Прямой эфир Новости спорта

Где лучше открыть кафе?

Доходы крупных или известных консультантов, вроде Ernst&Young или экс-премьера Великобритании Тони Блэра, годовой гонорар которого в Казахстане составит 8 млн фунтов, впечатляют. Понятно, что таких фартовых у нас – по пальцам перечесть. Бизнес часто не желает обращаться к консультантам: компетентных – мало, просят – много. Да и зачем платить кому-то за то, что знаешь или можешь узнать самостоятельно? Вот и бегают консалтеры по кругу: спрос-цена-качество-коррупция-спрос.

Если на Западе собственник старается, не отклоняясь, вести бизнес по выработанной стратегии, то у нас он полагается на свой ум, внутреннее чутьё и интуицию. Тем более, что такая стратегия периодически приводит к нужному результату. Но всё меняется.

«Казахстанскому клиенту нужна быстрая оценка рынка. Консультант анализирует ситуацию, например, по HR-проекту. Предлагает решение и помогает руководству компании внедрить его», – рисуют схему участники первой национальной конференции консультантов, прошедшей в Алматы.

Если говорить не об одном конкретном проекте, а о работе компании, то консультирование будет разным. На начальных этапах развития бизнеса – по вопросам выработки эффективной бизнес-модели, стратегии развития и привлечения необходимого финансирования. Далее – по выстраиванию системы управления и бизнес-процессов, продвижения на выбранные целевые рынки, получения необходимых бизнес-контактов. И, наконец, по сопровождению сделок по выходу инвесторов из проекта, в том числе и собственного выхода. Это уже могут быть IPO или продажа стратегическому инвестору.

"Казахстанскому клиенту нужна быстрая оценка рынка. Консультант анализирует ситуацию, например, по HR-проекту. Предлагает решение и помогает руководству компании внедрить его"

По сравнению с американским или европейским консалтингом, возникшим в тридцатых годах прошлого века, казахстанский рынок весьма молодой. Ему 10–15 лет. Но он уже попал на рифы финансового кризиса. Суммарная выручка ведущих компаний Казахстана от консалтинга составила около $13,5 млн и уменьшилась за 2010 год на 32%. Но доходы снизились в финансовом и юридическом консалтинге, а в сегменте налогового консультирования выросли, по данным автора исследования рынка – генерального директора агентства «Эксперт РА Казахстан» Адиля Мамажанова, на 5,6% и составили около $1,5 млн.

Торговля консалтинговыми услугами в Казахстане в 2007 году составила 14,5%, а в 2008-м – 11,5% от ВВП при доле сектора услуг 55% от ВВП. Как результат, около 45% услуг продаются внутри страны и только 10–12% – за рубежом, косвенно подтверждает исследователь из частной бизнес-школы Геттингена (Германия) Роман Вакульчук.

Могут ли казахстанские консультанты работать на рынках других стран?

– Да. Мы работаем в Таджики­стане, Туркмении, Кыргызстане, Узбекистане. Консультируем и международные организации. Спрос с их стороны большой, а предложений мало, – сообщил участник конференции Роман Погожин.

– В ближайшее время китайские консультанты будут закрывать все наши рынки, – считает председатель комитета сертификации «СМС Казахстан» Галина Артюхина.

В этой реплике отчаяния – сложность ситуации. Ориентированность на иностранных консультантов традиционна для Казахстана. Привлечение российских, украинских специалистов, скорее, правило, чем исключение. Вот и Министерство индустрии и новых технологий Казахстана на прошедшей неделе договорилось сотрудничать в предоставлении деловых консультаций для предприятий малого и среднего бизнеса с Европейским банком реконструкции и развития. Правда, ЕБРР будет содействовать проектам с местными консультантами на основе разделения расходов стоимостью в $5 млн. В ближайшие три года поддержку должны предоставить 450 предприятиям МСБ.

Но в целом отечественным компаниям консалтинга действительно «не до жира». Проблем хватает.

Впрочем, и небедный инвестиционный банк Nomura счёл дорогой принадлежащую ему компанию в сфере консалтинга – Nomura Research Institute и выставил на продажу. Деньги от реализации этого бизнеса пойдут на укрепление финансовой стабильности банка, – пишет Financial Times. – Пожертвовать пешкой, чтобы не потерять слона, – это так понятно.

Проблему плохого понимания госорганами смысла абонентского обслуживания и невозможности в рамках существующей системы отчётности сделать консультирование легальным поставила председатель совета Национальной ассоциации по связям с общественностью Светлана Крутских. И предложила решать её разъяснением. Поможет ли?

Кто-то считает серьёзной проблемой отсутствие рейтинга компаний, работающих на рынке, а кто-то – недостаточную квалификацию консультантов. «Консультанты пытаются прийти к предпринимателю, обладающему большим опытом и знаниями, с классическими выкладками из учебника менеджмента»,– отмечают эксперты.

Отдельный вопрос – исследования на рынке. «Человек хочет открыть кафе – нужны маркетинговые исследования: в каком месте его открыть», – считают одни участники конференции. «Клиенту нужна быстрая оценка рынка. Маркетинг – чистая, а консалтинг – грязная работа, но с быстрыми результатами», – самокритичны другие. «Клиенты, заказывающие исследования, и клиенты, заказывающие консалтинг, разные. Исследования – это 2 месяца времени и (условно) $2 тысячи. Консалтинг – неделя и (условно) $500», – говорит член Казахстанской ассоциации профессиональных исследователей общественного мнения и рынка (КАПИОР) Александр Рузанов.

И вопрос становится понятным. Недавно The Wall Street Journal писал, что Morgan Stanley заплатит $3,3 млн, чтобы урегулировать претензии Комиссии по ценным бумагам и биржам (США) к своему взаимному фонду. По данным SEC, банк 12 лет платил за консалтинговые услуги, которые не получал. В общей сложности Morgan Stanley выплатил $1,2 млн. Так вот у нас только порядок цифр иной, отношение – то же. Платишь – контролируй.

Снижение доходов от консалтинга ведёт к демпингу на рынке. А демпинг – к снижению качества консультирования. Но низкое качество опасно потерей репутации. Для нас репутация важнее рейтинга, говорит глава Союза проектных менеджеров Алексей Цеховой. Но именно демпинг называют главной причиной застоя на рынке аудита например. Он закономерен при работе с госструктурами по системе электронных закупок. Стремление госзаказчика приобретать услуги по наименьшей стоимости провоцирует участников конкурсов снижать цены. Работа за любые деньги для большого числа компаний остаётся единственной возможностью существования. Молодые, небольшие компании снижают цену на аудит в 2 раза! О масштабе демпинга свидетельствует и диапазон цен. Финансовый аудит составлял в 2010 году 240 – 14 000 тысяч тенге. Какой уж тут «качественный аудит», говорят опытные игроки рынка.

Для развития рынка нужно создать рабочие группы, разработать и внести в МИНТ свои предложения. Привлечь к лоббированию депутатов парламента, предлагает президент Казахстанского пресс-клуба Асель Караулова. Однако в кулуарах конференции высказывались мнения о том, что «у многих депутатов уже есть консалтинговые компании, интересы которых они лоббируют». Да и чиновники за «рекомендацию» консалтинговой компании клиенту просят 25–30% от объёма вложенных в работу консалтинга средств.

Дождутся ли казахстанские предприниматели ценных советов и помощи в осмыслении проблем собственного бизнеса, выстраивании сценариев его развития или так и будут надеяться на интуицию, зависит от всех игроков рынка: правительства, консультантов, международных институтов. Но в первую очередь – от самих предпринимателей.

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров