Прямой эфир Новости спорта

Чего хочет женщина, того хочет Бог!

Аул Енбек Жалагашского района Кызылординской области встретил День Астаны по-своему, особенно.

Аул Енбек Жалагашского района Кызылординской области встретил День Астаны по-своему, особенно.

На равнине у канала сельчане поставили юрты, алтыбаканы, очаги. И устроили конкурс на самую сноровистую свекровь и сноху.

ДАМЫ – НАШЕ ВСЁ

Аким аульного округа

Ох и праздник удался! Так вкусно гости конкурса ели, так искренне поддерживали конкурсанток, так душевно подпевали ансамблям бабушек. Как выразился один из столичных журналистов, попавший на праздник: «Это шоу, пир и концерт». Три в одном и всё с душой. И всё, заметьте, в национальных традициях.

– Женщины вообще – наше всё, – рассказывает аким Жалагашского района Серик Сермагамбетов. – Они хранительницы очагов и устоев, зачинательницы массы добрых дел, двигательницы, в конце концов, демографических процессов. В аульном округе Енбек, между прочим, дамы просто золотые, там и аким – молодая, но очень способная женщина Жартыбаева Каламкас. К каждому жителю найдёт подход, с инвесторами общается ровно, по-деловому, хозяйственная, умная. Я всегда её в пример акимам-мужчинам ставлю.

Сама Каламкас даже в число зрителей на конкурсе не попала. Всё бегала вокруг конкурсанток, кому платок поправит, кому воды подаст, кого словом подбодрит.

– Я и болеть-то ни за кого из конкурсанток не могу, – улыбается Каламкас. – Все свои, знакомые, родные, хочется, чтобы каждая пара «свекровь-сноха» победила.

Аул Енбек просто рекордсмен по количеству многодетных семей и матерей-героинь.

– У нас проживают 334 семьи, – рассказывает Каламкас, – 76 хранительниц очага – матери-героини. Есть совсем молодые, скажем, 1982 года, есть пожилые, возрастом за 80 лет. А есть и такие, которые принесли в мир по 15–18 деток. Каждой из них при жизни золотой памятник поставить можно. Они у нас самые опытные, мудрые воспитательницы, хранительницы традиций, если хотите – политики села.

ХОЧЕШЬ ИРИСОК – ДОИ КОРОВУ

То, как в Енбеке хранят некоторые традиции, мы увидели прямо на конкурсе. Ведь он был… вкусный. Да, главной задачей конкурсанток было по старинным рецептам приготовить национальные казахские блюда.

Блюда, кстати, молочные. Причём из молока свежайшего. Бурёнок своих женщины подоили буквально на глазах жюри. Точно так же на глазах жюри молодухи в ступах растолкли зерно для каш и лакомств – жента, майсёка. Бабули прожаренное пшено смололи в муку на каменных жерновах – тоже для разных блюд. Дружно работали. Тесто месили свекрови, хлебы пекли снохи. И как пекли! В толстую чугунную сковороду укладывали подошедшее тесто, накрывали другой такой же сковородой и на считанные минуты закапывали в пылающие жаром угли. К горячим лепёшкам подавали только что сбитое сливочное масло. Чудо из чудес – вкус настоящего аула!

А настоящий курт вы когда-нибудь видели? Мы как раз увидели, попробовали и попытались «слепить», когда его делали конкурсантки. Шесть пар участниц сварили творог, отжали его, сдобрили солью, добавили сливочного маслица и выложили на чиевые циновки ловко слепленные комочки свежего курта. Рецепт один, а у каждой пары курт был свой. И какой вкуснее, даже жюри не могло сказать.

– Мы ещё жент сделали, – говорит Гульзира Туякова, которой помогает сноха Салтанат.

– Как вы его сделали? – наивно спрашиваю я, набив рот сластями.

– Ой, милочка, да как же его делают? – удивляется моему незнанию бабушка Гульзира. – Нужно выбрать отборного зрелого пшена, поварить его, отцедить, изжарить, не торопясь, в казане, истолочь в ступе, заправить мёдом и сливочным маслом, и вот эти наши казахские конфеты – жент – слепить пальчиками.

У меня ступор, как представляю, сколько труда ушло на жент у женщин.

А дальше – прощай диета! У одной юрты варят в молоке сочни – пробую молочный суп. За другим столом подают аштпа – кисломолочный напиток со злаками. Наслаждаюсь им. Бабушка Саракуль Нурпеисова подаёт мне сарысу – ириски, сваренные на сыворотке. В другую руку кто-то из участниц вкладывает мне огромный кусок иримшика – подслащённого творога из топлёного молока. А во-о-о-о-он там уже шипит масло. Там жарят баурсаки! И горячие баурсаки со свежим айраном тоже, надеюсь, поместятся в меня.

НУЖНО ДЕЛАТЬ БИЗНЕС

– Вкусно? – спрашивает аким района Серик Сермагамбетов, протягивая мне ещё плитку домашних молочных конфет.

– Угу, – только кивнуть по причине набитого рта могу я.

– Я тут подумал, что такой полезной, вкусной, традиционной еды днём с огнём в городе не найдёшь. И надо умение наших женщин её готовить использовать. В коммерческих целях. Скоро закончат в наших краях строительство автобана Западная Европа – Западный Китай. Пойдёт по нему поток машин, поедут туристы. Нужно ставить у трассы магазины с домашними изделиями, нужно налаживать в таких крепких, как Енбек аулах, небольшие производства. Есть чем накормить, удивить, привлечь покупателей, значит, надо зарабатывать деньги.

– Надо, – соглашаюсь я, вспоминая, какой хлеб продают в городских мини-пекарнях и какую лепёшку щедро подарила мне только что незнакомая аульчанка.

А ансамбли бабушек? Они же в Приаралье есть в каждом ауле. Бурановские бабушки вон «Евровидение» покорили, а наши в сто раз лучше.

– Лучше, – соглашается со мной аким Енбека Каламкас. – Вот все думают, что мне, женщине, руководить целым сельским округом трудно. Нет, вовсе нет. Село – это прежде всего, устои, политика. Достаточно знать каждого в лицо и по характеру, помнить, кто на что способен, кому помощь чаще других требуется, кто сам отличный советчик, и всё пойдёт как по маслу. Главное – к каждому с уважением. И люди сами, это же у нас в традициях, сумеют многие вопросы решить всем миром, на сходе. Пристыдят ленивого, помогут оступившемуся, похвалят достигнувшего вершин. У нас почти нет безработных. Почему? Потому что каждому, кто хочет хоть что-то делать, найдётся, куда руки приложить. Главное, чтобы человек в обществе был, с людьми. Вместе можно бахчу сажать, огороды, скот растить, ремеслом заниматься, рисоводством.

Умница Каламкас. Ей не трудно работать, она слуга своего народа, того, который рядом с ней каждый день. Такая не проворуется, не спустит государственные денежки по хлипким тендерам. Не построит неизвестно на что котедж в столице, не отдохнёт, увы, в Майами.

Бабушка Саракуль, та, что кормила меня домашними ирисками, вместе со снохой Ажар берут главный приз конкурса – плазменный телевизор. Ей предоставляют слово, ну, думаю, сейчас вспомнит бабуля родню до седьмого колена, свою свекровь и родимое джайляу. Но женщина произносит:

– Айналайындар. Хорошо мы живём, правда? Пусть Бог даст здоровья президенту, чтоб было кому страной править, а мы, народ, по совести и старинке эту страну выкормим.

И огромная толпа выдыхает:

– Ауминь!

Материнскую мудрость ни с чем не сравнишь, разве что с Божьей милостью…

Была ли эта статья для вас полезной?
0

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров