Высшее образование постепенно уходит из зданий университетов на IT-платформы, где студенты получают основную часть учебного материала. Преподаватели всё больше времени проводят, давая углублённые знания студентам, оставив рутинные процессы в видеозаписи. О том, как быстро идёт процесс цифровизации высшего образования в Казахстане и чего можно ожидать в недалёком будущем, Informburo.kz поговорил с Нуркеном Мусабаевым, проректором по цифровизации университета международного бизнеса (UIB).
– Нуркен, расскажите, как проходит учёба в университете во время карантина.
– Лекции и семинары мы проводим онлайн. Большинство наших студентов сейчас обучаются с помощью продукта компании Microsoft – Microsoft Teams (это платформа, объединяющая в рабочем пространстве чат, встречи, заметки и вложения. – Ред.). Также у нас есть своя система управления образовательным процессом – Moodle (LMS – learning management system, свободное веб-приложение для онлайн-обучения. – Ред.), где преподаватели задают студентам домашние задания, проверяют их на наличие плагиата и выставляют оценки. Есть большое количество сервисов, оформленных в виде мобильных приложений, которые студентам помогают осваивать учебные курсы и сдавать тесты, например UIB_English.
Ну и, конечно, подходит время приёма студентов на первый курс, в этом году этот процесс тоже будет проходить в формате онлайн. Абитуриенты могут подтвердить документы, необходимые для поступления, через eGov. А весь маркетинг по их привлечению в UIB мы тоже увели в онлайн – на сайт и в соцсети.
– Как вы переходили на дистанционное обучение? Было сложно?
– Мы перешли на эти решения достаточно быстро, потому что у нас уже был опыт нашей бизнес-школы, где мы готовим магистров делового администрирования. В рамках этой школы мы тестировали и использовали много возможностей для обеспечения обучения слушателей, которые находятся в других городах Казахстана.
– Расскажите подробнее, как проходят онлайн-лекции.
– В Microsoft Teams мы создаём расписание занятий, которые должны будут пройти. Каждый студент через эту систему видит, когда у него запланировано занятие, подключается в нужное время, и преподаватель проводит свою лекцию, используя Microsoft PowerPoint.
Очень полезная опция в программе – это запись занятия. Студенты, которые пропустили его, могут прослушать его позже. Мы дописали функцию, которая позволяет нам ещё и понять, как студент прослушивал эту лекцию в Teams. Ведь он мог зайти, уйти через 10 минут и не вернуться. Система регистрирует это в виде логов. Это позволяет нам как отслеживать прогульщиков, так и понимать, у каких студентов и когда были проблемы со связью.
– А много было проблем со связью во время карантина?
– Да, были единичные случаи у некоторых студентов, которые находились за пределами крупных городов, в области, и использовали только мобильную связь. Но так как есть возможность сохранять лекции в записи, то студенты позже всё равно смогли их изучить.
– Сколько студентов получается одновременно собрать на онлайн- лекцию или семинар?
– Через Microsoft Teams к собранию могут подключаться до 250 человек одновременно, но у нас есть потоки и по 300 студентов, поэтому для семинаров и малочисленных групп студентов мы выбираем опцию "Собрание", а для потоковых лекций – такой способ проведения, как "Трансляция", который позволяет подключить до 10 тысяч участников. Прямого интерактива в формате трансляций нет, но студенты могут задавать вопросы преподавателю в чате. Всего у нас около 3,5 тысячи студентов, с учётом магистрантов и докторантов, и около 150 преподавателей. Все они работают и учатся в этой системе.
– Сложны или просты эти IT-продукты в использовании? Легко ли было освоиться студентам и преподавателям?
– Преподавателям сначала было немного сложно, потому что для них это новый продукт. Осваивать продукты Microsoft, а именно Office 365 для образования (туда входят все офисные продукты и сам Teams), мы начали в прошлом году. Нам помогали менеджеры Microsoft по работе с сектором образования – Алмас Молдаканов и Нурлан Жаныбек. Они часто нас консультируют в решении наших задач. Мы пытались заменить на Teams ту систему, которая была у нас раньше, но на тот момент всё это немного затягивалось. А когда наступил карантин, большинство сотрудников разобрались во всём очень быстро и поняли, что это легко. Опыт, который мы набрали за достаточно короткий период, мы даже передали средней школе №56 – наши IT-специалисты подключили её к Teams.
В целом первые пару недель и у студентов, и у преподавателей университета возникали вопросы, а сейчас даже административный персонал университета научился пользоваться системой для аппаратных совещаний. Общаться с сотрудниками через Microsoft Teams достаточно удобно.
– Как именно вы обучали всех пользоваться новым софтом?
– 16 марта нам сказали, что студенты не должны приходить в университет, и мы к этому моменту разработали для них инструкции в виде презентаций и видеороликов, как подключаться и смотреть расписание занятий онлайн. Преподаватели обучались системе в университете: мы в каждом кабинете поставили ноутбук и дополнительный монитор, рядом находились наши специалисты, которые обучали преподавателей пользоваться онлайн-инструментами. За неделю все мы разобрались в тонкостях обучения онлайн.
– Когда стоял вопрос выбора образовательного софта, на что ориентировались?
– Мы сначала рассматривали Zoom в качестве основного инструмента, потому что все тогда начали им пользоваться и компания некоторое время давала бесплатные лицензии. Но у Zoom были определённые ограничения, которые нас не устраивали. Например, отсутствие календарей для составления расписания. И с управлением политикой входа были проблемы. В то же время мы легко интегрировали продукт Microsoft – Active Directory, где храним список всех логинов и паролей наших студентов и преподавателей, с Microsoft Teams. Такое решение необходимо с точки зрения безопасного и корректного доступа: например, первый курс должен прослушать только свои лекции, а не второго курса.
Раньше в бизнес-школе мы пользовались системой для проведения вебинаров Adobe Connect, но была некая неудовлетворённость этим продуктом со стороны слушателей. Поэтому, когда мы подписались на Office 365 (Microsoft в образовании также предоставляет бесплатную версию Office 365 A1 для образовательных учреждений. – Ред.), то поняли, что Teams – это одно из решений, которое хотели бы использовать.
– Как вы оцениваете качество и эффективность обучения онлайн?
– Наши разработчики создали систему аналитики, чтобы оценивать, насколько эффективно преподаватель ведёт свои занятия. Оценивается, какие домашние задания и как часто он даёт, как он ставит оценки. Есть принцип "колокола" по принципу нормального распределения: как правило, приблизительно 20-25% от числа студентов – это неуспевающие и отличники, а оставшаяся часть – те, кто учится на удовлетворительно и хорошо. Если мы видим, что оценки "отлично" ставят всем, то понимаем, что преподаватель делает что-то не так: либо даёт слишком лёгкие задания, либо заслуживает лояльность студентов хорошими оценками, ведя лекции спустя рукава. Эффективность обучения закладывается ещё на этапе подбора преподавателей контрактно-конкурсной комиссией, где преподаватели демонстрируют свои силабусы и материалы лекций и практических занятий. Раз в три года такую оценку проходят все преподаватели, для того чтобы мы могли оценить актуальность тех тем, которые они дают.
Всё, что сделано и внедрено отделом IT, сделано как раз в рамках контроля качества образования. В итоге мы единственные в Казахстане прошли аккредитацию у международного агентства FIBAA на соответствие европейским стандартам обучения. В большей степени эту аккредитацию мы получили за счёт цифровизации внутренней системы качества.
– Какие IT-решения применяются в очном процессе обучения, ведь карантин скоро закончится?
– Есть такое понятие – blended education, когда студенты, прежде чем преподаватель объяснит им какую-то тему, самостоятельно её изучают. У нас есть такой опыт. Мы размещаем видеолекции, а наша система автоматически выбирает и предлагает в дополнение к каждой из них пять новых актуальных научных статей по этой тематике. Изучив их, студенты приходят на занятие и задают преподавателю вопросы, которые им непонятны. Это очень эффективный микс удалённых занятий и встреч с преподавателем.
Программы онлайн-обучения, на самом деле, давно встроены в очный процесс обучения. Все методические материалы мы храним в Moodle. У нас есть видеостудия, где преподаватели записывают свои лекции. Это освобождает их от рутинного повторения одного и того же материала разным потокам студентов, побуждает обновлять информацию на каждом занятии. Так и материал проще усваивается студентами, когда можно нажать на паузу, и университет несёт меньше расходов. Ещё появляется возможность привлекать к лекциям иностранных преподавателей.
Традиции дистанционного обучения уже есть, просто раньше мы не применяли их массово.
– Как вы делитесь своим зрелым опытом цифровизации образования с коллегами в других учебных заведениях?
– Во время ЧП многим университетам хотелось понять опыт других учебных заведений. Это был взаимный обмен опытом. Кто-то проводил занятия с помощью других инструментов видеосвязи, мы – на платформе Microsoft Teams. Подключение внешних пользователей изначально реализовано в продукте, поэтому у нас нет проблем, например, с тем, чтобы пригласить профессора из Германии читать у нас лекции. Мы организовали ряд семинаров на страновом уровне и поделились своим опытом с вузами-партнёрами.
– Каковы дальнейшие планы UIB в области цифровизации обучения?
– Часть видеолекций мы хотим разместить на платформах видеостриминга. Также во время карантина мы совместно с партнёрами разработали и внедрили систему онлайн-прокторинга и отслеживаем, как студенты сдают экзамены. Как это работает: студенты могут сдавать экзамен даже через мобильный телефон, а мы видим через камеру и студента, и что он делает на телефоне. Эту систему мы будем использовать для того, чтобы выдавать сертификаты слушателям наших онлайн-лекций. Мы думаем над тем, как расширить услуги университета, используя опыт, который получили во время карантина.
Ещё одно важное направление для дальнейшей работы – это усиление информационной безопасности, которая становится актуальной как никогда.
– Нарисуйте футуристичную картинку недалёкого будущего: как будут учиться студенты в Казахстане в 2025 году?
– Наверное, будут появляться онлайн-университеты. И это не будет требовать от владельцев затрат для обладания огромными зданиями и имуществом. Конечно, по-прежнему нужны будут лаборатории, чтобы разрабатывать дизайн и содержание курсов. Но самое главное – социальная студенческая жизнь должна остаться. Я говорю о нетворкинге, когда студенческие связи, дружба помогают молодым людям в будущей карьере. Нетворкинг онлайн пока не может заменить человеческое общение. Может быть, и программное обеспечение ещё не готово к этому: например, пока вы не можете оценить эмоциональное состояние лектора и слушателей, в полной мере продемонстрировать потенциал собеседнику и так далее. Поэтому я считаю, что и в будущем в образовательном процессе всё-таки будет сохраняться микс онлайн-обучения и живых встреч студентов друг с другом и с наставниками.
-
1🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 6930
- 8
- 33
-
2👀 Кто вы в отношениях – жертва или абьюзер? Особенности поведения, на которые стоит обратить внимание
- 3020
- 0
- 20
-
3✈️ Авиакомпанию Air Astana оштрафовали на 1,8 млн тенге за задержку рейса
- 2924
- 6
- 28
-
4🚗‼️ Пьяный водитель влетел в яму в Актау, машина перевернулась
- 3012
- 1
- 16
-
5🇰🇿🇷🇺 Слёт волонтёрских организаций Казахстана и России провели в Алматы
- 2908
- 13
- 84
-
6⛅️ Прогноз погоды на 24 ноября: облачная погода без осадков сохранится на большей части Казахстана
- 2989
- 0
- 3
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 23 ноября
- 2578
- 0
- 1
-
8🥈Казахстанский фигурист Михаил Шайдоров завоевал "серебро" на гран-при в Китае
- 2471
- 0
- 29
-
9™️TikTok хочет использовать Илона Маска как посредника в переговорах с администрацией Дональда Трампа
- 2449
- 0
- 10
-
10‼️Один убит, трое ранены: что произошло возле посольства Израиля в Иордании
- 2417
- 0
- 7