судей.

Versus Battle не единственная площадка в России. Кроме неё есть краснодарский проект Slovo Project и петербургский SlovoSPB – они раскололись на два отдельных "ринга" из-за внутренних конфликтов организаторов. Slovo старше на год, но менее популярно, потому что изначально позиционировалось как место, где соперниками становились новички в рэпе. Versus, наоборот, привлекал рэперов с именем – Noize MC, Oxxxymiron, Johnyboy, ST и других. Для тех, кто не имеет бэкграунда в рэп-тусовке, были придуманы отдельные соревнования – Versus Fresh Blood. Они устроены как чемпионат – с турнирной сеткой и финалом, победитель которого получает 200 тысяч рублей и может выйти в высшую лигу и баттлить уже с именитыми соперниками.

Александр Тимарцев в интервью Юрию Дудю признавался, что в проект Versus было инвестировано 200 тысяч рублей. Сейчас он ушёл с должности директора магазина, занимавшегося продажей техники компании Apple, и полностью посвятил себя проекту. На канал "Версуса" в Youtube подписано 3 миллиона человек – по популярности он перегоняет не только Slovo, но и великобританский и американский аналоги, общая аудитория которых составляет около миллиона подписчиков. Небезосновательно популярность Versus Battle связывают с самым успешным русским рэпером последних лет – Оксимироном (Мироном Фёдоровым), который после нескольких серьёзных побед на площадке 6 августа 2017 года потерпел поражение от Славы КПСС (или иначе – Гнойного), выходца площадки Slovo SPB.


Оксимирон против Джонибоя


Кто такие Оксимирон и Гнойный, и почему их баттл обсуждали все?

Мирон Фёдоров, выступающий под псевдонимом Oxxxymiron, – самый известный и успешный российский рэпер. Его биография интересна и неоднозначна: он коренной петербуржец, которого родители в детстве сначала увезли в Германию, а потом – в Великобританию. В Англии Мирон сумел закончить Оксфорд и защитил диплом по средневековой английской литературе, несмотря на то, что ему приходилось прерывать учёбу из-за маниакально-депрессивного психоза.

В 2015 году Оксимирон выпустил свой второй альбом "Горгород". Его долго ждали и поклонники, и критики, которые поставили очень высокие оценки дебютному микстейпу Мирона "Вечный жид".

Весь "Горгород" был выложен в группе исполнителя "ВКонтакте". Когда сайт о хип-хопе The Flow опубликовал ссылку на скачивание альбома, то перестал открываться из-за наплыва поклонников музыканта. Через два дня он стал самым популярным альбомом в российском сегменте iTunes. А спустя 2 года, в ноябре 2017-го, Оксимирон соберёт концерт в спортивном комплексе "Олимпийский", который вмещает 35 000 человек. До него это делали только Тимати и Баста – представители иного направления хип-хопа.

Альбом оказался революционным не только из-за того, что Оксимирон использовал для его распространения соцсети, но и потому, что весь "Горгород" был построен как роман-антиутопия о жизни писателя в вымышленном городе, и каждый последующий трек был продолжением предыдущего.

Выпуску альбома предшествовало участие в баттлах на площадке Versus: Мирон появился уже в 3-м выпуске, в котором победил культового петербургского рэпера Крип-а-Крипа. Позже была победа над Дуней (Александром Пархоменко) и самый известный и просматриваемый на данный момент баттл против Джонибоя (на момент написания статьи его посмотрели 39 миллионов раз). После разгромной победы Оксимирона карьера его соперника закончилась, и по некоторым данным, он перестал писать рэп и занимается развитием собственной кофейни. Следующий поединок против рэпера ST тоже стал резонансным и вошёл в список самых значимых видео всего Youtube по итогам года, а позже был заблокирован российским "Роскомнадзором" за рекламу букмекерских контор. Резонанс привлёк внимание и западных звёзд баттла: самый известный представитель англоязычной баттл-сцены Dizaster вызвал Оксимирона на поединок. К баттлу с Гнойным, которого Оксимирон, к слову, первый и единственный раз вызвал сам (прежде баттлы инициировали его соперники), он подходил абсолютным фаворитом и "королём рэпа".

Гнойный, он же Слава Карелин (это ненастоящая фамилия), – абсолютная противоположность Оксимирону. Судя по тому, что возможно найти в интернете, Славе сейчас 28 лет, он родом из Хабаровска, и в хип-хоп пришёл не то в 2011-м, не то в 2012 году. В 2013-м он подал заявку на участие в турнире SlovoSPB и выиграл в финале организатора объединения – Дэна Чейни. Тогда же началось его восхождение именно в качестве баттл-MC. Примерно тогда же Гнойный примкнул к объединению "Антихайп", чёткие цели которого, кроме разве что троллинга, определить сложно.

