Казахстанский баскетбол вновь в центре скандальной хроники. Два игрока БК «Алматы» Артём Скорняков и Сергей Шишкалов были дисквалифицированы до конца года и оштрафованы на 250 тысяч тенге каждый. По официальной версии – за драку с судьёй Козловым. По мнению главного тренера клуба Игоря Тихоненко, никакой драки не было. Кроме того, это происшествие послужило началу новых споров: существовать ли командам отдельно от федерации? Какое количество легионеров оптимально? И почему купить иностранца сейчас дешевле, чем казахстанского игрока? Корреспондент «Мегаполиса», разбираясь в этой ситуации, так и не понял: кто прав, а кто виноват.
ЧП
Игорь Тихоненко
О том, что произошло в марте в костанайской гостинице ранним утром, мнения расходятся. Вице-президент Национальной федерации баскетбола (НФБ) Олег Севергин показывает рапорт судьи Антона Козлова. В нём арбитр сообщает, что он находился на этаже гостиницы ориентировочно в 6 часов утра, когда к нему подошли Скорняков и Шишкалов. «Они выразили недовольство моей квалификацией и предложили повесить свисток на гвоздь. После этих слов они применили физическую силу, в результате чего была рассечена бровь».
– Меня разбудили в 6 утра, когда это произошло, – рассказывает Игорь Тихоненко. – Баскетболисты сказали, что они пытались Козлова, спавшего в холле гостиницы на диване, разбудить. И не отрицают этого. Я сразу же предложил вызвать полицию, провести медицинское освидетельствование судьи и моих игроков. Антон Козлов на вопрос о вызове полиции ответил отказом, сказав, что претензий не имеет. В гостинице мы были до обеда, но только потом узнали, что в наше отсутствие комиссар матча опрашивал сотрудников гостиницы, и они сообщили, что судью били. Но если бы мы не считали, что правы, то почему тогда сами требовали вызвать полицию? Да, я не отрицаю, что Скорняков и Шишкалов в тот вечер выпили (за это они были очень серьёзно наказаны), но если бы провели освидетельствование, то, думаю, оно бы показало, кто именно был более пьяным.
– От вызова полиции последствия для БК «Алматы» были бы ещё плачевнее, – парирует Олег Севергин. – Потому что тогда разбирательство велось не только согласно регламенту нашей федерации, но и Административно-уголовному праву. На заседании судейско-тренерской комиссии мы долго обсуждали этот инцидент и у меня на руках заявление Артёма Скорнякова (Шишкалов не соизволил явиться и дать свою версию событий), что он «осознал факт своей вины» и принимает «абсолютную ответственность за содеянное». Только поэтому мы максимально смягчили наказание – дав дисквалификацию до конца года и оштрафовав на 250 тысяч тенге. Уж поверьте, тот же Скорняков в месяц получает больше этой суммы.
– Меня удивляет то, что разбирательство проводилось судейско-тренерской коллегией, – недоумевает Игорь Тихоненко. – Понимаете, здесь речь идёт об инциденте с арбитром, а разбирает его структура, первое слово в которой связано с судейством. Более того, мне сообщили, что на наш клуб хотели наложить штраф в полмиллиона тенге. Мол, клуб несёт ответственность за игроков. Я спросил: «Протокол матча подписан»? «Да». «Это произошло на площадке? В раздевалке? Во Дворце спорта, где проходили игры?» «Нет». «Тогда при чём здесь клуб?» Сейчас, кстати, игроки хотят обратиться к юристу, и на майском заседании исполкома мы будем просить снять с них дисквалификацию.
СУДЬИ – БОГИ?
Олег Севергин
– Мы вынесли такое наказание игрокам в назидание остальным – чтобы ни у кого больше не было желания совершить что-то подобное, – продолжает Олег Севергин.
– Да, мне сказали, что мы будем дисквалифицировать игроков, потому что в течение сезона уже были неоднократные словесные нападки на судей. Но при чём здесь игроки нашего клуба? И почему бы федерации тогда не задуматься: а если бы судьи работали на матчах нормально, то такого бы не было? – вопрошает Игорь Тихоненко. – Понимаете, эту ситуацию я предсказывал ещё лет пять назад. Сейчас клубы заметно прибавили: они работают над развитием, покупают более сильных легионеров. А судьи остались прежними. Я не поленился и подсчитал средний возраст арбитров, работающих на матчах Евролиги, чемпионате России и у нас. «Там» рефери старше в среднем на десять лет! И они гораздо опытнее. У нас же чуть что сразу дают технический фол. Спрашиваю у судьи: «Почему ты игроку его дал? Он тебя оскорблял? Угрожал тебе?» «Нет, но он всю игру бубнил, и мне это надоело».
– Обвинить судей всегда проще всего, – отмечает Олег Севергин. – Гораздо сложнее подумать, почему на игры «Алматы» в южной столице собираются человек по 200?
– Ситуация складывается интересная: клубы оплачивают взнос в федерацию на содержание офиса и сами полностью оплачивают переезд, проживание судей, и ещё им платят за работу! – продолжает Игорь Тихоненко. – Я считаю, что мы судей разбаловали: мне звонит арбитр из Усть-Каменогорска и требует, чтобы ему
оплатили самолёт. Меня так и подмывало спросить: а судит ли он так, чтобы ему оплачивали самолёт. Знаете, я за этот год переменил мнение о Матевосе Никогосяне и считаю, что арбитров его уровня у нас, к сожалению, нет. И думаю, что необходимо определить 4 лучших судей, которым действительно нужно оплачивать нормальный проезд, платить хорошую зарплату и селить в гостинице. Остальным же судьям надо обеспечивать плацкарт и общагу! И пусть своей работой доказывают, что они достойны лучшего.
– Все наши решения соответствуют положению регламента, – комментирует Олег Севергин. – Если на дорогу до места проведения матча у арбитра уходит более 24 часов, ему должны оплачивать проезд на самолёте. И это нормальная практика: встречать судью, селить в нормальной гостинице. Поймите, мы всегда стараемся идти клубам на уступки: при назначении на игры стараемся отправлять судей, которые находятся территориально ближе к этому региону. И за 40 игр прошлого и этого чемпионата на матчи «Алматы» лишь три или четыре раза приезжали судьи из регионов! Это что, много?
ШТРАФЫ
– Сейчас в нашем баскетболе сложилась интересная ситуация, – говорит Игорь Тихоненко. – Клубы и игроков штрафуют абсолютно за всё. Получил технический фол? Заплати 10 или 15 тысяч штрафа. К нам приходит комиссар матча и говорит: мы вас оштрафуем, у вас нет людей, которые бы протирали пол. Отвечаю ему: «Давайте посмотрим видео, вон они сидят!» Это было бы так смешно, не повторяйся такие ситуации из игры в игру.
– А федерация как-то отчитывается, как потрачены ваши взносы? Штрафы?
– Не знаю. Но мне было бы интересно с этим ознакомиться.
– Максимальная сумма штрафа, предусмотренная в нашем регламенте, – 500 тысяч тенге за снятие команды в чемпионате, – поясняет Олег Севергин. – Поймите одну простую вещь: мы прописываем штрафные санкции не для того, чтобы денег поиметь, а для того, чтобы требования исполнялись. У нас уже был в прошлом году инцидент, когда команда из Актау просто не приехала на матчи высшей лиги. Поездка им бы обошлась в 500-600 тысяч. А они предпочли оплатить штраф. Что касается тех же «полотёров», то штраф существует не для того, чтобы деньги из клуба вытащить, а чтобы эти люди на матче были. Чтобы они пол протирали вовремя и никто из игроков не убился. К тому же не всё так просто: в этом сезоне команда из Актау на матч в Костанай приехала. Февраль, минус сорок, от гостиницы до зала минут 15 пешком. Мороз на улице! А из-за внутренних конфликтов руководства клубов представители принимающей стороны не предоставили автотранспорт. Штраф за это нарушение 30 тысяч тенге. Но ведь эти деньги могли пойти на аренду автобуса, чтобы игроки клуба-соперника не ходили по морозу! Но те предпочли заплатить штраф.
– Когда люди слышат: федерация оштрафовала кого-то и за что-то, у всех включая меня это вызывает негативную реакцию.
– Я знаю. Общественное мнение таково: в федерации сидят зажравшиеся миллионеры, которым деньги некуда девать. Ну пусть эти люди придут, посмотрят, как «миллионеры» живут! Что у нас в штате 4 человека, которые работают на весь Казахстан, и только потому, что больше содержать людей мы себе позволить не можем!
ИМЯ ИМ…
С 1 января этого года были отменены трудовые квоты для граждан России и Белоруссии. Это решение потенциально может привести к ситуации, что клубы в игровых видах спорта могут массово закупать россиян и белорусов, обходя существующий лимит на легионеров.
– На майское заседание исполкома одним из вопросов будет обсуждение по легионерам, – не скрывает Олег Севергин. – В ходе сезона мы этот вопрос не рассматривали, так как сертификация закончилась в сентябре прошлого года. Но сейчас мы будем консультироваться с юристами, обсуждать этот момент, который нас волнует. Потому что сейчас действительно ощущается нехватка квалифицированных казахстанских игроков. Но мы не хотим, чтобы какой-то клуб брал по 10 россиян и белорусов, а будем защищать права наших баскетболистов.
– Я вас удивлю, но сейчас приобрести легионера хорошего уровня иногда можно гораздо дешевле, чем баскетболиста с казахстанским паспортом, – утверждает Игорь Тихоненко. Это приводит к тому, что наши игроки расслабляются и у нас нет конкуренции в сборной, и она очень слабая в клубах. Вы посмотрите на «Астану» в матчах Лиги ВТБ: там играют одни иностранцы. В лучшем случае на площадке появятся двое казахстанцев, «подносчиков снарядов», да и то минут
на 5-6.
– Каков, по-вашему, должен быть лимит на легионеров?
– Он должен быть смягчён. К примеру, 7 легионеров в заявке и 4 на площадке – было бы оптимальным вариантом.
– Ну да, это проще: взять иностранца, чем вырастить игрока здесь.
– Я всю жизнь занимался развитием баскетбола в Казахстане. Но вы посмотрите, насколько упал интерес к баскетболу. И чтобы он был, чтобы завлечь детей в секции, нужны сильные клубы. Сейчас, когда казахстанских игроков не хватает даже на 6 команд, это можно сделать только с помощью легионеров. К тому же это заставит наших баскетболистов больше работать.
– В нашем регламенте чётко сказано: в заявке команды должно быть не более 5 легионеров, а одновременно на площадке могут играть только два «варяга», – продолжает Олег Севергин. – И моё мнение таково: лучше не закупать иностранцев, а делать, как в Актау. Там вкладывают серьёзные средства в молодёжь. Они возят два возраста на матчи «Балтийской лиги». И это единственно верный вариант: идти планомерно, постепенно, выращивая своих игроков и благодаря им создавая конкуренцию среди казахстанских баскетболистов.
ЧЕМПИОНАТ ОТДЕЛЬНО ОТ ФЕДЕРАЦИИ?
Два года назад появились слухи, что клубы собираются проводить чемпионат Казахстана отдельно от федерации. И, вероятно, сейчас этот вопрос получит новое развитие.
– У меня нет никаких проблем с НФБ, – утверждает Игорь Тихоненко. – Федерация нам сильно помогла в декабре, когда у нас были проблемы с финансированием. Но сейчас, как мне кажется, подобный переход назрел. Потому что клубы совершили большой прыжок вперёд, и необходимо развитие. Если в большинстве успешных баскетбольных стран так давно поступили, то почему мы не должны брать на вооружение лучшее?
– Действительно, представители клубов вышли на НФБ с предложением: «Мы хотим создать отдельную лигу», – резюмирует Олег Севергин. – И исполком дал срок, чтобы рабочая группа расписала предложение. Потом ещё раз дали срок. Но никакой работы проделано не было. И на конференции эту тему закрыли. Но только не знаю: надолго ли.
-
1🏋️♀️ Казахстан может принять отборочный турнир на Олимпиаду 2028 года по тяжёлой атлетике
- 2691
- 0
- 276
-
2🔖 Токаев принял президента Национальной академии наук
- 2284
- 12
- 96
-
3❄️ 35-градусные морозы придут в Казахстан
- 2349
- 1
- 22
-
4🔖 Токаев принял главу Антикора
- 2279
- 14
- 102
-
5🤝 Токаев принял председателя управляющего комитета Астанинского хаба госслужбы Алихана Байменова
- 2347
- 5
- 109
-
6❄️ Прогноз погоды на 18 января: низовая метель, гололёд и туман ожидаются на большей части Казахстана
- 2550
- 0
- 1
-
7🇹🇷 Отравление поддельным алкоголем в Стамбуле: количество погибших выросло до 37
- 2294
- 2
- 32
-
8❓ Таблетки с кровью и пластические операции: как и зачем казахстанки восстанавливают девственность
- 2185
- 0
- 22
-
9🐶🐕 "Ослепшего пса оставили в метель у дороги умирать": что не так в обществе с гуманным отношением к животным
- 2091
- 1
- 41
-
10🤑 Какой курс доллара сложился в Казахстане накануне выходных
- 2056
- 0
- 3