"Хранитель знаков". Выставка работ Сержана Баширова в ForteBank Kulanshi ArtSpace

фото Герарда Ставрианиди
фото Герарда Ставрианиди

На выставке представлены антиквариат и предметы искусства, связанные с кочевым образом жизни казахского народа.

Выставка "Хранитель знаков" открылась 7 июня в галерее ForteBank Kulanshi ArtSpace. На ней представлены работы скульптора, ювелира, художника и коллекционера Сержана Баширова.

Председатель правления АО "ForteBank" Гурам Андроникашвили пригласил жителей и гостей столицы Казахстана посетить выставку, чтобы познакомиться с работами мастера.

Фото Герарда Ставрианиди

"Хочу вас всех поприветствовать, дорогие гости! Я очень рад сегодня объявить открытие новой выставки ForteBank Kulanshi ArtSpace под именем "Хранитель знаков". Сегодня в первую очередь я хочу поблагодарить Сержана Баширова, который представил свое искусство. Сержан является знаменитым мастером, и сегодня вы увидите в нашей галерее не только его скульптуры, украшения, инсталляции, но это всё вам позволит углубиться в историю нашей страны, в историю Казахстана. Поэтому я очень рад, что мы начинаем такую выставку и что у всех посетителей есть возможность на это посмотреть. Безусловно, я хочу поблагодарить Лейлу Махат, которая является нашим вечным куратором, сопроводителем, помощником, учителем и соратником во всех этих вопросах во всех наших выставках, которая ещё раз обрадовала нас таким великолепным сбором искусства для наших посетителей", – сказал он.

Фото Герарда Ставрианиди

Главный куратор выставки, доктор Лейла Махат отметила, что знает Сержана Баширова уже давно, дружит с ним и уважает его творчество.

"Сержан Баширов – не только художник, скульптор, ювелир, инсталлятор, он на самом деле человек, который бережно хранит истоки культуры изобразительного искусства нашей страны. Поэтому то, что делает мастер Сержан Баширов, это подвиг. Он за собственные деньги со студенческих лет собирает казахский антиквариат, предметы кочевого быта казахского народа и, вдохновляясь тем, что он видит, вдохновляясь воспоминаниями детства и аурой, которая присутствует вокруг этого мистического процесса казахской кочёвки, создаёт свои уникальные произведения искусства", – рассказала она.

Фото Герарда Ставрианиди

Лейла Махат отметила, что практически все материалы, которыми пользуется Сержан Баширов, экологичны и связаны с кочевым образом жизни казахского народа.

"Это всё натуральные материалы: кость, дерево, металлы. Разные металлы: латунь, медь, золото, серебро. Если вы внимательно посмотрите на ювелирные украшения, которые делает Сержан Баширов, то вы поймёте, что он использует древние методы казахского ювелирного мастерства. Мне кажется этот симбиоз, который мы сегодня показываем – с одной стороны, антикварные предметы быта, а с другой стороны, современное ювелирное искусство, малая пластика – показывает, насколько гармонично художник передаёт истоки будущему поколению", – подчеркнула она.

Она отметила, что мастеру удалось овладеть древним искусством казахов в обработке металлов и изготовлении украшений.

Фото Герарда Ставрианиди

"Кочевой образ жизни не обеспечивал казахов специальными инструментами, которыми сейчас владеют ювелиры. Например, гальваника, обработка металла, так чтобы он блестел, какая-то специальная шлифовка, микрошлифовка. То есть Сержан овладел искусством в той же степени, в которой наши предки делали свои предметы быта и украшения. То есть это все делается руками, большей частью на открытом огне, и каких-то специальных больших приспособлений не требуется для того, чтобы создать то искусство, которое создаёт Сержан Баширов. Для этого нужно просто открытое сердце и правильные мысли, которые мы сегодня и видим. Мне кажется, что если сейчас взять мастера Сержана Баширова и посадить его возле юрты, развести очаг, то он сможет сделать шедевры даже без каких-то специальных ухищрений и приспособлений", – сказала Лейла Махат.

Фото Герарда Ставрианиди

Сержан Баширов использует в своих работах такие традиционные материалы как камни, бирюза, серебро, дерево и кости, которые тысячелетиями использовали наши предки. Приобщаться к искусству Сержан Баширов начал еще в 1980-е годы. А началось всё с его бабушки.

Фото Герарда Ставрианиди

"Бабушка ещё в студенческие годы подарила мне царский серебряный полтинник и сказала сделать ей колечко. Но я почему-то помню эти царские серебряные полтинники на казахском сюртуке, которые были нашиты на нём. И мне стало жалко их переплавлять, и это стало началом. Сначала я собирал любые монеты, потом в начале перестройки и в 1990-х годах увлёкся старинными казахскими украшениями. Потом перешёл к предметам быта казахов, интерьера юрты, текстилю, коврам, войлоку. Постепенно начал собирать", – рассказал он.

Фото Герарда Ставрианиди

Сержан Баширов поступил в 1980 году в художественное училище в Алма-Ате, закончил его в 1984 году и после возвращения со службы в армии в 1986 году начал творить. В конце 1980-х – начале 1990-х годов он начал воссоздавать музейные предметы и украшения, что подвигло его к более глубокому изучению казахских ювелирных украшений. При этом он отражал собственную интерпретацию существовавших ранее вещей. На основании воссоздания существующих предметов мастер постепенно выработал собственный стиль – этноавангард.

Фото Герарда Ставрианиди

Часть изделий мастер продавал, чтобы приобретать материалы для новых изделий. Небольшая коллекция первых работ мастера, сделанных, в том числе, 25-30 лет назад, хранится в музее Усть-Каменогорска. Глядя на эти работы, Сержан Баширов понимает, что с каждым годом трансформируется, постепенно меняя стиль.

Фото Герарда Ставрианиди

Он также объяснил, почему часто использует в своих работах серебро: "Золото, конечно, тоже очень привлекательно, но почему-то в степи у нас всю жизнь в основном использовали серебро. Хотя были сравнения – говорили: дорогая (или богатая) вещь, как золото. Но на самом деле это было серебряным, просто богато украшенным. Серебро – очень мягкий, податливый, пластичный материал. Поддается ковке, пайке и цвет приятный".

Фото Герарда Ставрианиди

Мастер отметил, что использует в своих работах старые знаковые исламские традиции, смешивая материалы: кость, дерево, серебро и кожу. Кроме того, он не отвергает и новые технологии, покупая некоторые недостающие материалы по почте из разных уголков планеты.

На выставке представлено 10 ковров, три двери юрты, одна войлочная дверь юрты, 10 сундуков из этнографической коллекции, а также около 70 работ Сержана Баширова из сотворённых им сотен изделий. В основном это небольшие инсталляции, произведения, выполненные мастером, а также казахские ковры и мебель, собранные в сельской местности на протяжении 25-30 лет.

Фото Герарда Ставрианиди

Среди представленных им предметов он отмечает сундук для перекочёвок (кереже), при изготовлении которых применялась уже забытая технология изгиба дерева. Мастер отметил, что для определённых экспонатов требуется соблюдать специальные условия, например, заданную температуру.

Фото Герарда Ставрианиди

По его словам, некоторые работы ждут своего завершения годами: "Я делаю параллельно несколько изделий. Некоторые изделия не могу закончить годами. Они висят у меня на стене. Когда приходит время, я заканчиваю их".

Сержан Баширов отметил, что самыми дорогими для него являются копии ювелирных украшений Западного Казахстана, которые он сделал одними из первых. Он старается черпать вдохновение из общения с аксакалами из сельских населённых пунктов, а также из разнообразной природы нашей страны.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем
Telegram-канале и на странице в Facebook

Присоединяйтесь к нашему сообществу в Instagram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter