Прямой эфир Новости спорта

"8 Марта – это не день матери". Что феминистки думают о Международном женском дне

Дина Ли специально для Informburo.kz
Дина Ли специально для Informburo.kz
Почему мы забыли изначальный смысл праздника 8 Марта, рассказали те, кто борется за права женщин в Казахстане.

Международный женский день в СНГ принято отмечать широко и, как считают, феминистки, совершенно неправильно. В Европе в этот день либо следуют традиции демонстраций нью-йоркских женских организаций, с чего, собственно, и началась история 8 Марта, или вовсе никак не отмечают эту дату.

В Казахстане, как и в России, первоначальный смысл праздника, как считают феминистки, вытеснило подчёркивание роли женщины в патриархальной системе ценностей: её фертильности, сексуальной и эстетических функций. Хотя изначальная суть 8 Марта заключалась в борьбе за гендерное равенство, избирательное право для женщин и равную оплату труда.

Феминистки и профеминисты Казахстана не согласны с тем, как у нас принято отмечать 8 Марта. Почему – они рассказали в своих монологах.

Вероника Фонова, участница движения "КазФем"


Вероника Фонова

Вероника Фонова


Я считаю, что изначальное значение праздника сейчас трактуется совершенно иначе, оно изменилось на абсолютно противоположное. Исторически праздник был призван напомнить о вкладе женщин в борьбу за равноправие, за право голосовать, избираться в президенты, за трудовые права и так далее. А сейчас всем женщинам желают быть женственными, красивыми, нежными, милыми, дарят цветы и называют слабым прекрасным полом. Теперь это праздник красоты и женственности, то есть прямо противоположное тому, что вкладывалось изначально. Нам говорят: будьте удобными, будьте скромными, не требуйте ничего большего, не отсвечивайте. Это отношение к празднику и в целом к женщинам хорошо транслируется и показывается в этот день в этих пожеланиях. Это как бы такой доброжелательный сексизм: женщине положено быть каким-то сексуальным эстетическим объектом, как какой-то вазе или цветку, чтобы украшать собой, радовать глаз, отвечать за какие-то эмоциональные потребности общества и мужчин, всегда улыбаться, быть тихой, милой, нежной, эмоционально обслуживать и так далее.

"Это действительно хороший праздник"

Для меня этот день значит очень много, для меня это самый любимый, самый важный праздник в году уже несколько лет, после того как я прочитала и узнала о его истинном значении. В позапрошлое 8 Марта мы с моими подругами организовывали кинопоказ, посвящённый женским правам, на прошлое 8 Марта устраивали женский марш на "Арбате", и в этом году мне бы тоже хотелось отпраздновать его так, как празднуют во многих странах мира. Я не говорю уже об Америке или странах Европы, о многих цивилизованных странах, таких как Турция, Россия. В Питере марши проходит ежегодно, в Кыргызстане. И мне хотелось бы, чтобы в моём государстве, которое позиционируется как демократическое и свободное, были доступны гражданские права для всех в равной мере, и женщины могли солидаризироваться, вместе выходить на улицы и делать видимыми и гласными свои проблемы или, наоборот, говорить о каких-то своих достижениях: например, о вкладе женщин в историю, культуру, науку, медицину.

Это действительно хороший праздник, в нём много и светлого, и хорошего, чему можно порадоваться и что можно осветить, вспомнить и поблагодарить наших предшественниц, боровшихся за права, благодаря которым мы сейчас можем получать плату за работу, образование и так далее, участвовать в политической и экономической жизни. Но, к сожалению, этого делать нельзя, и прошлое 8 Марта в итоге закончилось тем, что акимат очень обеспокоился этим и вызвал нас на беседу. То есть просто так выйти на улицу и провести какое-то праздничное шествие нельзя, и это меня очень сильно расстраивает.

"Дискриминация прочно укоренилась на всех уровнях"

Для себя я решила, что каждое 8 Марта я буду так или иначе участвовать в каких-то активистских мероприятиях и вносить свой посильный вклад в какую-то просветительскую работу либо активистскую, связанную с женскими правами, потому что я считаю, что это очень важный праздник, актуальный для нынешнего времени. И сейчас, когда права женщин у нас дискриминируются на государственном уровне, очень важно об этом говорить.

В стране, где изнасилование считается статьёй, по которой могут дать амнистию, как сделали в честь двадцатипятилетия Казахстана; в стране, где, несмотря на огромные масштабы бытового насилия, у государства нет возможности построить кризисные центры в каждом регионе, я считаю как никогда важной повестку именно женскую. Соблюдение женских прав, соответствующие социальные институты, их видимость и гласность, – я считаю эти вопросы очень важными. 8 Марта – это замечательный день, когда женщины могут выйти общим фронтом и заявить о том, что они стоят подруга за подругу и вместе готовы отстаивать свои права.


Вероника Фонова

Вероника Фонова / Фото предоставлено героиней материала


Дискриминация прочно укоренилась на всех уровнях: в политике, дома, на работе, на улице. То есть если это где-то есть, это есть везде, но огромные проблемы лично я вижу: это сексуальное насилие, бытовое насилие и экономическое неравенство. В культуре укоренён такой образ жены – хранительницы очага, и по умолчанию женщина считается слабее, немощнее, чем мужчина, и должна нести меньше ответственности, хотя по факту получается всегда обратная ситуация. Наверное, эти проблемы, я считаю, если женщина станет самостоятельной, автономной в экономическом плане, допустим, если какие-то институты будут помогать и гарантировать права, если органы полиции, суда и правительства будут работать не коррумпированно, а честно, правильно, тогда можно говорить о каком-то успехе в этой борьбе. Бытовой сексизм есть везде: домогательства на работе, в колледжах, школе, университете, на улице, – это всё, безусловно, тоже есть.

"Мы живём не в первобытные времена"

Тем читателям, которые считают, что дискриминация оправданна, я бы посоветовала загуглить изобретения, которые были сделаны женщинами (например, wi-fi изобрела женщина), узнать, что женщины внесли огромный вклад в математику, физику, что сейчас многие женщины летают в космос, делают какие-то биологические, химические открытия наравне с мужчинами. Но это в тех странах, где у женщин есть возможность идти вперёд по карьерной лестнице, где им не перекрывают дорогу какие-то общественные устои, порицания, предвзятость работодателей и так далее. Насчёт физической силы. Мне кажется, это очень странный аргумент, потому что мужчины тоже не все атлеты, боксёры. Мы живём не в первобытные времена, где охотятся каждый день на мамонтов. У нас сейчас очень важно уметь работать головой, и многие научные исследования уже давно пришли к выводу, что мозг мужчины и женщины не отличается в плане возможностей.

Елена Иванова, соосновательница инициативной группы FemPoint


Елена Иванова

Елена Иванова / Фото Informburo.kz


Со школьных лет всем нам говорили, что 8 Марта – это праздник женственности, праздник цветов, праздник матерей, и что нужно воспевать именно в этот день любовь к женщинам, их женственность, их потенциальные репродуктивные функции. Поздравляя, принято также завуалированно призывать женщин к эмоциональному и прочему обслуживанию (улыбайся, дари любовь и ласку, ты будущая мать, ты чья-то сестра, ты чья-то дочь, ты чья-то супруга) вне контекста самой женщины, то есть привязка в поздравлении к какому-то потенциальному мужчине полностью обезличивает женщину, делая её либо предметом, либо красивой картинкой. Когда я была маленькой или когда нас в школе поздравляли с 8 Марта в такой манере, мне всегда казалось, что это нормально.

Только в университете у меня начались внутренние возмущения на почве фразы: "Молчи, женщина, твой день – 8 Марта". Мне было очень странно, что один только день в году принадлежит нам, а в любой другой день нас что, можно унижать, оскорблять, затыкать рот, объективировать, не считаться с нашим мнением? Наверное, с начальных курсов университета у меня возникли внутренние возмущения, но я их не особо озвучивала, потому что думала: все молчат, и я промолчу. А когда я уже в более осознанном возрасте познакомилась с феминизмом, я стала читать множество историй, книг и статей о гендерном неравенстве, стала общаться с единомышленницами и, в принципе, разными людьми, задавать им вопросы об отношении к женщинам и отвечать на вопросы других, тогда я начала понимать, что люди забыли истинную историю 8 Марта, потому что это не день женственности, не день цветов, не день матери, не день воспевания и подарков, а это день борьбы за равные права между женщинами и мужчинами, это манифест эмансипации. Потому что с конца 19 – начала 20 века суфражистки, феминистки, просто женщины, не приписывающие себе никакую политическую повестку или позицию, боролись за свои права: во-первых, за право голоса, за право равной оплаты труда или в принципе за оплату труда и за многие экономические и социальные аспекты.

"Равенство – это когда не судят о способностях по гениталиям"

В некоторых исторических источниках утверждается, что женские марши в начале XX века стали одной из предпосылок к Февральской революции, поэтому этот праздник имеет глубокую историю, которую нельзя забывать и навешивать на неё ярлыки: поздравляем, вот вам цветочки, а завтра отбитые почки, – один из лозунгов, кстати.

Принято считать, что суфражистками и феминистками уже были достигнуты равные права для женщин, поэтому предполагается, что необходимость празднования 8 Марта как дня эмансипации отсутствует.

Гендерное равенство для меня в первую очередь – это не цисгендерное равенство мужчины и женщины, это равенство в принципе, вне зависимости от того, какой ты человек, с каким гендером ты идентифицируешься. Персона может быть цисгендерной женщиной или мужчиной, или быть трансгендерной женщиной или мужчиной, но для меня равенство – это когда не судят о способностях по гениталиям, не судят по твоему гормональному фону ("истеричка с ПМС", например), не приписывают тебе никаких стандартов, стереотипов. Гендерное равенство – это равные требования, равные обязанности, без насилия, без предубеждений, без навязываний. Многие говорят: "Ну раз вы за равноправие, то пусть женщины идут работать на стройку или в шахты". Так вот, мало того, что женщины и так работают на стройках и на прочих сложных и опасных работах, так они ещё и невидимы в этих профессиях. Кроме невидимости существуют законы, запрещающие женщинам работать по определённым специальностям. Но если женщина, находясь в безвыходном положении, например, решает идти на работу по "запрещённой" специальности, она, соответственно, устраивается нелегально, и это значит, что ей можно платить меньше или не платить вообще.


Фото Informburo.kz


"Быть собой – это хорошо"

В Казахстане, как и во многих странах бывшего Союза, процветает неопатриархат. Женщин уже не воруют, а если воруют, то не открыто, так как это считается уголовным преступлением, но это всё равно есть. В неопатриархате принято замалчивать подобные проблемы, говоря о том, что у вас есть все права, и вы зачем-то поднимаете бунт, потому что с жиру беситесь: женщины же могут работать, голосовать, распоряжаться своим выбором на брак. Но это не так. Если посмотреть статистику, можно увидеть проблемы изнасилований, проблемы неравенства, зарплат и много других проблем, с которыми сталкиваются мужчины и женщины каждый день. Мужчины тоже сталкиваются с пренебрежительным отношением, с ненавистью к феминным мужчинам. В принципе, любое проявление якобы сугубо женских качеств в контексте мужчин считается плохим, потому что быть женщиной плохо, но равенство – это когда люди понимают, что быть собой – это хорошо, и принимать всех такими, какие они есть, – это нормально. А угнетать кого-то просто потому, что у него цвет кожи другой или, простите, вагина или член, или и то и другое, это плохо.

"Женщины вправе ненавидеть мужчин"

Некоторые течения феминизма включают обратный сексизм или мизандрию, когда женщины пытаются угнетать мужчин, то есть проецировать то же самое отношение, с каким сталкиваются женщины ежедневно. То есть: "Закрой свой рот, твой день – 8 Марта", например". Женщина в контексте мизандрии должна говорить: "Мужчина, закрой свой рот, твой день – 16 ноября". Да, есть Международный день мужчин – 16 ноября. Но обратный сексизм не работает, как и обратный расизм, потому что невозможно проявлять пренебрежение или унижать людей, имеющих все привилегии, права, возможности, общественное одобрение и прочее. И я не говорю, что нужно пытаться унижать людей, я говорю о том, что это не работает.

Я считаю, что женщины вправе ненавидеть мужчин за те тысячелетия угнетения, насилия, убийств и неравенства, женщины вполне вправе проявлять свои истинные эмоции, когда они что-то чувствуют негативное, когда чувствуют, например, проявление абьюза или других видов эмоциональных манипуляций или физического насилия. Женщины имеют право ненавидеть и говорить вслух о своей злости, о своём стрессе. Но это не значит, что нужно ненавидеть. Лично я считаю, что насилия не заслуживает никто. Если выбирать из течений феминизма, я предпочитаю брать определение "инклюзивный интерсекциональный феминизм". Это означает, что я в своем движении поддерживаю как права цисженщин, так и права трансженщин и любых, в принципе, женщин, и интерсекциональный инклюзивный феминизм позволяет иметь союзников профеминистов, так как он инклюзивный.

Потому что мужчины, борющиеся на равных за права женщин, – это, конечно, хорошо, но тем не менее я считаю, что когда произойдёт какой-нибудь сдвиг в обществе в сторону женских прав, на передней позиции, особенно в феминизме, должна быть женщина, потому что женщина достигла для себя равных прав. То есть не ей дали права мужчины с барского плеча и потом этим же попрекают, а она сама как сильная эмансипированная личность, каковыми женщины и являются, достигает вершин, достигает высот в работе, где угодно, и она должна быть видима. В принципе, профеминисты и союзники это понимают, они готовы быть на вторых ролях, в отличие от всего остального мира, экономики и социума, именно в феминизме понимающие мужчины считают, что они хотя бы в феминизме должны быть на вторых ролях. И это осознание зачастую дают почву для рефлексии многим другим людям, мужчинам и женщинам, и это, я считаю, круто.

"Важно помнить погибших женщин"

Идеальный праздник 8 Марта, мне кажется, как он проводится во всём цивилизованном мире. Женщины поздравляют друг друга с какими-то успехами, которых они достигли на протяжении всей истории или за этот год. Женщины, которые считают, что всё ещё продолжается, процветает неравенство, выходят на мирные марши с плакатами, говорящими о том, что им не нравится. Женщины и мужчины дарят друг другу подарки, в частности, женщинам дарят подарки, которые ни к чему не обязывают, которые не означают, что сегодня, если я подарил или подарила тебе подарок, у нас будет секс, или подарок, который означает, что сегодня я подарил тебе подарок, а все остальные 364 дня ты будешь продолжать мыть полы и обслуживать меня эмоционально, физически – как угодно, и так далее. 8 Марта для меня – праздник осознания, праздник равенства, толерантности и уважения к женщине в первую очередь.

Некоторые исторические праздники, освещающие какие-то важные исторические события, то есть день памяти, день траура, День Победы, мы празднуем для того, чтобы помнить. И так же 8 Марта важно праздновать, чтобы помнить женщин, погибших на митингах, маршах. Суфражисток били, сажали в тюрьмы, убивали. Важно помнить, что это наша история, всемирная история, к которой мы тоже причастны. Мы должны помнить, чтобы понимать, насколько важными были действия тех женщин, насколько сильно они повлияли на нашу историю, и, возможно, наши слова, наши статьи, мирные марши, которые проходили в прошлом, тоже войдут в историю, и для будущих поколений это будет важно. Возможно, действия будущих поколений будут важны для последующих, и чтобы не забывать, как было, чтобы не повторилась кровавая история с насилием, убийствами, нужно продолжать помнить и отмечать этот день хотя бы как-то.

Амир Шайкежанов, ЛГБТ-активист, профеминист


Амир Шайкежанов

Амир Шайкежанов / Фото Informburo.kz


Я считаю, что отношение к этому празднику в нашей стране сегодня неадекватно. Вместо того чтобы напоминать друг другу о важности равноправия, мы превратили этот день в театрализованный фарс вокруг женщин. Ну, мол, пусть они сегодня поиграются, почувствуют себя настоящим человеком. А завтра – снова за посуду, грязное бельё, терпеть побои, изнасилования и так далее.

Почему значение праздника нивелировали? Думаю, потому, что мы живём в патриархальном обществе, которое со скрипом относилось ещё к суфражисткам. В моём понимании, это день, когда признают права женщин, но акцент смещается в ту сторону, что она функция, а не человек, что она должна нас радовать своим видом, цвести и пахнуть. Это такие отступные: мы вам подарим один день, посвящённый вашим правам, но мы его нивелируем своим отношением к ценностям равноправия.

"Патриархальная система подавляет и женщин, и мужчин"

Как бы было правильным отмечать этот день? Правильно было бы отмечать, как и большинство дней памяти: как День Победы, например. Поэтому этот день должен продолжать борьбу, так как гендерное неравенство – это всё ещё актуальная тема, и необходимо укреплять позиции женщин в патриархальных обществах. Должны быть демонстрации, марши, первыми лицами страны должны проводиться отчёты о работе, проделанной в сфере борьбы с гендерным неравноправием. Это должен быть полноценный день гражданской активности в контексте гендерного неравенства

Патриархальная система подавляет и мужчин, и женщин, вынуждает женщину быть объектом, а мужчину быть хищником и агрессором, не иметь права на эмоции и слабость. В отношении профеминистов есть стереотипы из категории "подкаблучник", "полумужчина": дескать, не вышло быть альфа-самцом, поэтому ищет себе подружек. Это глупо. Потому что любой взрослый мужчина, который считает, что у его жены, подруги, сестры, дочери должны быть равные права, они не должны подвергаться психологическому, экономическому, сексуальному насилию, может считать себя профеминистом. Потому что он против патриархального давления на женщину. Как это по факту реализуется? Ну, сложновато, конечно.

У нас пока, в принципе, мало информации и понимания того, почему патриархальная система плохая. У нас мало понимания, что такое феминизм. Мужчин пугают радикальным феминизмом: мол, будут страшные последствия. Хотя многие радикально-феминистические движения как раз-таки сосредоточены на радикальной борьбе с патриархальной системой и ни в коем случае не призывают кому-нибудь что-то отрезать и так далее.

Зоя Фалькова, художница, феминистка


Зоя Фалькова

Зоя Фалькова / Фото предоставлено героиней материала


Всем нам со школы объясняли, что это женский праздник. Конечно же, к слову "женский" у нас тут же автоматически пристёгивается женская гендерная социализация. Пожелания весны и женственности были всегда, но меня всегда смущал тот факт, что меня принуждают быть кем-то только исходя из моего пола, а не исходя из моих способностей, стремлений и желаний. Меня всегда раздражало, когда я делала что-то по дому, что я делать не люблю, а кто-нибудь, умиляясь, глядя на меня, говорил "хозяюшка". Я не хозяюшка, я могу много больше, чем быть уборщицей. Извращённое понимание праздника 8 Марта меня всегда смущало, а когда я окончательно осознала масштаб проблемы и системы, которая превращает день борьбы за женские права в праздник весны и женственности, я была возмущена. В этот день культивируют образ женщины как функции, говорят: продолжайте быть украшением офиса и обслуживать нас.

"Пренебрежительное отношение к женщине никуда не девалось"

Это восходит к Советскому Союзу, который, с одной стороны, вроде как освободил женщин. Женщинам дали права без той продолжительной борьбы, которая происходила на Западе, где женщины добивались права получать образование, боролись за право иметь собственность и голосовать. В некоторых европейских странах это случилось только в 60-х годах. В Канаде женщин вообще признавали людьми через суд, и это длилось годами. На Западе женщины этого сознательно и долго добивались. А на территории СССР права женщинам дались значительно проще. В конце 19 – начале 20 века были движения за женские права, но это длилось достаточно недолго и не успело закрепиться в ментальности. Потом мы получили права, но так как не было продолжительной борьбы и своей партии, женщины просто получили двойную-тройную нагрузку. Они были обязаны не только рожать, воспитывать, наводить порядок дома, но и работать, кормить семью. Нельзя было выбрать – дом или карьера, – всё было принудительно, была статья за тунеядство.

В виду отсутствия памяти о борьбе за права мы получили довольно извращённое понимание феминизма. Из-за того что права были получены неосознанно, когда мы освободились от Союза и принудиловки, возник резкий откат назад. Благодаря этому праздник 8 Марта перестал быть днём борьбы за права, став днём весны и женственности. В обществе же всё движется не особо осознанно. Это как большой снежный ком, который катится и растёт, и который либо разбивается, как это случилось с фашизмом, либо набирает массу, пока не распадётся сам по себе. В данном случае снежный ком катился в сторону отката к тем "ценностям", которые были до Советского Союза, или к ценностям, формирующимся вопреки ему. Появились женские тренинги, праздники весны, "женщина, твоё место на кухне, вари борщи". Пренебрежительное отношение к женщине никуда не девалось на самом деле. Просто снова всплыло. И нам приходится начинать всё с начала.

Сами праздники как таковые связаны с особенностями человеческого мышления. Если взять любой тренинг по тайм-менеджменту, то там обязательно будет рекомендация отмечать собственные заслуги, записывать, что ты делаешь. Фиксация происходящего очень важна, на этом держатся гуманитарные науки, искусство. И когда мы ежегодно празднуем то, что мы боремся за женские права, для нас это остаётся важным и актуальным. Когда есть День борьбы за права детей или День борьбы со СПИДом, это становится психологическим триггером. На уровне общества это работает так же, как на уровне человека. Считается, что zoom out, экстраполяция от человека на общество, некорректна, но по сути функционирование толпы работает по тем же алгоритмам, что и человеческое мышление. Поэтому фиксация того, с чем связан праздник, – это очень важно. И когда мы превращаем 8 Марта в день тюльпанов и "украшений офиса", мы занимаемся, очевидно, не тем, чему этот праздник должен быть посвящён. Напоминать себе об этом – политически и стратегически очень важный процесс.

Откат к традициям

Сейчас я захожу на территорию, на которую, как многие думают, у меня нет права заходить. Это территория отката к традициям. И хотя некоторые могут судить по моей национальности и говорить, что я не имею права об этом рассуждать, на самом деле мы не первая постколониальная страна, которая проходит через эти процессы: например, Мексика через это прошла, мы легко можем сравнить любую постколониальную историю с нами. Поэтому я не думаю, что тут есть национальный вопрос. У нас откат происходит не только на социальном уровне, когда становится больше ритуалов, но и откат от рационального мышления к какому-то магическому и мифологическому, как вот недавно, когда на стадионе зарезали барана, например. Его можно наблюдать в разговорах, комментариях и так далее. Этот откат предполагает, что мы возвращаемся к отметке "ноль". В стране, где по закону кража невест не легитимна, а в обществе поддерживается; в стране где я не знаю женщин, которые не подвергались какому-либо насилию; где женщинам легче родить в придорожном сортире, чем принести ребёнка домой, потому что уят; где есть такое давление на женщин, – мы возвращаемся к отметке "ноль". И на самом деле это работает для женщин всех национальностей и социальных статусов в нашей стране. Я иногда работаю в надзоре за строительством, и мне из-за отношения к женщинам в обществе гораздо сложнее работать с мужчинами. Мне приходится сначала зарабатывать авторитет и постоянно его поддерживать. Не потому, что я не профессионал, – я разбираюсь во многом лучше, чем они. Но они не хотят меня слушать, потому что они относятся к тем слоям общества, где традиционализм очень силён, и им сложно работать со мной как с начальницей. И мне приходится дольше, чем мужчинам, работать над тем, чтобы заработать себе авторитет, чтобы качественно закончить работу. Отношение к женщинам в обществе влияет на всех женщин этого общества. Очевидно, есть общее отношение о котором пел ещё Джон Леннон: "Woman is a nigger of the world". И мир пришёл в ту точку, когда это уже пора менять. Это хорошо, это здорово.

Жанар Секербаева, соосновательница казахстанской феминистской инициативной группы "Феминита"


Жанар Секербаева

Жанар Секербаева / Фото из Facebook


В Казахстане 8 Марта отмечают цветами, ненужным парфюмом, тортами, что нивелирует саму дату, значение которой в том, чтобы не забыть, как важно и нужно бороться за права женщин самим женщинам и их союзникам, если они есть. В этот день, на мой взгляд, вернее было бы говорить о феминизме, женских движениях, о правах человека в Казахстане. Такое ощущение, что мы не хотим знать того, что происходит: о насилии в семье, о сексуальных домогательствах на работе, о 30-процентной разнице зарплат женщин и мужчин, о дискриминации женщин, о сексизме, о краже девушек, о позорном флешмобе "яйцечёсов" из мужского журнала. Стоят ли цветы моего беспамятства? Нет, не стоят. Ни ландыши, ни васильки, ни все цветы мира. И уж если говорить о приятном, то почему бы людям не дарить книги, подарки без гендерной подоплёки, хоть каждый день.

Кто превратил день борьбы женщин за свои права в день весны и красоты? Я думаю, мы способствуем тому, что замалчивается, и тому, что проговаривается. Хватит искать виноватых там, где их нет. Нужно взять в свои руки то, что мы хотим изменить.

"Нам нужна женщина-президентка"

Права женщин в Казахстане никак не защищены. Пока в обществе будут превалировать негативные стереотипы о роли женщин только как хранительницы очага, газовой плиты, холодильника и носков мужа (наверное, так выглядит этот перечень, если продолжать), то её права – это какие-то полуправа или какой-то мыльный пузырь. Я не могу вздохнуть свободной грудью, читая в медиа новости об очередных изнасилованиях, о виктимизации, о травле женщин по признаку их сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Я рада, что участвую в написании альтернативного доклада по выполнению Правительством Казахстана положений относительно Конвенции по ликвидации всех форм дискриминаций в отношений женщин, и буду выступать с его презентацией в ООН в Женеве в 2018 году. Кроме того, приму участие в 62-й сессии Комиссии по статусу женщин в Нью-Йорке с 9 по 23 марта, где соберутся министры из разных стран, правозащитницы, активистки, представительницы НПО. Это мой вклад гражданки, активистки, участницы "Феминиты".

8 марта – дата, которая напоминает всем нам в Казахстане, что путь к гражданскому, солидаризированному, инклюзивному обществу, в котором права человека – наивысшая ценность, ещё долог. Но чтобы сделать его короче, по нему нужно хотя бы идти.

Поздравляю женщин с 8 Марта и желаю им быть сильными, волевыми, актуализирующими свои запросы и желания, упорными, смелыми и не бояться идти в политику! Нам нужна женщина-президентка.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров