Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения (НЦЭЛС и МИ) обновил приложение, с помощью которого пациенты сами могут сообщать о завышенных ценах в аптеках, а также о случаях нежелательных реакций на лекарственные препараты.
Руководитель департамента фармаконадзора и мониторинга безопасности, эффективности и качества медицинских изделий НЦЭЛС и МИ, кандидат медицинских наук Малик Абдрахманов рассказал, что Казахстан, являясь участником программы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по отслеживанию нежелательных реакций на лекарственные средства, применяет международную процедуру сбора сообщений о таких реакциях. По английской традиции такие сообщения называют жёлтыми картами, так как раньше бланки о нежелательных реакциях заполнялись на жёлтой бумаге. В жёлтой карте обязательно содержится четыре вида информации: о пациенте, лекарстве, побочном действии и о том, кто о нем сообщил.
– Малик Жаналыкович, расскажите, как карты-сообщения помогают в фармаконадзоре?
– По этой информации можно судить, вызвано ли нежелательное проявление лекарством или причина в другом. Ведь побочное действие не всегда связано с лекарственным средством или медпрепаратом – прежде, чем винить какой-то препарат, надо доказать связь между его применением и появлением нежелательного симптома. Не всегда она очевидна, поэтому сначала стоит определить механизм появления этой побочной реакции. Сбор такой информации помогает здравоохранению страны и мира понять природу воздействия на организм человека того или иного лекарства. Казалось бы, например, аспирин – давно известное средство и мы всё о нём знаем. Но вместе с тем с каждым годом об аспирине поступают всё новые и новые данные, в том числе и о его побочных действиях, связанных с разными причинами. То есть, помимо его полезных свойств, обнаруживаются и вредные.
В мире нет ни одного лекарственного средства или препарата, которое не имеет побочных действий, и новая функция в мобильном приложении будет служить эффективным инструментом для системы контроля безопасности лекарственных препаратов и взаимодействия между участниками фармрынка, в том числе с населением как первоисточником информации.
– Помимо приложения, как еще можно отправить карту-сообщение?
– Существует несколько способов, как это сделать. Первое, это прийти на приём к своему лечащему врачу и сообщить о возникших осложнениях. В таком случае вы вместе с доктором заполняете на сайте НЦЭЛС и МИ карту-сообщение о нежелательной реакции. Второе, это обратиться к производителю лекарства – обычно в инструкциях дают контакты компании или юридического лица, которые принимают претензии по данной продукции. Третье – заполнить форму на сайте NDDA.KZ. И наконец теперь, с появлением опции в мобильном приложении – отправить карту-сообщение через DariKZ.
– Чем принципиально отличается подача карт-сообщений через приложение от, например, отправки через сайт НЦЭЛС и МИ?
– Ранее сообщать о нежелательных реакциях по нашему законодательству обязаны были субъекты здравоохранения (больницы, поликлиники, аптеки), и пациент из этой схемы выпадал. Сейчас же благодаря приложению DariKZ пациент может сам сообщить об этом в удобном формате и помогать в первую очередь себе, а затем и нам собирать информацию. При этом интерфейс приложения очень простой, на отправку такого сообщения уйдёт две-три минуты. Кроме этого, в новой версии мобильного приложения обновлена функция по подаче жалобы на превышение предельно допустимых цен на лекарства в аптеках.
Читайте также: Почему важно сообщать о побочных реакциях на лекарства?
Подробнее о том, как именно воспользоваться новыми функциями приложения DariKZ, рассказал руководитель департамента цифровизации НЦЭЛС и МИ Тимур Жумахаев.
– Как давно вы разработали DariKZ и каков его функционал?
– Приложение разработано ещё в 2018 году, и долгое время мы его тестировали в пилотном режиме, чтобы предоставить населению наилучший пользовательский опыт. На сегодня через приложение можно просмотреть весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных на территории страны, инструкции по медицинскому применению, макеты упаковок, способы применения, сертификаты, полное наименование лекарств, информацию о производителе, номер регистрационного удостоверения, перечень аналогов и так далее. А с недавнего времени мы добавили новый функционал по отправке карт-сообщений о нежелательных реакциях на лекарственный препарат, а также доработали функцию по подаче жалоб на превышение предельных цен, которые, к слову, обновляются дважды в год.
– Как отправить карту-сообщение?
– Отправка осуществляется в несколько кликов: нужно открыть раздел "Жёлтые карты", заполнить несколько полей, указать контактные данные для обратной связи и отправить сообщение. Далее с сообщением работают непосредственно специалисты НЦЭЛС и МИ. Такое техническое упрощение в подаче карт-сообщений очень важно, ведь не каждый пациент доходит до врача и сообщает о таких фактах, а сделать это сейчас со своего мобильного устройства очень быстро и просто. Мы надеемся, что к нам будет активно поступать информация о побочных действиях непосредственно от самих пациентов. Специалистам это поможет чётче понимать тенденции, масштабы, видеть общую объективную картину по стране, а также анализировать данные, учитывая международный опыт. Это вопрос безопасности здоровья нашей нации.
– А как подается жалоба на завышение предельных цен, установленных государством?
– Если человек, покупая лекарство в аптеке, видит, что цена выше, чем в приказе Минздрава, – а эту цену можно также найти в приложении – то через DariKZ буквально в пару кликов может подать жалобу на аптеку. А именно, в разделе "Лекарства" пользователь находит и выбирает нужное ему лекарство, там же есть кнопка "Подать жалобу на цену". Далее заполняется буквально три-четыре поля и нажимается кнопка "Отправить". Важно обязательно указать адрес аптеки. На этом бизнес-процесс со стороны приложения завершается. Далее сообщение направляется в соответствующий департамент Комитета медицинского и фармацевтического контроля, который начинает с ним работать, предоставляет обратную связь, запрашивает при необходимости дополнительные данные и принимает соответствующие меры.
– Человек может отправить жалобу анонимно или должен обязательно указывать персональные данные?
– В приложении предусмотрено поле для заполнения ФИО, это нужно для того, чтобы идентифицировать пользователя. Эти данные нужны для корректной работы дальнейшей системы мониторинга и никуда не распространяются. Мы в этом плане обеспечиваем информационную безопасность и защиту персональных данных. Кроме того, перед подачей жалобы пользователь уведомляется о том, что даёт согласие на передачу своих персональных данных в наш центр.
– Расскажите о дополнительных функциях приложения?
– Помимо названных обновлений, с помощью приложения пользователи могут сравнить цены на аналогичные препараты, проверить, является ли лекарство рецептурным, проверить сертификат соответствия, а также узнать данные о производителе, медицинском применении и сроке хранения лекарства. Также есть раздел новостей, которые дублируются с официального сайта НЦЭЛС и МИ. Приложение бесплатно доступно на двух платформах Android или iOS и работает на трёх языках: государственном, русском и английском.
– Насколько активно казахстанцы пользуются DariKZ?
– Интерес со стороны пользователей растёт, по состоянию на 20 мая на двух платформах уже более 150 тысяч скачиваний. Мы не останавливаемся на существующих ныне функциях и развиваем DariKZ дальше, совершенствуем его, чтобы сделать ещё более удобным, безопасным и полезным. Отмечу, что это собственный продукт, разработанный силами IT-специалистов НЦЭЛС и МИ. Мы призываем казахстанцев активнее пользоваться нашим приложением для заботы о своём здоровье и помощи в совершенствовании системы фармаконадзора.
-
1🟢 Роза Рымбаева и другие: алматинцев приглашают отметить 100-летие Сагадата Нурмагамбетова
- 6909
- 8
- 32
-
2👀 Кто вы в отношениях – жертва или абьюзер? Особенности поведения, на которые стоит обратить внимание
- 3011
- 0
- 20
-
3✈️ Авиакомпанию Air Astana оштрафовали на 1,8 млн тенге за задержку рейса
- 2916
- 6
- 27
-
4🚗‼️ Пьяный водитель влетел в яму в Актау, машина перевернулась
- 3006
- 1
- 16
-
5🇰🇿🇷🇺 Слёт волонтёрских организаций Казахстана и России провели в Алматы
- 2899
- 13
- 84
-
6⛅️ Прогноз погоды на 24 ноября: облачная погода без осадков сохранится на большей части Казахстана
- 2983
- 0
- 3
-
7⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 23 ноября
- 2561
- 0
- 1
-
8🥈Казахстанский фигурист Михаил Шайдоров завоевал "серебро" на гран-при в Китае
- 2453
- 0
- 29
-
9™️TikTok хочет использовать Илона Маска как посредника в переговорах с администрацией Дональда Трампа
- 2434
- 0
- 10
-
10‼️Один убит, трое ранены: что произошло возле посольства Израиля в Иордании
- 2404
- 0
- 7