Защита прав потребителей – ключевая задача государства

depositphotos.com
depositphotos.com

5 октября состоялось заседание Межведомственного совета по защите прав потребителей под председательством и.о. первого вице-министра МТИ Кайрата Торебаева. 

В заседании приняли участие члены Межведомственного совета: руководители центральных государственных органов, уполномоченный орган в лице Комитета по защите прав потребителей, а также объединения юридических лиц Ассоциация "Лига потребителей Казахстана", "Республиканская ассоциация потребителей Казахстана" и председатель общественного совета МТИ.

Председатель Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Аскар Тынысбеков рассказал о состоянии дел в сфере защиты прав потребителей. Так, за 8 месяцев 2022 года в КЗПП и территориальные департаменты поступило 17 083 обращений, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 180%, в 2021 году поступило 9469 обращений. 496,2 млн тг возвращено потребителям, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года темп роста составил 192%, в 2021 году за 8 месяцев возращено потребителям 258,8 млн тг. 

Чаще всего права потребителей нарушаются в сферах розничной торговли – 48,2%, бытовых услуг – 19,8%, электронной торговли – 8,4% и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – 5,3%.

Аналогичная ситуация роста обращений наблюдается и по иным центральным государственным органам: за 6 месяцев текущего года рассмотрено 5,8 тысячи обращений. Наибольшее количество жалоб потребителей поступило в Министерство здравоохранения – 2869, а в местные исполнительные органы и в ОЗПП за 6 месяцев текущего года поступило 41,4 тысячи и 5432 обращений, соответственно. Рост количества обращений прежде всего свидетельствует об участившихся случаях нарушений прав потребителей.

Также в докладе были перечислены результаты социологического исследования за прошлый год. Необходимо отметить, что половина респондентов не удовлетворена качеством медицинских услуг и услугами интернет-провайдеров.

Уполномоченный орган разработал 2-й пакет поправок в законопроект, который включает: 

  • институт омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей (далее – омбудсмен);
  • распространения базовых принципов ЗПП на отраслевые НПА;
  • уведомление омбудсмена о начале публичных обсуждений проектов НПА, разработчиком;
  • санкции суда в отношении виновного предпринимателя, отказавшегося устранять нарушения в досудебном порядке;
  • синхронизация регулирования общественных отношений в сегменте дистанционной (электронной) торговли и его очной формы;
  • переход на 2-ступенчатую систему рассмотрения жалоб потребителей;                                                                   .

Далее председатель правления ОЮЛ "Ассоциация "Лига потребителей Казахстана" Светлана Романовская доложила о программах Академии потребительского образования при Каспийском университете г. Алматы и положительной стороне практики постпотребительского образования. Подробно отмечены работа по поддержке социально уязвимых слоёв населения в вопросах потребителей по стране, разработка интерактивного учебника о защите прав потребителей в рамках госсоцзаказа МТИ.  Также председатель правления обратилась в адрес Министерства науки и высшего образования  с предложением включения предмета о ЗПП в вариативные программы (по добровольному выбору студентов) высшего образования; в адрес Министерства индустрии и инфраструктурного развития о жалобах жильцов многоквартирных жилых домов по поводу ОСИ, о практической сложности реализации функций ОСИ, жалобах в адрес КСК, проблемах жильцов; жалобах клиентов "Эйр Астана" и "Флай Арыстан" на участившиеся отмены рейсов.

Директор департамента цифровизации Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан Алия Рзаева изложила вопросы функционирования Единой информационной системы по защите прав потребителей "e-Tutynushy", а также о плане внедрения единого QR-кода, что прежде всего упростит подачу жалоб.

Председатель объединения юридических лиц "Республиканская ассоциация потребителей Казахстана" Айтмаганбетов Ж.Б. рассказал о проблемах взаимодействия государственных органов с неправительственными организациями, в частности с Министерством внутренних дел, ввиду того, что растёт количество мошенников во многих сферах. К сожалению, данная проблема затрудняет защиту прав потребителей. Айтмаганбетов подчеркнул, что необходимо наладить связь НПО и государственных органов, что позволит напрямую раскрыть проблему и оперативно их решить. Отмечены вопросы финансирования грантов для общественных институтов защиты прав потребителей на уровне местных исполнительных органов.

По итогам заседания были поставлены следующие задачи: 

  1. Подготовка ежегодного доклада правительству о состоянии дел в сфере ЗПП в ноябре 2022 года.
  2. Разработка второго пакета поправок в законодательство по вопросам защиты прав потребителей и внесение его на рассмотрение в правительство РК.
  3. В рамках статьи 9 Закона о ЗПП совместно с общественными институтами и Министерством науки и высшего образования РК разработка плана мероприятий по просвещению и повышению правовой грамотности по вопросам защиты своих прав посредством включения соответствующих образовательных программ.
  4. Реализация государственного социального заказа по информационному просвещению населения, проведению социологического и аналитического исследования по вопросам прав потребителей;
  5. Работа по совершенствованию информационной системы "Е-Тутынушы": оцифровка функций мониторинга, статистики, анализа в целях автоматизации процессов получения аналитических данных и упрощение для потребителей процессов подачи их жалоб в адрес недобросовестных предпринимателей по принципу "одного окна" и другие задачи.

Читайте новости без рекламы. Скачайте мобильное приложение informburo.kz для iOS или Android.

Поделиться:

 Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

 Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале

Новости партнеров