Онлайн-услуги помогают сгладить социальное неравенство, сделать жизнь в маленьких населённых пунктах современной и комфортной. Для молодых людей важно жить в ногу со временем, поэтому жизнь в сёлах пугает многих неразвитой инфраструктурой, отсутствием интернета и доступа к современным услугам. Правительство это понимает, поэтому цифровизация регионов заложена в госпрограммы как одно из приоритетных направлений развития.

Решить эту проблему быстрее и эффективнее поможет диджитализация сёл совместными усилиями государства и частных компаний.

Как государство борется с цифровым неравенством между городом и селом

Чтобы сдержать неконтролируемый рост городов и отток сельского населения, государство запустило ряд госпрограмм для поддержки развития сёл. Например, в Казахстане стартовала программа "Ауыл – ел бесiгi" ("Село – колыбель страны"). Уже отобраны 3,5 тысячи сёл, в которых построят дороги, отремонтируют инженерные сети, школы и больницы, где не было интернета – проведут его. Скоро все жители аулов смогут получать услуги через интернет, быстро, как если бы они жили в большом городе.

В течение семи лет, надеются в Правительстве, ожидается улучшение качества жизни около 7 млн сельского населения путём модернизации всей инфраструктуры. Удержать и привлечь в сёла молодёжь государство стремится с помощью программы "С дипломом – в село", которая предполагает подъёмные и помощь с получением жилья для молодых специалистов.

Задачи по повсеместному доступу к сети интернет поставлены и в программе "Цифровой Казахстан". На заседании Правительства премьер-министр РК Аскар Мамин пообещал, что все сёла в стране до 2021 года обеспечат высокоскоростным интернетом. Доступ к высокоскоростному подключению получат почти 2,5 млн жителей глубинки (1200 сёл). В настоящее время в стране услуги широкополосного доступа уже имеются в 117 городах и 3324 сельских пунктах.

Все эти меры позволят довести сёла до требований системы региональных стандартов, убеждены в ведомстве. А заодно и приблизят инфраструктуру и доступ к услугам к городским показателям.

Как частные компании помогают строить цифровую экономику в регионах

Внушительные суммы, выделенные государством на цели возрождения казахстанских сёл, приумножаются и стараниями частных компаний, которые активно заходят со своими онлайн-продуктами в сёла и помогают развивать там современную цифровую экономику.

Каждую секунду в интернете регистрируются сотни тысяч пользователей. У всякого из них разная задача: оформить покупку, забронировать билет или оплатить коммунальные услуги.

Казахстанский рынок автострахования не стал исключением. Ещё несколько лет назад житель отдалённого села, где нет офисов компаний и агентов, не мог вообразить, что страховку можно оформить онлайн, не выходя из дома.Оформление автостраховки непременно означало поездку в офис страховщика и консультацию с менеджером. Можно было вызвать агента и на дом, но всё это занимало минимум несколько часов.

В начале 2019 года в Казахстане запустили электронные полисы по обязательному автострахованию ОГПО. Благодаря этому автовладельцам больше не нужно никуда ездить и пользоваться услугами агентов, ведь страховку можно оформить онлайн всего за несколько минут. При этом для получения страховки не потребуется отправлять документы – достаточно правильно заполнить данные о себе. А сам полис теперь электронный и приходит в SMS-сообщении.

Учитывая, что не все автовладельцы привыкли покупать полисы онлайн, страховая компания Freedom Finance Insurance придумала умную и простую экосистему, в которой можно застраховаться не только на сайте. Помимо этого, страхование доступно в страховых терминалах в автоЦОНах и на платформе QIWI.

О том, как устроена умная страховая экосистема, Informburo.kz рассказывает исполнительный директор АО "СК "Freedom Finance Insurance" Даулет Акижанов.



Как Сакен оформлял страховку

– Возьмём условного героя Сакена. Он проживает в отдалённом селе, где нет страховых компаний и агентов. Расскажите, как Сакену оформить полис онлайн.

– В таком случае у Сакена есть два способа застраховаться: оформить полис на нашем сайте или в терминале QIWI. В обоих случаях ему нужно ввести ИИН, номер телефона и номер авто (или номер техпаспорта). После этого система покажет стоимость полиса. На первом этапе можно добавить в страховку других автовладельцев. Например, родственников, которые тоже будут пользоваться автомобилем. Далее Сакену нужно настроить страховку под себя – выбрать дополнительные виды страхования, которые мы предоставляем по акционной цене, выбрать дату начала действия страховки и оплатить. На сайте можно оплатить картой, а в терминале QIWI – наличными. После этого полис придёт SMS-сообщением на телефон Сакена.

– А как лучше поступить, если ты житель большого города? Есть ли какие-то качественные различия между Сакеном и его соотечественником из мегаполиса?

– Если вы житель большого города, способ оформления полиса такой же – на сайте компании и в терминале QIWI. Но у жителей больших городов есть и дополнительный способ застраховаться – это страховые терминалы, расположенные в автоЦОНах, о которых мы говорили выше. Расскажу, в чём удобство: в них хорошо страховаться, если вы оформляете документы на авто или же присутствуете в автоЦОНе. В таком случае порядок действий будет точно таким же – нужно ввести минимум данных, настроить страховку на себя и оплатить. Весь процесс займёт не больше пяти минут. На случай, если автовладелец ранее не оформлял полис таким способом, у терминалов работают консультанты, которые помогут оформить полис и ответят на все вопросы.

– Даулет Жамбулович, обеспечены ли ваши клиенты равным доступом к услугам и продуктам, вне зависимости от места жительства?

– Да, это один из принципов, к которому мы стремимся. Благодаря тому, что застраховаться во Freedom Finance Insurance можно разными способами, это обеспечивает равный доступ к нашим продуктам и услугам. Объясню: страхование на сайте доступно для всех граждан страны и транспортных средств, зарегистрированных в Казахстане. Оформить полис можно в любое время суток и из любой части страны. Это быстро и удобно. Также можно оформить полис через круглосуточный call-центр. Однако не все привыкли покупать онлайн. Для кого-то это может быть непривычно. Поэтому мы и запустили страховые терминалы. Это удобно для автовладельцев, которые едут в автоЦОНы, чтобы оформить документы на авто. Ведь в таком случае, чтобы застраховаться, не нужно выходить за пределы автоЦОНа – терминалы в шаговой доступности, а процесс оформления полисов в них максимально упрощён.

Частный случай – как пример онлайн-бизнеса в глубинке

Онлайн-страхованию удалось на практике отвечать задачам сразу двух госпрограмм – "Ауыл – ел бесiгi" и "Цифровой Казахстан". Например, полисы Freedom Finance Insurance можно оформить в любом из 28 тысяч терминалов QIWI по всему Казахстану.

"Мы полностью отказались от филиалов и работы со страховыми агентами, а весь розничный бизнес построили на идеях онлайн-страхования. Наша задача – сделать так, чтобы автовладельцы не тратили лишнее время на оформление полисов, а сам процесс занимал не больше пяти минут", – рассказывает собеседник.

Отказываясь от посредников, вы инвестируете в своё же удобство, считают в компании. Поэтому уделяют внимание развитию сайта, страховым терминалам и платформе QIWI, которые обеспечивают большой охват и способны обслужить автовладельца из мегаполиса и маленького аула.

"При этом главное достоинство терминалов – то, что казахстанцы привыкли ими пользоваться и оплачивать там финансовые услуги, а потому у них гораздо ниже "барьер вступления". Это очень важно для продвижения онлайн-страхования в целом. Потому что чем больше казахстанцев убедятся в удобстве и простоте этого способа, тем выше вероятность, что завтра они перейдут полностью в онлайн", – резюмировал спикер.

Чтобы это реализовать, страховая компания запустила продажи по трём направлениям: на сайте компании, в страховых терминалах в автоЦОНах и через дополнительные каналы продаж.

"Сайт – это инструмент для тех, кто привык покупать онлайн. Страховые терминалы – инструмент для тех, кто оформляет документы и не хочет тратить лишнее время на покупку страховки у агентов или в офисах страховых компаний. Ведь терминалы расположены внутри автоЦОНов, а сам процесс оформления страховок занимает те же пять минут. При этом пользователям даже не нужно вводить данные из документов, ведь в терминалах есть сканеры, которые эти данные считывают самостоятельно.

Дополнительные каналы продаж – это другие сторонние платформы, предоставляющие доступ к нашему сайту. Например, терминалы QIWI. Их преимущество в том, что многие казахстанцы привыкли ими пользоваться, и они расположены повсюду", – объясняет исполнительный директор компании.

Чтобы сделать процесс оформления полисов максимально удобным и быстрым, для всех этих площадок разработчики создали единую экосистему. Поэтому, чтобы застраховаться на любой из платформ, пользователям нужно совершить одинаковый порядок действий: ввести личные данные, настроить условия страхования, оплатить и получить полис в SMS-сообщении.

"Причём можно начать оформлять полис, например, в терминале, а закончить на сайте. При этом нужно ввести минимум данных: ИИН, номер телефона и номер авто (или номер техпаспорта. – Прим. авт.). Если же клиенту нужна консультация или помощь оператора, то он может позвонить в круглосуточный call-центр по номеру 5777, где ему ответят на любой вопрос и помогут оформить полис. В дальнейшем планируем расширять и дополнять платформы, на которых можно оформить полисы", – объяснил Даулет Акижанов.

"Мы рассказываем людям о том, что такое онлайн-страхование, как оно работает и почему это выгодно автовладельцам. Также в каждом автоЦОНе у нас работают консультанты, которые помогают посетителям оформлять полисы и отвечают на все вопросы. Мы видим в этом больше социальную направленность, а потому намерены и дальше уделять внимание этому. Наша цель на ближайшее время – перевести онлайн как можно больше автовладельцев и показать им, что покупка электронного полиса – это не только удобно, но и выгодно", – рассказывает Акижанов.

5 млн часов из жизни казахстанцев

В компании Freedom Finance Insurance провели любопытное исследование: раньше среднестатистический автовладелец тратил минимум один час на оффлайн-оформление полиса, при средней зарплате в Казахстане 176 тысяч тенге получается, что один рабочий час казахстанца стоит 1 048 тенге. Учитывая, что в 2018 году казахстанцы оформили 5 228 228 полисов, они, предположительно, потратили на это 5 228 228 часов. Таким образом, это обошлось экономике страны в 5 млрд 478 млн тенге.

"Если же все автовладельцы перейдут на онлайн-оформление полисов, экономия средств для экономики будет колоссальной!" – говорят во Freedom Finance Insurance.

В то время, когда в стране вовсю взят курс на программу "Цифровой Казахстан", во Freedom Finance Insurance убеждены: есть минимум четыре направления, которые активно развивает онлайн-страхование.

Первое – удобство для автовладельцев. Благодаря тому, что автовладельцам теперь не обязательно ехать в офис страховой компании или к агенту, они экономят время, силы и нервы. Процесс упрощается, благодаря чему автовладельцы тратят своё время на более важные задачи.

Второе – автоматизация. Онлайн-страхование автоматизирует финансовые потоки страховых компаний, цифровизирует бизнес и делает его более прозрачным. Таким образом это облегчает Нацбанку процесс регулирования сферы.

Третье – борьба с поддельными страховками. До внедрения онлайн-страхования доля автовладельцев с поддельными полисами была внушительной. Это имело негативные последствия, так как в этих случаях ответственность автовладельцев не была застрахована, поэтому в случае ДТП пострадавшая сторона не была защищена.

Четвёртое – развитие государственных баз. Онлайн-страхование работает благодаря интеграции с различными государственными базами данных. Это нужно, чтобы система получала информацию об автовладельцах. Сложность в том, что все базы слишком разные, а информация там хранится в разных форматах. Поэтому, чтобы собрать все данные воедино, нужно модернизировать базы и вкладываться в инфраструктуру. Развитие онлайн-страхования ускоряет этот процесс и, в конце концов, приведёт к тому, что все государственные базы данных превратятся в единую экосистему. А это уже выгодно для развития казахстанской IT-сферы в целом.



В подтверждение в компании приводят статистику: во второй половине 2019 года 85% всех полисов Freedom Finance было оформлено онлайн (через сайт и терминалы). И лишь 15% страховок было приобретено офлайн.

Компания, вкладывая средства в продвижение онлайн-страхования, вносит свою лепту в развитие каждого из этих направлений, заключили во Freedom Finance Insurance.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter