Большое количество этносов, проживающих на территории современного Казахстана относится к тюркской группе, а потому, безусловно, имеют схожие традиции, обычаи. Сходство есть и в национальной одежде, поскольку её внешний вид, особенно, если дело касается повседневного костюма, был продиктован условиями жизни. Пообщавшись с представителями ряда этнокультурных объединений южной столицы, удалось выяснить, что и сейчас представители этносов трепетно и бережно относятся к своей традиционной одежде, пытаются сберечь ее образ и передать его потомкам.
Так, в турецком этнокультурном центре "Ахыска" рассказали, что сейчас в Турции многие предпочитают европейскую одежду, однако в деревнях ещё можно встретить людей в традиционных костюмах – в основном это мешковатые штаны (шельвар), рубаха (гёльмек), сложносоставные юбки (ючетек), жилетки (йелек) и головные уборы, которые называются колав. В повседневной одежде не используют никаких украшений, это прерогатива костюмов праздничных. Иногда женщины носят длинные платья – энтари, которые полностью закрывают тело, голову же покрывают специальным платком.
По словам представителей турецкого центра, традиционными узорами в национальной одежде являются символичные изображения гвоздики и тюльпана. Признаком роскоши и богатства является использование каракулевого меха, особый шик – если он белого цвета. Во время свадебной церемонии женщины поверх платья надевают специальный распашной жилет – инчик.
В Республиканском культурном центре уйгуров Казахстана пояснили, что национальная одежда этого этноса была довольно разнообразной. Особенности зависели от того, в каком регионе проживали уйгуры. Например, костюм уйгуров Семиречья заметно отличался от одежды уйгуров из Ферганы. Даже названия были разными. У семиреченских халат, надеваемый поверх брюк и рубашки, назывался чапан, а у ферганских – тон. Но вот в качестве головного убора и там, и там использовали тюбетейку. Это если говорить о мужчинах. Женщины же под тюбетейку обязательно надевали легкий платок.
Как говорят представители этноса, сегодня большинство деталей народного костюма либо видоизменились до неузнаваемости, либо вовсе канули в Лету, уступив место современной одежде. Но старики нередко и в повседневной одежде используют национальные орнаменты, которые, к слову, схожи с узорами многих других тюркских народов. Кстати, во многих уйгурских домах есть швейные машинки – некоторые семьи и по сей день предпочитают шить одежду сами.
Другой этнос, проживающий на территории Казахстана, – дунгане, которые также трепетно заботятся о том, чтобы сохранить традиционные национальные костюмы. Одежда, по их мнению, это часть истории народа, ведь у всех этносов различались костюмы воинов и "гражданских", бедняков и представителей богатых сословий, замужних женщин и молодых девушек. По узорам или даже ткани можно было определить принадлежность человека и его род деятельности. Дунгане в Семиречье очень долго хранили верность традиционному мужскому костюму, однако с процессом ассимиляции начали носить одежду других тюркских народов, например, узбекские ичиги или татарский камзол. В Дунганском культурном центре Алматы рассказали, что по покрою и форме дунганские мужские штаны были очень похожи на штаны местных тюркских народов. Держались они при помощи кушака – ку ё дэзы, продетого через опояску, ку е, по верхнему краю штанины. Книзу они сужались. По словам старых дунган, раньше нижний край штанин ку туй при помощи специальной ленты ку туй дэзы обвязывался вокруг ноги поверх носков – вазы. Обмотки у мужчин были только черного и синего цветов.
Национальная одежда дунганок часто вызывала восхищение местных жителей Семиречья. Особенное впечатление производила одежда дунганской невесты. Шелковый вышитый халат – нор, вышитые носки – xуa возы, вышитые туфли – хуа хэ в сочетании со своеобразной причёской с цветами выглядели особенно нарядно. В отличие от женщин других этносов (узбечек, таджичек, туркменок) дунганки-невесты не закрывают лица. Они оставляют голову совсем открытой, только в руках держат парчовый или кашемировый платок, обязательно красного цвета, цвета радости и счастья.
Историки моды и костюма отмечают, что в национальной одежде многих этносов тюркской группы можно найти определённое сходство. Кочевые народы иногда заимствовали какие-то детали костюма у осёдлых. Переселенцы из КНР и других стран приносили свои традиции, украшения, определённые вышивки, орнаменты. Изучение национальной одежды позволяет глубже узнать историю того или иного этноса, понять уклад их жизни.
-
1🎄Новогодние скидки: билеты на поезда по выгодным ценам распродают в Казахстане
- 6130
- 1
- 5
-
2❓День потрачен впустую: кто виноват и что делать, если доставка задерживается
- 6125
- 3
- 20
-
3⚡️Дмитрий Мун стал вице-министром цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности
- 2520
- 5
- 93
-
4❓В НИИ онкологии и радиологии Алматы бесплатно проконсультируют жителей
- 2554
- 0
- 7
-
5⁉️Чем известна Перизат Кайрат, возглавлявшая фонд BizBirgemiz Qazaqstan?
- 2493
- 15
- 43
-
6🤑Размеры двух пособий вырастут в Казахстане в 2025 году
- 2568
- 4
- 17
-
7🏘Минимальный тариф на управление и содержание домов планируют повысить почти вдвое в Алматы
- 2370
- 1
- 26
-
8💬 Нужно пересмотреть наказание для закладчиков, впервые преступивших закон – фракция Amanat
- 2445
- 4
- 17
-
9🌤 Прогноз погоды на 23 ноября: осадков не ожидается на всей территории Казахстана
- 2664
- 0
- 6
-
10⚠️Легковушка столкнулась с маршрутным автобусом на автомагистрали в Караганде
- 2317
- 1
- 19