Прямой эфир Новости спорта

Репрессии против верующих как способ борьбы с ИГИЛ

Правительства государств постсоветского пространства Центральной Азии бьют тревогу в связи с усилением процессов рекрутирования тамошнего населения в ряды армии ИГИЛ идеологами всемирного халифата.

Вернувшийся с покаянием

Агентство "Франс Пресс", в частности, рассказывает о весьма показательной в этом смысле пресс-конференции, которая была организована в столице Таджикистана  –  Душанбе местными властями для представителей национальных СМИ и таджикских силовых структур. Главным спикером конференции стал 25-летний таджик Фаррух Шарифов, в своё время завербованный эмиссарами нелигитимного исламского государства на войну в Сирию, но не пожелавший умирать на чужбине и вернувшийся на родину с покаянием.

"Сотни и сотни молодых людей из стран Центральной Азии пополняют сегодня формирования боевиков ИГИЛ, воющих в Сирии, и число их растёт с невероятной быстротой", - предостерёг Шарифов участников пресс-конференции.

Фаррух, недавно вернувшийся домой после бегства из вооружённых сил "Исламского Государства", сообщил, что у этой экстремистской организации есть свои, весьма далеко идущие планы на экспансию Центрально-Азиатского региона, тем самым, подтвердив предостережения президента Эмомали Рахмонова, обозначившего исламский радикализм как главную проблему для страны. По словам Шарифова, эмиссары формирований "Исламского Государства", которое спикер заклеймил как "неисламское" и "злое", намереваются "направить пламя войны на бывшие советские республики".

Бедность – мать экстремизма

Причём остриё идеологических атак исламских экстремистов в Центральной Азии нацелено на беднейшие из стран этого региона, к каковым и относится Таджикистан. Страна с восьмимиллионным населением, подавляющее большинство которого исповедует ислам, едва сводит концы с концами и выживает, главным образом, за счёт денежных переводов от своих мигрантов, работающих в России и формирующих своими доходами примерно половину ВВП родной страны. А предпринятые правительством РФ, в связи с введением против этого государства экономических санкций, меры по ограничению численности принимаемых гастарбайтеров и вообще поставили Таджикистан на грань катастрофы.

В итоге завербовываться на войну в Сирию стали не только таджики-простолюдины, но и некоторые представители чиновного сословия, не обделённые возможностями для пополнения своего бюджета за счёт взимания мзды с сограждан. На днях в Душанбе разразился большой скандал в связи с сообщением местных СМИ о том, что в армию ИГИЛ завербовался некий большой полицейский начальник. Страхи усилились после того, как МВД подтвердило  факт исчезновении почти месяц назад командира спецслужб Гулмурода Халимова.

Автомат Калашникова вместо строительного мастерка

А таджикские СМИ, ссылаясь на свои источники в спецслужбах, утверждают, что вместе с командиром покинули страну, чтобы воевать за "Исламское Государство", и несколько его сослуживцев, после того как этот высокопоставленный офицер распространил идеи радикального исламизма среди друзей и подчиненных. Впрочем, как сообщил представитель "Франс-Пресс", точными сведениями о том, сколько таджикских спецназовцев завербовалось "гастарбайтерами" в ИГИЛ и где они воюют, не располагает никто. Так же как и том, какое вообще количество жителей пяти бывших советских республик из ЦАР воюют на Ближнем Востоке.

Однако Международная кризисная группа  (ICG) считает, что с 2011 года в Сирию и Ирак отсюда отправились от 2 до 4 тыс. человек. В то же время официальная статистика Таджикистана утверждает, что сегодня 386 тысяч его граждан проживают в других странах, но какая часть этих мигрантов сменила строительный мастерок на автомат Калашникова и взялась зарабатывать на наёмной военной службе, таких данных нет. Тем не менее, власти Таджикистана, напуганные наметившейся тенденцией ухода значительной части мусульманского населения в радикальный исламизм, начали в силу своих возможностей бороться с этим явлением.

Я тебя люблю, пойдём на войну

Правительство пообещало амнистию отвергнувшим "Исламское Государство" "возвращенцам" и начало агрессивную кампанию в СМИ против идеологии этой группировки. И как всегда, не обошлось без перегибов. Дошло до того, что на улицах силовики даже насильно сбривают людям бороды, вводятся ограничения на ежегодный Хадж к святым местам и ведётся борьба против хиджабов.

Между тем, пропагандистские методы эмиссаров ИГИЛ гораздо более гибки, разнообразны и утончённы. Тот же Шарифов утверждает, что его завербовала на войну в Сирию бывшая одноклассница, которая вдруг "призналась в любви к нему" через российскую социальную сеть "Одноклассники". Источники же, близкие к командиру спецназа Халимову, ушедшему в боевики халифата, сообщили местным СМИ, что он также очень усердно прочёсывал Интернет в поисках информации о группе, её идеологии, тактике и стратегии, а также вербовки незрелого молодняка.

Ведь, как известно, "Исламское Государство" постоянно выкладывает в Интернете снимки, предназначенные познакомить посетителей Сети с образом жизни, методами обучения и участием в борьбе за идеалы радикалов своих взрослых рекрутов, а также детей, завербованных в Центральной Азии. Один из мальчиков, который назвал себя Абдуллой из Казахстана, был показан в январском клипе, даже, по-видимому, казнящим двух человек - якобы русских шпионов.

Особая озабоченность Госдепа

"Исламское Государство" – новая угроза для Центрально-Азиатского региона, - заявила директор ICG в Центральной Азии Дейдр Тинан. - Их пропагандистские материалы более утонченны, и у них имеется много каналов, чтобы донести свою идеологию до широко разнящихся по происхождению, уровню образования и культуры жителей  Центральной Азии", - добавила она.

 В то же время власти Таджикистана пока не в состоянии противопоставить враждебной пропаганде ИГИЛ ничего, кроме грубых силовых методов и репрессивных мер. Зарубежные критики подобной политики утверждают, что центрально-азиатские правительство пользуются международным неприятием агрессивных действий "Исламского Государства", чтобы оправдать усиливающиеся репрессии против религиозных групп, исповедующих нетрадиционный ислам, с целью подрыва очищенной версии магометанства, которую те пропагандируют.

По всему региону власти закрывают вебсайты и блокируют социальные сети, заподозренные  в продвижении идеологии ИГИЛ. В связи с этим Туркменистан и Узбекистан, принадлежащие к элитной группе региональных притеснителей религиозных свобод  обозначены как страны "вызывающие  особую озабоченность" в ежегодном докладе Госдепа США.

Результат, противоположный желаемому

Узбекистан использует отснятые за счёт казны документальные фильмы, чтобы показать общественности, что ждёт граждан, которые, как утверждается, были арестованы при попытке вступить в ряды "Исламского Государства" и намеревались осуществлять террористические акты на родине.

В соседнем Кыргызстане полиция арестовала Рашота Камалова, видного имама и открытого критика правительства, якобы, призывавшего соплеменников вступать в ряды джихадистов в Сирии. Между тем, как считают правозащитники, эти обвинения были сфабрикованы.

Политические аналитики в Таджикистане, где недавно почти два десятка человек были приговорены к тюремному заключению по обвинению в экстремизме, на сроки от 9,5 до 17,5 лет, считают, что эти действия могут вызвать у населения реакцию, противоположную ожидаемой властями.

В то же время в правящих кругах страны, уровень бедности в которой составляет 32%, по мнению Худоберди Холикназара – директора Центра Стратегических Исследований при президенте Таджикистана, начинает созревать понимание того, что надо безотлагательно находить иные формы и методы борьбы с распространением исламистского радикализма.

"Похоже, на пресс-конференции Фарруха Шарифова были продемонстрированы первые реальные попытки властей пойти на контакт с "возвращенцами" из ИГИЛ и при их активном участии договориться о некоем паритете между светской властью Таджикистана и местными духовными лидерами ", - предполагает Эдвард Лемон, исследователь из Университета Эксетер, отслеживающий таджикских боевиков на Ближнем Востоке.

Поделиться:

Новости партнеров