При этом самыми популярными видео с его участием всё равно остаются те, что опубликованы на канале площадки Versus, несмотря на то, что Гнойный ненавидит эту площадку за коммерческую составляющую проекта.

Слава тоже записывает альбомы, но они не имеют такого успеха, как у Оксимирона. В интервью Юрию Дудю он признавался, что в целом страдает графоманией и пишет много текстов. Самые удачные встречаются на баттлах – Слава их читает под псевдонимом Гнойный. Это не единственное сценическое имя Карелина: псевдоним "Слава КПСС" существует для песен, никак не связанных с баттлами, "Соня Мармеладова" – для грайма, разновидности очень быстрого рэпа под жёсткий бит, "Валентин Дядька" – для пародий на своих противников и тех, кого хочется задеть, "Бутер Бродский" – для лирических песен о русской грустной жизни.

Оксимирон вызвал Карелина на баттл через социальную сеть "Твиттер". Поводом послужил поединок Гнойного как представителя SlovoSPB с участником Versus – Эрнесто Заткнитесь, в котором Слава назвал Фёдорова "жадной до хайпа свиньёй" и обвинил в том, что он никогда не выходил против настоящего баттл-MC. До этого Гнойный записывал диссы на Оксимирона, пародировал все его основные песни и регулярно оскорблял.

Поединок состоялся 6 августа, Оксимирон проиграл Гнойному по решению судей 5:0. Несмотря на то что имя победителя стало известно за неделю до того, как Ресторатор выложил видео с поединка в Youtube, баттл стал на несколько недель главной темой для обсуждения в соцсетях. О его результатах написали даже деловые издания "Ведомости" и "Коммерсант", а позже в The Times вышла заметка "Как рэп-баттл в России стал ареной культурных дебатов".


Оксимирон и Гнойный


Почему все обсуждают рэп-баттлы, это действительно что-то важное?

За последние несколько лет социальные сети и в особенности видеохостинг Youtube стали самыми важными точками для развития русской молодёжной культуры. С одной стороны, основные издания и телеканалы ориентированы на другую целевую аудиторию и давно не разговаривают на языке современных подростков. С другой стороны, интернет предоставляет много возможностей для самореализации и выбора релевантного контента.

Успех Versus во многом связан с тем, что благодаря отходу от канона баттлов, установленного еще в начале 90-х годов, участники поединков получили больше свободы и смогли разговаривать на новые для рэп-культуры темы: к примеру, основные мотивы некоторых раундов, а то и целых баттлов и Оксимирона, и Гнойного – цель поэта и его путь. Организатор SlovoSPВ Дэн Чейни говорил о том, что баттлы можно назвать "пластмассовым веком поэзии". И победители современных баттлов – это не те, кто умеет виртуозно материться, но люди с крайне широким кругозором. В поединках упоминаются Маркс, Оруэлл, Маркес, Булгаков, последние российские митинги и даже патриарх Кирилл с Рамзаном Кадыровым.

Аудитория рэп-баттлов, таким образом, получает не просто развлекательный контент, но и битву идеологий, культурные дебаты, которые ведутся на языке, понятном для современной молодёжи. В нём нет запретных тем, много мата, жаргонизмов, тюремного и субкультурного сленга, но много и литературного языка: Оксимирон, например, ни в одном из трёх раундов против Гнойного не употребил мат.

Всё в том же интервью Юрию Дудю Слава Карелин сказал о том, что рэп-культура побеждает, потому что это "новая авторская песня", и ею может заниматься каждый, у кого дома есть один дешёвый микрофон. Его слова подтверждает и то, что в Versus Battle участвовали популярные youtube-блогеры – Хованский, Ларин и Джарахов.

И это общемировая тенденция. В июле 2017 года компания Nielsen опубликовала исследование, что впервые за долгие годы рэп победил рок-музыку: благодаря стриминговым платформам молодая аудитория покупает чаще именно треки хип-хоп-исполнителей. А на смену русскому року пришел всё тот же Оксимирон вместе со своими коллегами по цеху – Скриптонитом, Pharaon, Хаски и другими популярными рэперами.

Рэп-баттлы – это только часть большой побеждающей рэп-культуры, но именно она была и будет в ближайшие годы самой горячей точкой развития, потому что создаёт пространство для диалога, хотя и весьма специфического.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров