Вмешиваться в гражданские войны на стороне одного из участников конфликта было достаточно распространённой практикой для политики Советского Союза. За годы существования СССР советские военные специалисты в общей сложности приняли участие в 16 локальных конфликтах за пределами своей страны. Официально их направляли для выполнения, так называемого "интернационального долга". Всё-таки идеология имела огромное значение для Кремля. Однако куда более важным фактором была экономическая составляющая участия военных из СССР в гражданской войне другого государства. Нередко одним из первых пунктов тайно подписываемого договора между Кремлём и одной из сторон локального конфликта было соглашение о будущих крупных поставках советского вооружения. Естественно в случае если эта самая "интернациональная помощь" позволит одержать победу.

Сплошные плюсы

Надо заметить, что больше всего Москва была заинтересована в использовании в гражданской войне другой страны своей авиационной техники. Во-первых, потому, что истребители, штурмовики и бомбардировщики стоят намного дороже танков и САУ, и уж тем более стрелкового оружия. К тому же и обучение летать на военных самолётах тоже требует немалых денег. Во-вторых, у Советского Союза появлялась уникальная возможность на практике проверять боеспособность выпускаемой в стране авиационной техники, которую в случае успеха проведённых "испытаний", можно было смело продавать на рынке вооружений. Понятное дело, что этим предложением Кремля соглашались далеко не все. Зато те, кто всё же шёл на риск, нередко получал в своё распоряжение самые последние разработки авиационных конструкторских бюро.

Испания

Впервые советские лётчики на своих самолётах активно приняли участие в боях за пределами своей страны в период 1936-1939 годов, когда в Испании началась гражданская война между правительством Второй республики и мятежниками под руководством генерала Франко. Фактически лишившись вооружённых сил, правящее правительство Народного фронта обратилось с просьбой о помощи к Советскому Союзу, который на основании специального решения ЦК ВКП (б), практически сразу же отправил в Испанию новейшие на тот момент бомбардировщики АНТ-40 и истребители-полуторапланы И-15. К началу 1937 года СССР стал поставлять Второй Испанской Республике и первые в мире цельнометаллические монопланы с убирающимися шасси - И-16. В общей сложности в качестве помощи испанским республиканцам было отправлено 648 самолётов различных типов, которыми управляли 772 советских лётчиков-добровольцев. Поскольку официально СССР так не решился занять сторону Народного фронта Испании, все самолёты имели опознавательные знаки испанских ВВС.


Советский истребитель И-16 находился на вооружении испанских ВВС до 1953 года

Фото с сайта wikipedia.org
Советский истребитель И-16 находился на вооружении испанских ВВС до 1953 года

Китай

Продолжила Москва практику вмешательства во внутренние вооружённые конфликты других стран и после окончания Второй мировой войны. В период 1946-1950 несколько сотен советских авиаторов было отправлено в Китай, которые помогали коммунистам Мао Цзэдуна участвовать в боях против гоминдановского режима Чан Кайши. И если в течение первых трёх лет в гражданской войне в Китае на стороне НОАК (Народно-освободительная армия Китая) работала только отдельная эскадрилья из 31 самолёта И-16, управляемая исключительно советскими добровольцами, то после 1949 года Советский Союз уже открыто выступил на стороне китайских коммунистов. Соответственно для достижения военного превосходства в небе над авиацией Чан Кайши в распоряжение специально созданной Группы советских войск в КНР были переданы 118 самых современных для того времени самолётов. Речь идёт о модифицированных поршневых истребителях Ла-11, штурмовиках Ил-10, а также отлично зарекомендовавших себя во время Второй мировой войны бомбардировщиках Ту-2. Наконец, именно в Китае в боевых условиях впервые был опробован истребитель МиГ-15, который впоследствии стал самым массовым реактивным боевым самолётом в мире.


Советские штурмовики Ил-10, серийный выпуск которых начался в 1946 году, наводили страх на войска генералиссимуса Чан Кайши

Фото с сайта jetphotos.net
Советские штурмовики Ил-10, серийный выпуск которых начался в 1946 году, наводили страх на войска генералиссимуса Чан Кайши

Корея

Во многом успех использования реактивных истребителей МиГ-15 против авиации Гоминдана в небе над Китаем и предопределил их массовое появление в 1950 году, когда Советский Союз поддержал северокорейский режим Ким Ир Сена в его войне против Южной Кореи. Любопытно, что, как и сегодня, Москва во время войны в Корее ограничилась поддержкой Пхеньяна только с воздуха. В общей сложности на помощь КНДР было официально отправлено 535 советских лётчиков, которые вступили в непосредственный бой с ВВС США. Сколько же всего советских военных самолётов участвовало в войне в Корее, до сих пор точно не известно. Надо полагать намного больше, чем 535. Ведь по данным американской стороны, потери одних только МиГ-15 в Корейской войне составили 792 самолёта, хотя согласно утверждениям российских специалистов, речь идёт только о 335 сбитых МиГах. Кстати, обращает на себя внимание и такой интересный факт - во время войны за Корейский полуостров СССР впервые в мире стал использовать установленные на боевых самолётах системы радарного предупреждения.  


После войны в Корее фронтовой истребитель МиГ-15 стал легендой мировой военной авиации

Фото с сайта modernweapon.ru
После войны в Корее фронтовой истребитель МиГ-15 стал легендой мировой военной авиации

Лаос

Спустя 10 лет Советский Союз вновь принимает решение об использовании своей авиации. В 1960 году гражданская война захлестнула Лаос. Длилась она в течение 13 лет и получила название "Тайная война". В борьбе за власть между собой сошлись сторонники короля Лаоса Саванг Ватхана и революционное движение социалистической направленности Патет Лао, которое в своём стремлении свергнуть монархию заручилось поддержкой Москвы. Тогда как королевские войска - Вашингтона. Судя по крайне скудной информации о событиях тех дней, помощь СССР в основном заключалась в транспортировке отрядов Патет Лао к месту боёв через территорию Вьетнама транспортно-десантным самолётами Ил-14, которые могли взлетать и садиться на площадку  длинной всего в 400 метров. Впрочем, к тому времени Ил-14 считался уже устаревшим самолётом. А потому куда важнее для Москвы было проверить боевые возможности в условиях тропического климата военно-транспортного вертолёта Ми-4. Итогом успешного использования Ми-4 во время гражданской войны в Лаосе стало подписание контрактов на его приобретение у Советского Союза большим количеством стран Азии и Африки.  


Гражданская война в Лаосе сделала военно-транспортный вертолёт Ми-4 очень популярным в тропических странах

Фото с сайта ataque.blogspot.com
Гражданская война в Лаосе сделала военно-транспортный вертолёт Ми-4 очень популярным в тропических странах

Йемен

Ещё меньше информации об использовании советской военной авиации во время гражданской войны в Йемене, длившейся с 1962 по 1969 годы. Известно лишь, что советские военно-транспортные самолёты Ан-12 выполняли регулярные перевозки оружия и людей из Египта в Северный Йемен, где поддерживаемая союзным СССР египетско-сирийским президентом Гамалем Абдель Насером организация "Свободные офицеры" начала боевые действия против власти Йеменского Мутаваккилийского Королевства. Надо заметить, что несколько позже Гамаль Абдель Насер ещё раз прибегнул к помощи Советского Союза, военная авиация которого во время арабо-израильского конфликта в период 1967-1973 годов фактически спасла президента Объединённой Арабской Республики Египта и Сирии. Во всяком случае, именно благодаря базированию советских полков с современнейшими на то время истребителями-перехватчиками МиГ-21 и МиГ-25 под Каиром и Дамаском, успешность налётов израильской военной авиации на эти крупнейшие города ОАР оказалась нулевой.


Если бы не советские Ан-12, то Йемен до сих пор бы оставался королевством

Фото с сайта flickr.com
Если бы не советские Ан-12, то Йемен до сих пор бы оставался королевством

Ангола

В последний раз советские военные лётчики участвовали в гражданской войне в Анголе в период 1975-1979 годов на стороне Народного движения за освобождения - партии труда. Как и о событиях в Лаосе и Йемене информации о вылетах боевой советской авиации на помощь войскам Жозе Эдуарду душ Сантуша, ведущим военные действия против претендующих на власть в Луанде организаций УНИТА и ФНЛА известно очень мало. Известно лишь, что душ Сантуш, кстати, до сих пор находящийся во главе Анголы, объявив о социалистическом выборе развития этой африканской страны, обратился с просьбой о помощи непосредственно к Леониду Брежневу. И естественно сразу же нашёл поддержку. В рамках заключённых секретных соглашений в Анголу были перекинуты несколько десятков военных лётчиков, которым предстояло не только обучать "ангольских товарищей", но и самим управлять поставляемыми из СССР многоцелевыми истребителями МиГ-23, военно-транспортными самолётами Ан-26, а также вертолётами Ми-8.  Надо заметить, что благодаря активному применению Ми-8 в ангольском конфликте, очень скоро он стал самым популярным двухдвигательным вертолётом в мире.


Гражданская война в Анголе лучше всего прорекламировала достоинства военно-транспортного вертолёта Ми-8

Фото с сайта xairforces.net
Гражданская война в Анголе лучше всего прорекламировала достоинства военно-транспортного вертолёта Ми-8

Время настоящее

И вот на днях Россия, будучи правопреемницей Советского Союза, 36 лет спустя вновь решилась вмешаться в гражданскую войну. На этот раз в Сирии. Не будем рассуждать об истинных причинах, побудивших Москву пойти на этот шаг. Это тема для другой статьи. Обратим лишь внимание на то, что, как и ранее при СССР Кремль решил использовать против врагов Башара Асада очень современные образцы военной авиации. Прежде всего, речь идёт о фронтовом истребителе-бомбардировщике Су-34, производство которого началось лишь год назад, а также о многоцелевом тяжёлом истребителе Су-30СМ, первый полёт которого состоялся всего три года назад. Соответственно если оба самолёта в условиях гражданской войны в Сирии справятся с поставленными перед ними задачами, то шансы на их приобретения такими странами, как Индия, Китай и Малайзия увеличивается в разы.


Новейший российский штурмовик Су-34 способен поражать цели в любую погоду днём и ночью
Фото с сайта wikiwand.com
Новейший российский штурмовик Су-34 способен поражать цели в любую погоду днём и ночью

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter