Прямой эфир Новости спорта

Ледниковый период по–нашему

Получат ли наконец высший балл от Тарасовой Анна Семенович и Алексей Макаров? Когда наконец вылетит из проекта грациозная, но «несгибаемая» балерина Анастасия Волочкова? Научится ли кататься Галустян, как Плющенко? В последнее время это обсуждали все подряд: и в домашнем кругу, и во время праздничных застолий, и за рабочими местами. Что ни говори, но интерес к…
Получат ли наконец высший балл от Тарасовой Анна Семенович и Алексей Макаров? Когда наконец вылетит из проекта грациозная, но «несгибаемая» балерина Анастасия Волочкова? Научится ли кататься Галустян, как Плющенко? В последнее время это обсуждали все подряд: и в домашнем кругу, и во время праздничных застолий, и за рабочими местами.

Что ни говори, но интерес к танцам на льду благодаря раскрученным проектам российских каналов на пике. Возможно, это ностальгия по советскому времени, когда к телевизорам по вечерам «прилипали» всей семьей, чтобы посмотреть соревнования по фигурному катанию. А, может, новый виток в этом, что ни говори, красивом и необычном виде спорта?

Однако в Казахстане реализовать своё желание приобщиться к искусству танцев на льду возможно далеко не везде. В Актобе, например, ни подобающего катка для занятий этим видом спорта, ни опытных тренеров сейчас нет. А ведь каких-то пару десятков лет назад фигурное катание в этом провинциальном городке не просто существовало абы как, а по-настоящему процветало.

Тогда в Актобе приезжали знаменитые фигуристы, проводились международные соревнования, а каждый ребёнок мечтал «рисовать» на льду собственными коньками. И такая возможность у детей была: специализированный каток, сильнейшие мастера, поддержка власть имущих. Не случайно один из выходцев актюбинской школы фигурного катания сейчас вхож в круг знакомств Татьяны Тарасовой. Но теперь зимние виды спорта в городе в полном загоне.

В Актобе приезжали звёзды

Местный Дворец спорта «Коныс» был центром культурно-спортивной жизни не только города. В нём проводились даже ведомственные чемпионаты Советского Союза и международные соревнования. Не говоря уже о таких республиканских конкурсах, как «Золотая шайба». Так что в провинциальный городок приезжали многие знаменитые фигуристы, в том числе знаменитый тренер СССР Станислав Жук, тренировавший Роднину и Зайцева. Он привозил сюда таких звёзд, как Водорезова и другие чемпионы.

– Вообще фигурное катание в городе начиналось не с Дворца спорта, а с хоккейной коробки «Актюбрентгена». Она до сих пор ещё жива. Начинали это дело Владлен Новиков со своей супругой. Потом приехал знаменитый казахстанский фигурист, мастер спорта Александр Солодовщиков. Были открыты первые группы для занятий фигурным катанием. А после приезда супружеской пары Лобых у нас фигурное катание вообще на подъём пошло. Не случайно в сборную республики Казахстан входили 60% актюбинских фигуристов. Помимо этого мы родоначальники шорт-трека в республике (скоростной бег на коньках. – Авт.). В олимпийских играх это наиболее медалеёмкий вид спорта,- вспоминает заслуженный тренер республики по лыжам, председатель совета физкультурно-спортивного общества профсоюзов Актюбинской области Владимир Кореньков.

По словам спортсмена, в Актюбинске был очень сильный тренерский состав по фигурному катанию. Тренеры постоянно поддерживали связь со Станиславом Жуком и пользовались его консультациями. Часто выезжали к нему и тренировались вместе с крупнейшими звёздами Советского Союза.

В Москве и сейчас знают наших

О том, насколько была сильна актюбинская школа фигурного катания, можно судить хотя бы потому, что выходцы из Актобе смогли найти себя и реализоваться как профессионалы. Один из них, Виктор Гейер, сейчас живёт и работает в Подмосковье, в городе Клин. Он вместе со своими учениками часто ездит на соревнования в Москву, в которых участвуют такие звёзды, как Татьяна Тарасова и Илья Авербух. Наиболее перспективных учеников Виктора оставляют в Москве.

Сам Виктор, который родился и вырос в Актобе, попал в фигурное катание случайно. Он водил в группу, где преподавали Александр Солодовщиков и его супруга, своего младшего брата. Тогда и проснулась непреодолимая тяга к танцам на льду.

– В нашей школе, которую мой супруг открыл в 1978 году, было около 300 человек. Обычно для занятий брали детей с 6-7 лет. Во время одного из наборов привели маленького мальчика по имени Алексей. А водил его на занятия, так как родители работали, брат Витя. В то время он учился где-то в 9 классе. «Можно я тоже покатаюсь»,- стал просить парнишка. Но так как это всё-таки школа, муж не разрешил. Тогда он стал упрашивать меня, и я разрешила. Думаю, пусть лучше занимается, чем где-то по подъездам шататься. А он такой напористый был. И со временем у него стало неплохо получаться,- рассказывает хореограф по фигурному катанию Рита Солодовщикова.

Окончив школу, Виктор всерьёз решил связать свою жизнь со спортом, а именно с фигурным катанием. После неудачной попытки поступить в местный пединститут на физкультурное отделение он поехал в Алма-Ату.

– Мы тогда с семьёй на море собирались, и он у меня спрашивает: «А во сколько это обойдётся на одного человека?». Я назвала примерную сумму. Он мне говорит: «Дай мне эти деньги, я лучше поеду в Алма-Ату поступать». И мы уехали на море, а он поступил на отделение фигурного катания в алма-атинский вуз, – рассказывает мать Виктор Галина Девяткова.

Когда «нагрянула» перестройка со своей разрухой, Виктор, который к тому времени тренировал актюбинских деток, уехал с семьёй в Оренбург, а уже оттуда в Москву.

Настал ледниковый период

Фигурное катание в Актобе умерло вместе с катком во Дворце «Коныс». С началом перестроечной неразберихи вышла из строя холодильная установка: трубы, которых было 42 километра, загнили, и вскоре сам хладоцентр, вырабатывающий искусственный лёд, вместе с ними просто выкинули.

Найти средства на восстановление системы оказалось непосильной задачей. Сам Дворец попал в частные руки, но и новый владелец, хоть и сам спортсмен, видимо, тоже посчитал, что тратиться на каток ни к чему.

– Всё это можно восстановить. Сейчас хладоцентры небольшие: они и охлаждают, и отапливают одновременно. По современным меркам это не так уж дорого. Если сейчас искусственные снежные трассы по несколько десятков километров делают, то что говорить о каком-то катке? Просто нужно, чтобы государство повернулось лицом к этой проблеме. А желающих заниматься было бы хоть отбавляй, – считает Кареньков.

Кстати, два года назад Александр Солодовщиков, который сейчас работает в Уральске, пытался возродить фигурное катание в Актобе. «Когда его пригласили в Уральск, он обивал пороги и госучреждений, и частных предприятий в поисках спонсоров. Но ничего не добился. Ему сказали: «Хотите уезжать, уезжайте»»,- сетует Рита Солодовщикова.

Понятно, почему ныне от былого величия ничего не осталось. Да и в целом ситуация с фигурным катанием в Казахстане, несмотря на то, что во многих областных центрах открываются ледовые дворцы, оставляет желать лучшего. «В основном реализуются коммерческие проекты, которые не предназначены для занятий серьёзным фигурным катанием», – справедливо обижаются спортсмены.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров