Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"
40 лет супербратьям Марио: как восьмибитный сантехник завоевал сердца миллионов

Иллюстрация Getty Images
Иллюстрация Getty Images
Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News".

Игре Super Mario Bros исполнилось 40 лет. Она была впервые выпущена в 1985 году на Nintendo Entertainment System (NES) в Японии. И с тех пор разошлась тиражом около 40 млн копий по всему миру, став одной из самых популярных видеоигр всех времён.

За десятилетия Марио появился более чем в 200 играх, включая оригинальную Mario Bros от Nintendo (вышедшую в 1983 году), где он действовал вместе со своим братом Луиджи, а также в серии Mario Kart (начиная с 1992 года).

Его приключения вдохновили на создание мерча (игрушки, коллекционные карточки, дизайнерские кимоно), спин-оффов, включая новый анимационный фильм "Братья Супер Марио в кино", и тематических аттракционов в парках развлечений.

Марио прокачался сильнее, чем любой другой персонаж видеоигр, и прошёл путь от аркадного "спрайта" до иконы поп-культуры, стал именем нарицательным.

Как же этот отважный восьмибитный сантехник пришёл к мировой славе? И почему он по-прежнему захватывает воображение игроков даже спустя 40 лет?

Вот как Марио прошёл путь от аркад до Голливуда.

Его звали не Марио

Марио в ранних играх был плотником. Его создатель Сигэру Миямото называл его героем синих воротничков / Иллюстрация Getty Images

Первый раз Марио, "человек из народа", появился не в Super Mario Bros, а в аркадной игре Donkey Kong. Это была новаторская по меркам 1981 года игра, созданная художником Nintendo Сигэру Миямото. Злодеем в этой игре был Донки Конг – горилла-гигант c бесконечным запасом бочек, а героем – человек в красном рабочем комбинезоне и с красной кепкой плотник по имени Прыгун (Jumpman). Герой должен был спасти свою похищенную девушку Полину (Pauline).

На ранних стадиях разработки у персонажа было рабочее название Оссан (что по-японски означает "дядька" или "мужик средних лет"), а также Мистер Видео (Mr. Video). Позже его переименовали в Марио – в честь владельца здания, где располагался американский офис Nintendo. Его звали Марио Сегале.

Первый раз Марио, которого тогда звали Прыгун, появился в игре 1981 года Donkey Kong / Иллюстрация Getty Images

Создатель Марио Сигэру Миямото вдохновлялся мировой поп-культурой, представляя себе главного героя, который мог бы появляться в разных играх с камео, подобно тому, как режиссёр Альфред Хичкок мелькал в собственных фильмах.

Оригинальный восьмибитный облик Марио был сразу узнаваем: яркий крепыш с характерной кепкой и усами.

С выходом аркадной игры Mario Bros (1983) персонажа адаптировали: он сменил профессию с плотника на сантехника итальянско-американского происхождения, что отражало увлечение Миямото западными комиксами и привело к появлению в игре трубопроводного ландшафта. При этом управление в игре оставалось интуитивно понятным.

Создатель Марио Сигэру Миямото на открытии SUPER NINTENDO WORLD в тематическом парке развлечений Universal Studios Hollywood, 17 февраля 2023 года / Фото Getty Images

Магия простоты

"Я думаю, что Марио стал таким популярным, потому что действия в игре Mario естественны для любого человека, – сказал Сигэру Миямото в интервью NPR в 2015 году. И пояснил: – Все боятся упасть с большой высоты. Если есть пропасть, которую нужно преодолеть, каждый постарается разогнаться и перепрыгнуть... Именно благодаря простоте этих переживаний, а также интерактивной природе управления персонажем и мгновенной реакции на экране это и нашло такой отклик по всему миру".

Марио – безусловный "хороший парень", но при этом его образ удивительно пластичен.

Его способность к трансформациям впервые проявилась в культовой игре Super Mario Bros (1985), где различные предметы из Грибного королевства увеличивали его размеры и наделяли его новыми способностями.

Аниматоры в костюмах Луиджи и Марио на Paris Games Week в октябре 2023 года / Фото Getty Images

Персонаж прокачивался десятилетиями

Марио остаётся легко узнаваемым персонажем во всех своих воплощениях: от летающего тануки (японская енотовидная собака в Super Mario Bros 3, 1988) до пчелы (Super Mario Galaxy, 2007) и кота (Super Mario 3D World, 2013).

Его роли варьировались от Доктора Марио (в головоломке 1990 года) до художника и композитора (Mario Paint, 1992), а также до спортсмена (в гонках, футболе, теннисе и кроссоверах Nintendo/Sega – Mario & Sonic at the Olympic Games, русское название "Марио и Соник на Пекинской Олимпиаде").

В Super Mario Odyssey ("Одиссея Супер-Марио", 2017) даже кепка Марио обрела собственную жизнь.

Тем временем его окружение из персонажей постоянно росло. Но даже когда эти герои становились центральными фигурами собственных игр, они всё равно определялись своей связью с ним: как брат (Луиджи), напарник (Принцесса Пич, Йоши) или противник (Донки Конг, Боузер, Варио).

В 2025 году вышла картинговая гоночная игра Mario Kart World / Фото Getty Images

Саундтрек к Mario тоже буквально изменил правила игры во всех смыслах. Музыка и звуковые эффекты, созданные композитором Кодзи Кондо, сопровождают приключения Марио с момента выхода Super Mario Bros (1985), а голос американского актёра озвучки Чарльза Мартине запомнился по фирменным фразочкам Марио (например, "Let's-a-go!", то есть "Пошли!"). Даже в самой первой игре Mario Bros уже звучали узнаваемые звуковые мотивы, мгновенно вызывающие ассоциации с этим персонажем.

"Этот звук при сборе монетки – думаю, это просто две очень высокие ноты, – он такой узнаваемый и простой", – говорит музыкант и основатель Лондонского оркестра видеоигр (London Video Game Orchestra) Гейлен Вольткамп-Мун.

"Марио всегда выглядел очень характерно, даже в низком разрешении пиксельной графики, но ещё я помню, как уже в шесть-семь лет мог напевать его саундтреки, чего не мог сказать ни об одной другой игре в то время. Эта музыка доступна для восприятия в любом возрасте: она меняется почти каждый второй такт или около того и удерживает внимание слушателя", – рассуждает музыкант.

На большом экране

Кинотеатр в Шанхае, экран с рекламным видео Super Mario Bros, 2023 год / Фото Getty Images

Перенос любимого персонажа видеоигр на киноэкраны часто оказывается рискованным шагом. Хотя сейчас такие адаптации выходят всё чаще, например мультфильмы о Сонике.

Полнометражный игровой фильм "Супербратья Марио" (1993) оказался грандиозным провалом, несмотря на талантливый актёрский состав и качественные визуальные эффекты. Боб Хоскинс, сыгравший Марио, позже в интервью The Guardian в 2007 году назвал этот фильм худшим, в котором он когда-либо снимался.

Перед выходом нового анимационного фильма "Братья Супер Марио в кино" (2023) фанаты раскритиковали выбор Криса Пратта в качестве актёра, озвучивающего Марио (сам персонаж создан с помощью CGI-графики). Однако Аарон Хорват, один из режиссёров фильма, настаивает, что всё сделано с уважением к духу оригинала.

"Когда вы играете в игру, если вы не сдаётесь, Марио в итоге побеждает, – сказал Хорват в интервью журналу Total Film. – Мы просто перенесли этот игровой опыт в черту характера, которую должен иметь Марио в фильме… [Крис Пратт] действительно хорош в роли героя из рабочего класса с большим сердцем".

Аттракцион Mario Kart: Bowser's Challenge в тематическом парке Super Nintendo World в Universal Studios Hollywood / Фото Getty Images

Отсылки к Марио можно встретить в самых разных сферах: от блокбастеров до интернет-мемов и концептуального искусства.

Американский художник-визуалист Кори Арканжел в видеоинсталляции Super Mario Clouds (2002) модифицировал игру Super Mario World, убрав из неё все предметы и оставив только небо и облака. В 2015 году художник под псевдонимом Самир аль-Мутфи создал платформер Сирийский Супер Марио, в котором показал трудности, с которыми сталкиваются беженцы в поисках безопасности.

Марио всё чаще становится частью коллекций крупных галерей и культурных организаций.

Две картины на тему "Власть" с портретами итальянского политика Марио Драги в образе Супер Марио и королевы Елизаветы в образе "Королевы панков" художника Сальваторе Бенинтенде, известного под псевдонимом TVBOY. Выставка в музее MUDEC 30 ноября 2021 года, Милан, Италия / Фото Getty Images

По словам Кристиана Вольсинга, куратора лондонского музея Young V&A (бывший Музей детства), Марио заслуживает места в музее.

"Видеоигры, как и любые другие медиапродукты, должны получить признание за их культурное влияние, – отметил он в интервью BBC Culture. – Марио существовал с самого начала видеоигровой революции 1980-х, и сейчас, к 40-летнему юбилею, он популярен как никогда. Марио узнают во всём мире – и при этом он довольно универсален, как чистый лист. А великолепный гейм-дизайн этих игр изначально задуман как нечто, знакомое каждому".

В качестве примера он приводит игру Super Mario Maker, вышедшую в 2015 году. В ней можно создавать пользовательские уровни и делиться ими с другими.

"Она как бы говорит: каждый, кто играет в игры Марио, уже интуитивно понимает, как они устроены, потому что они настолько вовлечены в процесс", – считает Вольсинг.

В Марио играют люди разных поколений. В безумно ускоряющемся мире он для многих остаётся символом стабильности и давним хорошо знакомым другом.

«Запрещено копировать, распространять или иным образом использовать материалы Русской службы Би-би-си»

Informburo.kz публикует материалы "Русской службы BBC News"

Новости партнёров