Прямой эфир Новости спорта

Туризм в Восточном Казахстане:

В Восточном Казахстане буквально на днях утвердят план развития туризма в регионе – один из проектов кластерной концепции страны. О ней много говорили, но так ничего практически и не сделали. Впрочем, и сейчас специалисты в сфере туризма достаточно критичны по отношению к развитию отрасли в регионе: их смущает ряд так и нерешённых до сих пор проблем.

В Восточном Казахстане буквально на днях утвердят план развития туризма в регионе – один из проектов кластерной концепции страны. О ней много говорили, но так ничего практически и не сделали. Впрочем, и сейчас специалисты в сфере туризма достаточно критичны по отношению к развитию отрасли в регионе: их смущает ряд так и нерешённых до сих пор проблем.

Начнём с того, что в регионе решено развивать туризм как индустрию. Ранее даже обсуждали проект мастер-плана кластерной программы развития туризма Восточно-Казахстанской области. И вот не позднее чем на следующей неделе этот план должен быть утверждён. Пока о нём известно мало. Но по договору с Комитетом индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий этот план разрабатывают АО «Казахстанский институт развития индустрии» совместно с международной консалтинговой компанией IPK International. Проведены исследования по таким направлениям, как разработка портфеля туристских продуктов, анализ спроса на рынке, разработка туристских кластеров.

– Мы выделили пять крупных кластеров, – сообщал ранее председатель правления АО «КИРИ» Азамат Ахмеров. – Это «Традиции и современность» – Астана, Бурабай, городской туризм и отдых в горах Алматы, Каспийское побережье с созданием международного курорта для пляжного отдыха, «Сердце Шёлкового пути» – Южный Казахстан и «Мир чудес и природы» – озёра и горы Восточного Казахстана. В ВКО важно открытие новых мест, которые ранее были неизвестны.

По информации президента IPK International Рольфа Фрайтага, компания разработала рейтинг наиболее привлекательных мест Восточного Казахстана.

– Мы должны учитывать места, привлекательные для потенциальных инвесторов, – сказал Рольф Фрайтаг. – Мы выделили такие направления: круизы Иртыш – Бухтарма – Зайсан и Катон-Карагай – Белуха-озеро – Маркаколь. Круиз по Иртышу можно совершить из Усть-Каменогорска в течение 4–5 дней с посещением пяти существующих портов. Маршрут напоминает знаменитый круиз по Волге в России. Надо учесть, что озеро Зайсан является одним из самых старых в мире. Сюда будут приезжать до 210 тысяч туристов в год из Казахстана, 160 тысяч – из Китая и 50 тысяч – из России. Второй кластер предполагает посещение в год до 360 тысяч туристов из РК, 520 тысяч – из КНР, 150 тысяч – из РФ. Тут можно построить порядка 650 коттеджей и четырёх отелей. Третий кластер мы пока не выбрали, так как на обсуждении три варианта: туры «По мистическому и мифическому Алтаю», на озеро Алаколь и по Западному Алтаю...

 Планы неплохие. Сумма, необходимая для финансирования этого проекта, тоже. По первым подсчётам потребуется 1 миллиард долларов. Но есть и критика.

– Нужно определить точки роста, основные направления, – сказал заместитель акима ВКО Ермек Кошербаев.

По его мнению, в Восточном Казахстане необходимо учитывать лечебные свойства воды озера Алаколь, не оставить в стороне духовный туризм (например, по местам Абая), стихийный туризм, а также зимний отдых, зимнюю рыбалку на озёрах области. Возможностей для развития – масса, но есть и нерешённые моменты, тормозящие развитие отрасли. Проблемы эти, признаться, старые, о которых говорят из года в год. Это необходимость смягчения визового режима, создания информационных сайтов, финансовой доступности проезда, переподготовки кадров за рубежом, введения социальных льгот, таких как, например, выделение путёвок работодателями, развитие социального туризма для разных категорий населения с различными доходами. Важно не оставить без внимания вопрос налогообложения, уменьшив налоговую нагрузку для предприятий, инвестирующих в сферу туризма. Для регулирования действий всех структур было предложено даже создать республиканский Совет по межведомственной координации. Однако воз и ныне там: до сих пор реальных продвижений нет.

– Мы провели анализ и выяснили, что при всём многообразии природных, культурно-исторических и социальных туристских ресурсов нашего региона не доказана их уникальность по сравнению с аналогичными территориями, то есть не выделены конкурентные преимущества ВКО, – комментирует старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга ВКГУ им. Аманжолова Арна Жайлауова. – Для того, чтобы привлечь туристов, нужно обосновать эксклюзивность туристских объектов, какими, к примеру, являются озеро Байкал, Великая Китайская стена, Эйфелева башня. Но этого нет.

Есть ещё один немаловажный момент. По мнению г-жи Жайлауовой, необходимо определить виды туризма, которые на начальном этапе будут составлять его базу.

– Кластер формируется, как правило, 10–15 лет. Попытка развивать все направления одновременно несёт риск нехватки финансовых ресурсов, квалифицированного персонала, – отметила она.

Эксперта поддерживает и директор фирмы «Алтайские экспедиции» Андрей Юрченков. По его словам, необходимо, опираясь на уникальную природу, пошагово развивать туризм. В первую очередь, экологический и природный, хотя регион обладает ресурсами для развития туризма выходного дня, спортивно-экстремального, развлекательного, культурно-исторического, археологического, этнографического, охотничье-рыболовного, событийного, сельского. Как известно, бегать сразу за всеми зайцами – не поймать ни одного.

– Туризм надо развивать не сегодня, не завтра, а вчера, – говорит он. – Я предложил использовать простые возможности – природные. В ближайшие 5–7 лет не надо ждать массового наплыва. Но экологический туризм нам по силам. Надо вкладывать деньги в информацию, рекламу. Возьмём Монголию. Безлюдные степи. А поток гостей огромен, потому что там туризм – это политика государства, много средств вкладывается в рекламу. Включи любой телеканал в Европе – по нескольку раз в день фильм о природе Монголии.

И ещё. Проблема развития туризма в Восточном Казахстане, действительно имеющим всё, в том, что данный природой потенциал используется неполно и неэффективно. Сегодняшний рынок разрознен, инфраструктура – слаба, в услугах –несоответствие фактора «цена-качество», нет маркетинга, отсутствие специалистов. Из выпускников вузов только 30% умудряются устроиться на работу по специальности, остальные уходят в другие сферы. В регионе нет даже системы учёта и мониторинга приёма туристов. И, что немаловажно, практически выпадает потенциальный слой туристов из малообеспеченных граждан – пенсионеров, студентов, школьников. Сегодня путешествия, да и просто отдых в пределах отечества, по карману только хорошо обеспеченным гражданам.

Нельзя забывать и о конкурентах – России, Монголии, Китае. Активные маркетинговые и рекламные кампании проводят Турция, Египет, Греция, Чехия… При таком положении ВКО может намного отстать от них.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Сегодня в области работают 124 турфирмы. Но внутренний туризм в ВКО составляет всего 9%, въездной – 1,54%, выездной – 1,7%. Во въездном превалируют поездки с деловыми целями, досуг, посещение родственников и друзей. А ведь в ВКО 612 исторических памятников, 120 памятников туризма, 11 музеев и просто очень много красивых и действительно уникальных уголков природы.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров