В него уже вовлечено 20 регионов Казахстана, тысячи учителей и школьников прошли обучение и передают эстафету знаний на местах. Мы побывали на практическом занятии-тренинге, которое проходит в рамках четырёхдневного обучения на базе Республиканской физико-математической школы в Алматы.
В небольшой аудитории РФМШ идёт урок, но за партами не дети, а учителя. Они активно отвечают на вопросы тренера, выходят командами по несколько человек к доске и декламируют стихи на тему "Что делать во время землетрясения" – домашнее задание. На каждой парте пособие "Проект SAQ: развитие культуры безопасного поведения школьников". Содержание включает цели и компетенции офицера SAQ, теорию ЧС, безопасное поведение при угрозах и план школы по безопасности.
Мы попали на занятие, которое проходит в рамках образовательного проекта SAQ. Он реализуется в Казахстане с июля 2024 года и направлен на формирование культуры безопасности в школах страны. Учителя и учащиеся обучаются алгоритмам действий в чрезвычайных ситуациях – при землетрясениях, пожарах и других ЧС.

Проект реализуется Национальной волонтёрской сетью и корпоративным фондом Caravan of Knowlefge при поддержке Министерства просвещения и МЧС, а также в партнёрстве с Chevron.
Обучение проходило с 12 по 15 августа в Алматы в офлайн-формате. Первый этап – подготовка офицеров SAQ, по итогам которой педагоги получат сертификаты о прохождении обучения. Второй – практическая отработка, проведение теоретических и практических занятий для учащихся и учителей. По его итогам учителя, успешно реализовавшие проекты в школах, получили сертификат офицера SAQ.
В настоящее время в Алматы проходит первый этап проекта – очное обучение, в котором принимают участие 22 учителя из школ Алматы, Жетысуской, Абайской, Атырауской, Костанайской областей. В программе теоретические модули с интерактивными заданиями, групповая работа и ролевые игры. В завершение участники получат методические материалы, необходимые инструменты для внедрения полученных знаний в своих учебных заведениях и смогут обучать коллег и учеников. Кроме того, предусмотрен тренинг по созданию волонтёрских отрядов безопасности в школах, в планах – конкурс творческих работ.
Итоги пилотного проекта
С начала реализации в проекте SAQ приняли участие 56 школ и 200 учителей, из них 8 школ и 18 учителей – офлайн, 48 школ и 182 учителя – онлайн. Проект охватил 20 регионов, из них в офлайн-формате три области: Абайская, Атырауская и Костанайская. Республиканские учения по эвакуации школ были организованы для 80 школ-партнёров, свыше 100 школ было привлечено облуправлениями образования к участию в республиканских учениях 2 апреля 2025 года.
Эффект проекта: обучено 22 810 школьников, 556 педагогов и работников из числа технического персонала. Из них офлайн-обучение прошли 5585 школьников и 270 учителей/персонала, онлайн-занятия состоялись для 17 225 школьников и 286 сотрудников. Подготовлено 87 учеников-волонтёров в трёх регионах. С января по март 2025 года проведено более 30 занятий с участием до 600 учащихся под кураторством учителей – офицеров SAQ. Участники создали комиксы, квесты по темам ЧС, брошюры по методичке проекта и страницу волонтёров (@squidteam.kz). Разработана настольная игра "Гидрополия" по обучению реагированию на наводнения и паводки. В конкурсе элективных курсов "Научные основы природных явлений" победили 11 человек (четыре – офлайн, семь – онлайн). Выпускники проекта сохраняют активность в регионах, формируя устойчивый эффект культуры безопасности.
Объединили усилия
Сколько полезных и перспективных инициатив не реализовано, потому что авторам не хватило ресурсов и поддержки спонсоров. Проекту SAQ повезло найти поддержку в лице Министерства просвещения, Министерства по чрезвычайным ситуациям и компании Chevron.
Исполнительный директор ОЮЛ "Национальная волонтёрская сеть" Татьяна Миронюк уверена: "Удачной была сама идея объединить усилия с корпоративным фондом Caravan of Knowlefge. А благодаря поддержке Chevron мы смогли финансово осуществить этот проект в офлайн-формате. Сегодня внедряем дополнительные волонтёрские мобильные группы, которые будут приравнены к спасателям".
Пирамида знаний
Как работает система проекта? Схему работы Татьяна Миронюк предлагает представить как пирамиду. В каждом регионе действует координатор-ментор, который имеет доступ к управлению образования, волонтёрским организациям и школам, направляя и координируя выбранные опорные школы в регионе. В дальнейшем Министерство просвещения будет отправлять сертифицированных офицеров в качестве тренеров в средние школы для внедрения дополнительных курсов и распространения информации.
"Мы могли бы обучить школьников, которые передавали бы знания взрослым и сверстникам. Но выпускники покидают школу, и мы теряем преемственность. Наша же задача в том, чтобы заложить крепкий фундамент для развития программы, – подчёркивает Татьяна. – Мы внедряем её через Министерство просвещения и обучение опорных учителей, чтобы она продолжила развиваться без нашего участия. Очень важно мотивировать учителей, для которых обучение и работа в проекте, по сути, дополнительная нагрузка. Мы должны им объяснить, как важно внедрять системные компоненты, которые потом будут менять структуру работы в целом".

Татьяна Миронюк не только вовлечена в административную работу, но и преподаёт на проекте. Её предмет посвящён развитию гибких навыков стрессоустойчивости: как быстро реагировать в ситуации ЧС, брать на себя ответственность.
"Представим, что произошёл пожар. Вам нужно срочно найти гидрант, огнетушитель, песок, если он необходим по ТБ, запасные выходы, – поясняет Татьяна. – Вы школьный учитель и должны знать, как реагировать на ЧС, потому что отвечаете за жизнь детей. У вас может начаться паника, вы будете искать ответственного, который скажет вам, куда идти и что делать. Навыки ответственного поведения можно и нужно тренировать".
SAQ даёт методические основы
Энтузиастом проекта стал и Ерасыл Казыбаев из Костанайской области, работающий в Заречной общеобразовательной школе №1. Он одним из первых получил сертификат пилотного проекта SAQ 2024. Затем провёл ряд мероприятий в своей школе. В результате ему выдали второй сертификат, и Ерасыл стал офицером SAQ. При его участии в школе был открыт волонтёрский отряд, подписан меморандум с Национальной волонтёрской сетью, что позволяет бесплатно обучать учеников волонтёрству. И сегодня уже старшеклассники обучают младших детей, организуют для них квест-игры и открытые уроки. В летних лагерях, куда выезжают ученики, совместно с ДЧС Костанайской области организуются эвакуационные мероприятия, товарищеские матчи, командные игры на тему пожарной безопасности и по другим ЧС.

"До проекта мы проводили подобные занятия, – рассказывает Ерасыл. – Но после обучения у нас словно глаза открылись. Оказывается, есть алгоритмы, как действовать правильно, к примеру, эвакуируясь из здания. Весной проходил единый республиканский час по эвакуации. Когда просматривали видео других школ, заметили, что были допущены некоторые ошибки. Во время zoom-конференции мы отчитались о результатах. Сейчас наши ученики знают наизусть алгоритмы как действовать во время чрезвычайных ситуаций".
Ерасыл подал резюме на участие в конкурсе координаторов по области и сейчас ждёт результатов.
"Проект SAQ дал нам методические основы. Это полностью готовое направление работы, и важно реализовать его правильно, – уверен офицер SAQ. – Мы теперь активно сотрудничаем с ДЧС Костанайской области. С 15 августа по 15 сентября у нас проходит месячник противопожарной безопасности. Мы будем посещать многодетные семьи, обучать их правилам противопожарной безопасности. В ноябре мы участвовали в конкурсе "Лучшие практики элективных курсов", где многие участники из Костанайской области одержали победу и получили гранты на реализацию своих проектов".
Знания, спасающие жизнь
Преподаватель-организатор начальной военной подготовки в школе-лицее №95 города Алматы Султан Ақылбекулы Толеу считает большой удачей участие в сессии, которая изменила его представления о процессе обучения:
"Я и раньше проходил онлайн-курсы по гражданской обороне, но по объёму и качеству информации этот формат намного серьёзнее. Методики и шаблоны, которые здесь предлагают, можно легко внедрять в уроки. Особенно меня впечатлили доступные пособия с чёткими указаниями как доносить материал до детей".
Тренеры здесь помогают развивать наши собственные идеи. Что мотивирует учителей, если эта работа не оплачивается?
"Моя мотивация – работа с детьми, – отвечает Султан. – Я хочу передавать знания и помогать ученикам. Возможно, мои знания спасут чью-то жизнь. В прошлом году в Алматы случилось землетрясение, сотрудники управления ЧС Алмалинского района отметили мой труд и от имени родителей ученика поблагодарили за то, что благодаря полученным знаниям мой воспитанник первым среагировал на толчки".
Как внедрить программу во всех школах Казахстана
Учитель начальной военной подготовки общеобразовательной школы №14 имени Дм. Карбышева города Рудного Костанайской области Бауржан Хамзин считает, что программу обучения нужно внедрить во всех школах Казахстана. Занятия по программе SAQ углублённые и насыщены интересной практической информацией, сочетают в себе элементы игры и интерактива.
"Я совершенно согласен с необходимостью внедрения программы во всех школах Казахстана. Программа уже вынесена на одобрение и согласование с Министерством просвещения, и её следует внедрять. Каждое мероприятие, проведённое по этому приказу, даёт преимущество при получении категории и возможность подать документы на высшую категорию, что является серьёзным преимуществом, аналогичным процессу аттестации учителей", – поясняет учитель.
Казалось бы, польза от проведения подобных тренингов очевидна и внедрение их на системной основе во всех школах Казахстана принесло бы прекрасные плоды. Но не всё так просто.
Как пояснил директор корпоративного фонда Caravan of Knowledge Дарын Сайынов, сейчас вопрос внедрения программы в школах находится в стадии проработки.
"Это не тот случай, когда готовую методику можно внедрить сверху – нужно учесть множество факторов: соответствие текущим учебным программам, нагрузку на учеников и структуру учебного процесса в целом. Поэтому пока мы наблюдаем, как программа ложится на уже существующие предметы. Мы не преследуем цель внедрить отдельный предмет "Безопасность" в школах, это повлекло бы за собой серьёзные кадровые и организационные изменения. С самого начала мы выбрали стратегию интеграции вопросов безопасности в уже существующие предметы: классные часы, начальную военную подготовку, урок "Глобальные компетенции". В настоящее время программа передана на рассмотрение экспертного совета, и мы ожидаем их заключения, это достаточно длительный процесс", – говорит он.

По мнению спикера, существуют и альтернативные пути интеграции. Например, в Казахстане у каждого учителя есть возможность разрабатывать авторские элективные курсы.
"Мы уже видим, как некоторые педагоги – учителя физики, химии, географии – создают факультативные программы, в которых темы природных явлений и технологических процессов раскрываются не только с научной, но и с прикладной точки зрения – через призму безопасности. Так эти вопросы становятся естественной частью образовательного процесса", – поясняет Дарын.
Вместо резюме
Директор корпоративного фонда Caravan of Knowledge Дарын Сайынов видит успех проекта в конкретных изменениях на уровне школ. Например, в пилотных школах Абайской, Атырауской и Костанайской областей по инициативе участников проекта SAQ созданы волонтёрские отряды, которые проводят просветительскую работу среди учеников.
"У нас есть как минимум 10 учителей, разрабатывающих собственные курсы с интеграцией тем по безопасности. Постепенно формируется профессиональное сообщество: учителя обмениваются опытом, материалами, поддерживают друг друга. Это не сверху навязанная инициатива, а то, что начинает жить внутри самих школ, и в этом мы видим особую ценность", – подытожил Дарын.
Итак, SAQ – это не временная кампания, а системное внедрение культуры безопасного поведения в Казахстане. Проект сочетает академическую основу и реальные практические навыки. Уже сформированы инфраструктура и экспертное сообщество, готовые к передаче знаний и расширению на новые регионы.
-
1🪿Массовая гибель птицы в селе Шаховское: ждать ли жителям компенсацию
-
2827
-
1
-
7
-
-
2По данным МЧС, толчки ощущались в Алматинской, Жетысуской и Жамбылской областях.
-
2732
-
1
-
170
-
-
3❗️ Землетрясение произошло в Алматы
-
2820
-
10
-
174
-
-
4⚡️ Алматинцы, кому пришло оповещение о землетрясении?
-
2875
-
27
-
109
-
-
5❗️Ещё 14 продуктов могут попасть в список социально значимых в Казахстане
-
2868
-
3
-
28
-
-
6❌ Главный въезд в аэропорт Алматы закрыли на неделю
-
2551
-
0
-
4
-
-
7📞 Открыта "горячая линия" для алматинцев
-
2435
-
1
-
5
-
-
8🔖 Закон о запрете пропаганды ЛГБТ: сенаторы взяли время на доработку отдельных норм
-
2444
-
5
-
149
-
-
9🥩 В Астане 6–7 декабря проведут мясную ярмарку «Соғым-FEST»
-
2451
-
1
-
20
-
-
10🍽 Тараканы в школьной столовой: в Петропавловске расторгли договор с подрядчиком
-
2295
-
9
-
17
-
USD:
507.5 / 510.9
EUR:
590.5 / 595.5
RUB:
6.51 / 6.63