Прямой эфир Новости спорта

Нурлан Акшанов, АО "Отбасы банк": Задача на перспективу – перевести всю работу в цифровой формат

Informburo.kz вместе с АО "Отбасы банк" рассказывают о схеме приобретения жилья с помощью пенсионных средств и о цифровизации банка.

Актуальная на сегодня тема – использование части пенсионных накоплений для решения жилищного вопроса. Как известно, уполномоченным оператором по целевому использованию выплаченных пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий по принципу "одного окна" может стать АО "Жилищный строительный сберегательный банк "Отбасы банк".

Напомним, 20 декабря 2020 года была проведена перерегистрация АО "Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана" на АО "Жилищный строительный сберегательный банк "Отбасы банк" (сокращённо – АО "Отбасы банк"). "Отбасы банк" остаётся банком, реализующим систему жилищно-строительных сбережений и не меняет своих функций оператора государственных жилищных программ. Планируется, что в 2021 году он станет полноценным институтом развития и поддержки, который будет централизованно осуществлять учёт, постановку и распределение жилья.

Заместитель председателя правления АО "Отбасы банк" Нурлан Акшанов рассказал, как использовать свои пенсионные средства при покупке жилья, а также о том, как идёт процесс цифровизации финансового института.

– Нурлан, расскажите, как будет обеспечено целевое использование этих средств?

– Новый механизм для улучшения жилищных условий казахстанцев будет внедрён с нового года по поручению Президента РК – это использование средств ЕНПФ. Наш банк рассматривается как уполномоченный оператор для реализации данной операции, то есть мы будем регулировать вопрос изъятия пенсионных накоплений. Но это не значит, что "Отбасы банк" будет единственным кредитором. Гражданин, у которого есть необходимые средства свыше порога достаточности, сможет их использовать для улучшения своих жилищных условий с помощью привлечения кредита в любом банке.

– Как будет выстроен процесс приобретения жилья на средства из ЕНПФ через "Отбасы банк"?

– Стоит напомнить цели, на которые можно использовать данные средства – это покупка квартиры, дома. Эти средства можно использовать, как первоначальный взнос в любом банке. Вы получаете эти деньги, банк выдаёт вам недостающую сумму кредита и вы покупаете жилье. Есть определённая группа лиц, и я предполагаю, что их будет большинство, у которых уже есть и квартиры, и кредиты. В этом случае, можно частично или полностью погасить имеющуюся ипотеку. Можно также использовать данные средства на лечение, правда, пока эта опция в процессе обсуждения и ещё нет такой чёткой ясности, как с жильём.

– В чём состоит роль уполномоченного оператора?

– Казахстанцев, чей порог выше необходимой суммы, 700 тысяч по всей стране. Цифра большая, это как население двух Павлодаров. Но мы не предполагаем, что эта масса людей в первые дни нового года придёт в наш банк и будет оккупировать кассы. Сейчас создаётся специальный портал, куда можно будет зайти, ознакомиться с доступными для заёмщика условиями, подать заявление на перечисление денег, заявление на оплату/отсрочку налога. На сайте ЕНПФ или на портале электронного правительства можно узнать сумму, которую возможно получить. Затем клиент заходит на портал уполномоченного оператора, выбирает цель, заполняет сумму для использования и открывает специальный счёт. Заявление на получение пенсионной выплаты на указанную клиентом цель  уходит в ЕНПФ, после чего на специальный счет в "Отбасы банк" придёт эта сумма. Далее банк перечисляет их на указанный клиентом счёт. Наш банк будет следить за целевым использованием средств. У человека будет два месяца для использования данной суммы по назначению, после истечения этого срока деньги вновь вернутся в пенсионный фонд на его счёт.

– И это всё можно будет сделать онлайн?

– Да, это веление времени. К тому же такой большой поток – 700 тысяч человек – офлайн нереально пропустить, тогда придётся на два месяца закрыть все другие операции. Надеюсь, люди подойдут к этому вопросу осознанно.

– Есть ли какие-то льготы от банка для приобретателей жилья на пенсионные средства?

– Для определённой категории граждан есть льготы при выплате налога.

– Как можно измерить эффективность от внедрения цифровых услуг в "Отбасы банк"? Есть ли отдача?

– Отдача, несомненно, есть. Мы, как и весь Казахстан, в апреле столкнулись с необходимостью продолжать работу в условиях пандемии, на нас распространялись ограничения по количеству сотрудников в офисах и большинство функций было передано колл-центру, который с первого дня ушёл на удалёнку и до сих пор не вернулся. В таком формате проводятся услуги по консультированию.

Кроме того, буквально с первых дней мы начали работать над тем, чтобы услуги, которые прежде клиент получал в офисе, теперь можно было получить дистанционно. Уже в мае запустили сервис дистанционного открытия депозитов.

В нашем банке, как вы знаете, дорога к льготному кредиту начинается с накопления, и этот первый шаг теперь можно сделать, используя видеобанкинг. Всё очень просто: клиент с нашего сайта звонит нашему видеоператору и проходит идентификацию через биометрию. Затем предъявляет удостоверение и может открывать депозит. Этот сервис стал очень популярным за время карантина. За это время было открыто 77 тысяч депозитов именно таким способом, и это 20% от общего количества депозитов, которые мы открыли в этом году.

В сентябре мы запустили сервис, когда клиент, не прибегая к услугам call-центра, самостоятельно через приложение может открыть депозит. Этот сервис приобрёл большую популярность, и со времени запуска мы открыли около 8 тысяч депозитов, при этом практически без всякой рекламы. Если оценить эффект от цифровизации, то это сокращение времени ожидания в очередях, сокращение количества клиентов, которые предпочитают прийти в отделение банка, снижение человеческих затрат на открытие депозита. Можно говорить о том, что отпадает необходимость в расширении штата, что в условиях экономии бюджета актуально. Как говорится, нет худа без добра.

Теперь мы работаем над следующим шагом: получение кредита в онлайн-формате. Задача на перспективу – перевести весь процесс в такой режим работы.

– Цифровизация предполагает использование нового программного обеспечения. Есть ли отечественные разработки в этом направлении?

– Процесс, связанный с биометрической идентификацией лица, это сервис КЦМР – "дочки" Нацбанка. Всё, что касается приложений, делают казахстанские поставщики услуг. Сейчас большой выбор в этом направлении, но всё решается через госзакупки.

– Были ли попытки хакерских атак на банк? Насколько он защищён в плане киберугроз?

– На моей памяти, а я работаю в банке три года, подобных атак не было. Возможно, это связано с тем, что мы не являемся тем банком, который предоставляет платёжные карточки. Основные виды фишинга связаны именно с ними. Все услуги, которые мы оказываем, защищены.

Какие шаги по дальнейшей цифровизации банка планируются в 2021 году?

– Мы работаем над дальнейшим развитием видеобанкинга. Хотим развить полную ветку услуг до получения ипотеки в режиме онлайн. У нас есть портал baspana.kz, где собраны все новостройки, реализующиеся по госпрограммам. Хотим его развить, чтобы там были все новостройки, как по госпрограммам, так и по частным застройщикам. Кроме того, хотим, чтобы каждый желающий продать свое жильё, мог его там выставить, причём бесплатно.

– Похоже на krisha.kz?

– Можно и так сказать. Это называется агрегатор объявлений. В развитии самого портала хотим пойти дальше. Есть российский портал – domclick.ru. Мы хотим дать клиенту возможность пройти весь кредитный процесс онлайн, чего нет на других сайтах.

– Как вы считаете, стоит ли торопиться использовать пенсионные средства?

– Если бы я использовал пенсионные накопления на приобретение квартиры, то я бы подождал. Речь идёт о возможном ажиотаже, который будет в январе-феврале, и я занялся бы этим вопросом к лету, когда обычно снижаются цены на жильё. Но тут каждый принимает собственное решение.

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров