![Фото informburo.kz](/storage/photos/124/main/JeMp0nsKsSuEyxoXqROrAYnwMbd5r2LuMoi8L9kE.jpg)
Будучи пассажирами самолёта, мы привыкли, что бортпроводники – это приветливые люди, готовые нас покормить и помочь. Но под элегантной формой и выдержанными манерами – настоящие супергерои.
Пристегните ремни, садитесь поудобнее
Приоткрыли завесу этой увлекательной профессии нам в столичном Центре лётной подготовки (ЦЛП) Air Astana, где презентовали и даже разрешили протестировать новейшие, причём единственные в Казахстане, тренажёры по аварийной эвакуации и для реального пожаротушения. Они способны моделировать разные практические аварийные ситуации в рамках подготовки бортпроводников и пилотов, включая недееспособность одного из пилотов, аварийное открытие выходов самолёта, эвакуацию пассажиров, разгерметизацию воздушного судна, реальное тушение пожара и ориентирование в салоне самолёта в условиях сильного задымления.
В центре каждый год проходят обучение начинающие и действующие бортпроводники: в среднем по 50-55 групп, в каждой – по 12–20 человек.
– Новые сотрудники при трудоустройстве проходят обязательные теоретический и практический тренинги согласно стандартам. Действующие экипажи осваивают практический курс раз в три года, но также ежегодно освежают знания на теоретических тренингах, – рассказала старший инструктор по обеспечению безопасности ЦЛП Air Astana Данара Сардарова.
![](/storage/photos/124/665c08c7699fb.jpg)
Тренинг по безопасности длится полтора месяца, он также включает обучение безопасной перевозке опасных грузов, сервису, авиационной безопасности, оказанию первой медицинской помощи и многое другое. Все тренинги проводятся сертифицированным профессиональным инструкторским персоналом Air Astana, за исключением инструкторов по оказанию первой помощи – они обязательно имеют медицинское образование и врачебный опыт. Всё очень строго: по итогам каждого тренинга участники проходят тесты и практические экзамены.
После обязательного инструктажа по безопасности нас провели к тренажёру по аварийной эвакуации из салона (CEET) для самолётов семейства Airbus 320. Его сконструировали из самолёта-"пенсионера", которому оставили кабину пилота, переднюю и хвостовую части, но добавили аварийные выходы разных моделей.
![](/storage/photos/124/665c076ac8aff.jpg)
Мы как раз попали на практические тренинги к пилотам и бортпроводникам. Подготовку они, кстати, проходят вместе, и вот почему:
– Очень важна коммуникация между пилотами и бортпроводниками, донесение достоверной информации в кабину пилотов. Потому что пилот принимает очень важные решения исходя из сообщения бортпроводника, – совершить вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, вызвать пожарных, медицинскую помощь и так далее, – объяснил старший менеджер по обучению безопасности полетов и наземных служб Дамир Турганов.
![](/storage/photos/124/665c07a8c7ccf.jpg)
Внутри тренажёра всё как обычно – салон, кресла, окна, но как только начинается тренинг, на окнах-экранах возникает довольно реалистичная картина горящих двигателей, а самолёт наполняется звуками технической неисправности и криками пассажиров.
![](/storage/photos/124/665c09815710f.jpg)
В этот момент участники тренинга отрабатывают эвакуацию: на наших глазах две хрупкие на вид, но сильные духом и голосами девушки слаженными действиями и фразами направляют пассажиров к аварийным выходам. На эвакуацию всего самолёта у них есть всего 90 секунд.
![](/storage/photos/124/665c09af805a2.jpg)
На мгновение мы даже забыли, что это всего лишь имитация: ни тени сомнения не осталось, что ситуация серьёзная и нужно беспрекословно следовать инструкциям бортпроводниц. Хотя предварительно они, конечно, всё досконально проверили – ещё до того, как сели и пристегнулись в положенных местах. Работа у них такая – всегда быть начеку.
![](/storage/photos/124/665c09ce96450.jpg)
– Наше обучение сфокусировано в первую очередь на предотвращении таких ситуаций. Поэтому самая важная часть работы – та, которую проводит бортпроводник перед рейсом, которую вы никогда не видите. Они поэтому и приходят гораздо раньше на самолёт, чтобы проверить его соответствие всем параметрам и требованиям, чтобы такие случаи никогда не возникали, – подчеркнул Дамир Турганов.
![](/storage/photos/124/665c09fadc6e9.jpg)
Огромное внимание в тренингах уделяется развитию стрессоустойчивости, отработке разных нестандартных аварийных ситуаций. Инструкторы отмечают: страх – это нормально, но главное, чему учат бортпроводников, – то, как с ним справляться самому и как руководить пассажирами, которым тоже страшно.
К слову, о руководстве пассажирами. Там же эвакуация в самом разгаре! Давайте посмотрим. Людей спускают из "горящего" самолета по аварийному надувному трапу, или слайду. Причём перед спуском объясняют, как нужно правильно "съезжать", чтобы не вылететь и не получить травму.
![](/storage/photos/124/665c0a328e1ce.jpg)
Все, конечно, выбрались живыми-здоровыми, и тут нам рассказали, что, оказывается, у слайда есть специальный канат, по которому можно взобраться наверх: к примеру, если нужно вернуться за провиантом или тёплыми вещами. Участники тренинга это охотно продемонстрировали, пока мы, журналисты, стояли внизу с открытыми ртами.
![](/storage/photos/124/665c0a556ce9d.jpg)
Ещё трап можно использовать при приводнении как плот, отсоединив от самолёта, и ждать на нём, пока не придёт помощь. Трапы бывают разные: нам показали большой, вмещающий до 55 человек, оборудованный прочными ручками, чтобы взобраться, спасательным кольцом и даже тентом, чтобы прикрыть пассажиров, к примеру, от жары или осадков. Есть и психологический момент, который обсуждается с бортпроводниками во время обучения: когда люди заняты помощью друг другу, слаженно работают на "плоту" под руководством бортпроводников, они меньше паникуют.
Выживание на настоящей воде, кстати, в Air Astana тоже отрабатывают: для этого трап и другое оборудование привозят в бассейн Барыс Арены.
![](/storage/photos/124/665c0a795f972.jpg)
Сохраняйте спокойствие, мы всё потушили!
Следующим мы "испробовали" тренажёр реального пожаротушения (RFFT). Здесь салон самолёта, вернее, его часть, находится за стеклом и полностью состоит из металла, даже сиденья.
![](/storage/photos/124/665c0aa57af88.jpg)
В тренажёре представлены все возможные места, где может произойти возгорание. Часто, как оказалось, пожары в самолётах происходят по вине курильщиков, которые не могут дотерпеть до посадки и умудряются "затянуться" в туалетной кабинке, оставляя окурки непотушенными. Кроме того, могут воспламениться гаджеты с литий-ионными батареями, есть также риск пожара на полках для багажа и в печке на кухне.
Управляется тренажёр со станции инструктора или с помощью мобильного планшета, так что во время тренинга инструктор выбирает ситуацию и степень её сложности, а любой пожар может остановить при помощи аварийной кнопки, находясь по ту сторону стекла. Есть также телефонная трубка – связь между инструктором и участниками тренинга, так как отрабатывается ещё и коммуникация с пилотской кабиной при пожаре.
– Каждый бортпроводник должен уметь тушить реальный пожар в реальных условиях, – объясняет Дамир Турганов, и в это время мы видим, как внезапно за стеклом на одном из столиков загорается ноутбук.
![](/storage/photos/124/665c0ae3b5163.jpg)
К нему подходит инструктор Айым, которая уверенной вытянутой рукой (конечно же, в перчатке) тушит возникший пожар при помощи небольшого удобного огнетушителя, наводя его "нос" на очаг возгорания. Здесь огнетушитель заполнен воздухом, а на борту самолёта – галоном. Использовать этот газ на земле небезопасно, но в небе он наиболее эффективен.
![](/storage/photos/124/665c0b0679095.jpg)
Здесь важно правильно направить "струю" в нужном направлении, чтобы в течение максимум 8–10 секунд всё потушить. Сенсоры, установленные в этих местах в тренажёре, реагируют на правильно выполненные действия и автоматически "отключают" огонь. Это только выглядит просто, на деле же оказалось нелегко потушить правильно с первого раза.
– Прежде чем прийти сюда, каждый бортпроводник наизусть знает теорию пожаротушения и элементы огнетушителя, где он находится на том или ином типе самолёта , как надевать дымозащитный капюшон, как контролировать место уже после пожара, – объяснила Данара Сардарова.
Конечно, в тех же туалетных комнатах самолёта над мусорными баками установлены стационарные огнетушители, но полагаться только на них не стоит. Поэтому бортпроводники постоянно мониторят состояние здоровья пассажиров, все аспекты безопасности, в том числе ситуацию во всех местах, где возможен пожар. А вы думаете, они просто так проверяют туалеты и багажные полки? Нет. У каждого стюарда есть своя зона ответственности во время полёта, а при возникновении аварийной ситуации каждый действует чётко согласно отработанному на таких тренингах протоколу.
![](/storage/photos/124/665c0b4154cba.jpg)
Инструкторы подчеркивают: фактически профессия бортпроводника включает множество других – спасателя, пожарного, психолога, бармена, официанта и даже полицейского.
Побывав на этих увлекательных тренингах, пришли к выводу: наверное, если бы пассажиры Air Astana видели подготовку, всю "закулисную" работу бортпроводников и пилотов, профессионализм и автоматизм, с которым они подходят к делу, аэрофобов среди нас стало бы в разы меньше. Ведь когда в приоритете безопасность, повышается доверие.
-
1🎶 Как интересно провести выходные 27 и 28 июля в Астане и Алматы
-
6060
-
0
-
1
-
-
2🫁 Жители и гости Астаны смогут получить бесплатную консультацию онкологов по патологиям лёгких
-
5920
-
0
-
7
-
-
3⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 25 июля
-
2739
-
1
-
2
-
-
4🔖 Стартовал приём заявок на присуждение международной премии "Волонтёр года"
-
2509
-
1
-
10
-
-
5➕ Органы погибшего в ДТП юноши помогли выжить четырём пациентам
-
2449
-
5
-
70
-
-
6📢 В Алматы включили сирену
-
2591
-
5
-
1
-
-
7🗼🗼🗼 Для Казахстана это будет самая непредсказуемая Олимпиада в истории
-
2436
-
3
-
17
-
-
8🚨 Полицейский совершил смертельное ДТП в Актюбинской области
-
2336
-
0
-
12
-
-
9🚰 Перебои с водоснабжением в Актау: опреснительный завод увеличил мощность
-
2368
-
1
-
7
-
-
10⚡️ Суд отменил оправдательный приговор по делу экс-главы "Казселезащиты"
-
2318
-
1
-
22
-