Алкоголь на страже здоровья
Казахстанские венерологи заставляют своих пациентов пить пиво и водку. Спиртное является едва ли не единственной альтернативой препаратам, которые врачи должны назначать перед обследованием на вензаболевания. Провокация гоновакциной или пирогеналом позволяет сделать наиболее точный анализ, однако купить эти лекарства почти невозможно – они не зарегистрированы в республике. В качестве альтернативы венерологи иногда применяют аутогемотерапию, то есть вместо гоновакцины вводят пациенту его же кровь. Но средство это не для нервных, поэтому чаще доктора отправляют пациентов за лекарством в ближайший винно-водочный магазин.
– Пиво, вино могут в какой-то степени заменить препараты, предназначенные для провокации. Без спиртного, как ни странно это звучит, никто не гарантирует точного результата анализа, – делится врач-венеролог, пожелавший остаться инкогнито. – Мы вынуждены идти на это, потому что ни гоновакцины, ни пирогенала в аптеках нет. Вернее, купить их можно, но не везде, так как на продажу незарегистрированных препаратов идут только либо очень рискованные люди, либо очень крышованные. Хотя эти препараты, я уверен, жизненно важны для людей, так как заболевания, передающиеся половым путем, цветут у нас пышным цветом. Сегодня это огромная проблема для всей страны. Это, в конце концов, вопрос здоровья нации.
Лекарство без печати
Среди не зарегистрированных в Казахстане препаратов есть такие, которые когда-то широко применялись врачами. К примеру, новокаиномид, восстанавливающий ритм сердечной мышцы. Он помог врачам «скорой помощи» спасти тысячи человеческих жизней.
– Это очень сильное лекарство. Оно помогает поддержать давление у больного при нарушении сердечного ритма, что позволяет избежать возможных последствий. Это непревзойденный препарат, достойной альтернативы которому сегодня нет. Но почему-то его никак не регистрируют в Казахстане, – пожимает плечами Балхия Сулейменова, руководитель службы «Скорой помощи» в Астане. – Надеюсь, что этот препарат все же придет к нам и займет достойное место.
Врачи применяли новокаиномид еще во времена Советского Союза. Тогда он считался отечественным лекарством, но Союз распался, и препарат в одночасье стал импортным. А раз так, то теперь он должен пройти в Казахстане процедуру государственной регистрации. Вот здесь-то и зарыта собака, утверждают люди, занимающиеся фармацевтическим бизнесом.
Регистрация лекарства на нашей территории – дело непростое и недешевое. Производитель должен заново зарегистрировать препарат и внести его в казахстанский реестр. Кроме этого, фирме нужно получить лицензию на ввоз таблеток или ампул, которые позже будут сертифицировать на таможенных складах. К тому же необходимо, чтобы в Казахстане был представитель компании: собирал документы, проводил испытания и т. д. И все это оплачивает производитель лекарственных средств.
Казалось бы, все правильно. То, что связано со здоровьем людей, должно проходить тщательную проверку. Но представители фармацевтического рынка говорят, что эта процедура настолько дорогая, что под силу лишь крупным фирмам. Мелким же поставщикам просто нет смысла ввязываться в сложные международно-лекарственные отношения, грозящие банкротством. Поэтому и остались на казахстанском рынке только самые крупные иностранные производители, поставляющие препараты по заоблачным ценам. Поэтому в аптеках продают «левую» гоновакцину из-под полы, как во времена советского дефицита. И по этой же причине люди в белых халатах отправляют своих пациентов за лекарством не в аптеку, а в пивной ларек, обвиняя Минздрав в лоббировании интересов крупных иностранных поставщиков.
Менеджеры в белых халатах
Между тем специалисты Мин-здрава озаботились совсем другой проблемой. Они узнали, что популярный в народе анальгин вреден для здоровья, и в этом году исключили его из списка жизненно важных препаратов (см. материал «Неотложная реальность» в «Мегаполисе» за 13 февраля). По мнению чиновников, альтернативой старому обезболивающему должны стать такие современные, безопасные препараты, как кеторол и трамадол. Их внесли в перечень вместо анальгина, и именно эти лекарства теперь должны применять в работе врачи «скорой помощи». Столичные медики такой заботе о людях порадовались, а вот у их коллег из регионов новшество Минздрава вызвало смутные чувства.
– Главврачи из других городов беспокоятся. Звонят мне и спрашивают: «Как вы теперь без анальгина работаете? Почему некоторые препараты не вошли в перечень? Народ к ним привык и их требует».
Беспокоятся Караганда, Актобе, Атырау, Актау, Павлодар, Кокшетау.
– Да, все привыкли к анальгину, – рассказывает руководитель столичной службы «03» Балхия Сулейменова. – А я отвечаю своим коллегам: «Нужно лечить больных качественными лекарствами, чтобы не наносить вред организму». Раньше мы при высокой температуре всем направо и налево делали анальгин. А сейчас используем очень хорошие свечи, таблетированные менее вредные препараты. И наши больные нас поняли.
– Но эти лекарства гораздо дороже стоят, и по идее финансирование службы «03» теперь должно быть увеличено…
– Финансирование у нас великолепное. Вот если руководитель дает заявку на препараты, а администратор программ не дает денег, тогда это проблема. Тогда нужно доказывать, что население города без этих лекарств будет страдать. Но на то мы и руководители, чтобы уметь правильно обосновывать заявку. Мы должны четко мыслить, планировать и быть хорошими менеджерами.
Руководители региональных станций «Скорой помощи» не разделяют оптимизма столичных коллег, скорее всего, из-за более скромного финансирования. Что говорить о Караганде или Шымкенте, когда даже в Алматы врачи службы «03» жалуются на нехватку лекарств первой необходимости: адреналина, клофелина, кардиомина…
В то же время лекарства нового поколения, которые должны поступить в неотложки согласно обновленному перечню жизненно важных препаратов, значительно дороже тех, что признаны безнадежно устаревшими. Так, если десять таблеток анальгина стоят в аптеке 15-20 тенге, то такое же количество кеторола – 180-200 тенге, то есть в десять раз дороже. Примерно такая же разница в стоимости лекарств в ампулах.
Как будут выживать в таких условиях станции Скорой помощи, пока не понятно. Но, похоже, службу «03» ожидает великая управленческая реформа. Если ей суждено случиться, то неотложками по примеру министра Досаева начнут руководить не врачи, а менеджеры, которые сумеют-таки обеспечить врачей неотложки необходимыми препаратами, а больных людей – своевременной медицинской помощью. Только вот когда это будет?
-
1⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 7 декабря
- 2909
- 1
- 8
-
2🗳 Довыборы в маcлихаты вместо выбывших депутатов проходят в Казахстане
- 2869
- 0
- 13
-
3💪 Шавкат Рахмонов выиграл бой c Иэном Гэрри
- 2865
- 8
- 100
-
4🤝 Президент поздравил Шавката Рахмонова с очередной победой в UFC
- 2738
- 3
- 62
-
5💰 Сколько стоят доллар и рубль в обменниках Казахстана 8 декабря
- 2702
- 2
- 20
-
6☃️ Прогноз погоды на 9 декабря: сильный мороз ожидается в Астане
- 2406
- 0
- 2