Прямой эфир Новости спорта

Клёвое место

Сельчане Жаркентского района всем миром собирали червей, чтобы выкормить осетрят рыбопитомника ТОО «Ирада-Балык». А вот форель здесь потчуют только импортными кормами. Об этом корреспондентам «Мегаполиса» рассказали работники прудового хозяйства. Ну и, конечно, показали своих питомцев.

Сельчане Жаркентского района всем миром собирали червей, чтобы выкормить осетрят рыбопитомника ТОО «Ирада-Балык». А вот форель здесь потчуют только импортными кормами. Об этом корреспондентам «Мегаполиса» рассказали работники прудового хозяйства. Ну и, конечно, показали своих питомцев.

Мужские и женские особи рыб плавали в специальных ваннах. В темноте трудно было определить их количество, но свет в этом помещении не принято включать. Как объяснили рыбоводы, в момент зачатия икры должна быть интимная обстановка.

– Они здесь нерестятся?

– Нет. Сами они не мечут икру. Мы их сдаиваем, – пояснил администратор ТОО «Ирада-Балык» Пархат Башуров.

– Как? Рыб тоже доят?

– Ну да. Придерживают полотенцем живот и надавливают. Сначала сдаивают самцов, потом самок. Икру и молоки перемешивают прямо в тазу, а затем оставляют созревать на 60 дней при температуре 6 градусов. Если температура будет чуть выше, то полноценная личинка не получится. Она будет недоношенная.

– Откуда же взялись эти дойные рыбки?

– Сначала мы купили уже оплодотворённую икру в Дании. Для перевозки уложили её рядками в пенопластовые ящики с дырочками: три ряда икры, а четвёртый ряд – лёд. По всем нормам время транспортировки должно быть не более 1,5 суток. За это время нужно было успеть привезти икру самолётом, оформить документы, потом доставить сюда.

– Тогда очень важно было не опоздать, – продолжила рассказ директор ТОО «Ирада-Балык» Суриям Изимова. – Самолет ещё был в воздухе, а ребята уже готовили документы на растаможку. К тому времени лотки уже были промарганцованы и обработаны. В общем, с этими «туристами» пришлось повозиться. Но в этом году мы получили свою икру и даже своих доморощенных мальков…

По словам директора, рыбки, зачатые в Дании, оказались очень капризными.

– Мы пробовали покупать корм у одной казахстанской фирмы по 150 тенге за кило. Так они его не едят, – пожаловалась Суриям. – Пришлось везти яство для рыб из Дании. А оно дороже отечественного. Например, для осетров мы недавно купили 5 тонн кормов по 500 тенге за килограмм. Корма для рыбок-малышей, или стартовые – самые дорогие: 1 килограмм стоит более 7 евро.

– И много они съедают?

– Корм и рыба идут один к одному. Если в месяц уходит 10 тонн корма, то и весить рыба должна 10 тонн…

Мы вышли из рыбьего «инкубатора» на улицу и сразу заметили жирного и сочного червяка, ползущего по территории рыбопитомника.

– Вот и местный корм! – воскликнула я и аккуратно взяла червяка двумя пальцами.

– Самое настоящее блюдо для осетров, – заметил администратор Пархат. – Тут каменистая почва, и, когда идут дожди, черви выползают наружу. В это время их можно собирать, как грибы. Как-то мы дали в посёлке объявление: «Принимаем червей. Литровая банка от 300 до 500 тенге». И что вы думаете? Местные ребятишки целыми днями по горам червей собирали. Видимо, деньги на мороженое зарабатывали. Бывали дни, когда сельчане нам по 15 кило червей приносили. Можно сказать, осетров мы и подняли этими червями. Те маленькие пятиграммовые рыбёшки теперь достигают 80 см.

– А от чего зависела стоимость червей? За жирных давали 500 тенге, за худых – 300?

– Нет. Если у нас их скапливалось слишком много, то мы снижали цену…

Червяк извивался, как мог, предчувствуя неладное. Но, как оказалось, завтрак, обед и ужин у рыбок строго по расписанию. Поэтому беспозвоночного торжественно посадили в банку, где он и остался дожидаться своей участи. А мы продолжили обход рыбопитомника. На территории предприятия мы насчитали восемь водоёмов. Прудик для мальков в прошлом году побил сель. С тех пор полуразрушенное строение лишь напоминает о разгуле природной стихии. В остальных же водоёмах беззаботно плавает рыба: большая и маленькая. Напрягая зрение, мы пытались разглядеть в прудах тёмные пятна – места скопления подводных обитателей. Но помутневшая после дождя вода портила панораму.

– Почему вы решили заняться разведением рыб? – спросила я у Суриям.

– Мой супруг – любитель рыбы. Вот мы и подумали о прудовом хозяйстве. Нашли информацию в Интернете, почитали книги, в итоге остановились на форели. Но эта рыбка любит чистую воду и прохладу. Пригласили специалиста из Усть-Каменогорска, он посмотрел все реки в Жаркентском районе и предложил нам сделать пруды на Тушканке (летом там температура воды не более 20 градусов). Построили пруды, завезли икру, и дело пошло. Сейчас переходим к производству осетровых пород. А эксперт из Восточного Казахстана теперь работает у нас постоянно…

– Доходный бизнес?

– До 2011 года выращивать рыбу было нерентабельно. Сейчас мы получили от государства субсидии на икру и на корм в 28 млн тенге. Надеемся, что в этом году доходы у нас выровняются с расходами.

– А как же ущерб, который вам нанёс сель?

– Убытки огромные. Нужно строить селезащитные объекты, по этому поводу мы неоднократно обращались в районный акимат. Наше предприятие даже предлагало самостоятельно построить селезащиту, а расходы вычесть из оплаты за водопотребление. Если какое-то время мы не будем отчислять деньги в бюджет за пользование водой, то проблемы со стройкой решатся. Но власти пока думают над нашим предложением.

– Форель и осётр – достаточно дорогие виды рыб. Есть ли спрос на вашу продукцию?

– Я бы не сказала, что форель дорогая. В этом году килограмм баранины стоит 1400 тенге, а килограмм форели – 1450 тенге. Но мы планируем заняться разведением карповых, чтобы наша рыба была доступной для всех слоёв населения…

ТОО «Ирада-Балык» в этом году поставило на рынок больше 10 тонн рыбы. Но в первую очередь  рыбоводы сдают свою продукцию в кафе и рестораны. Свой собственный ресторан у ирадовцев тоже есть: двухэтажный, с летней площадкой и бассейнами, где плавает янтарная и радужная форель. Тут тебе и еда, и красота. Стоит указать пальцем на любую понравившуюся рыбку, и местный повар её приготовит. Только с оснащением и оформлением ресторана предприниматели немного переборщили. Люстры, цветы, балконы – всё это не свойственно здешним общепитам, поэтому местные жители приходят сюда, как в музей. В дамских и мужских комнатах, где автоматически включаются свет и вода, сельчане упорно ищут выключатели и краны. И, надо сказать, не всем жителям села нравятся такие новшества. Для ярых противников прогресса предпринимателям пришлось построить уличные клозеты.

Ирадовцы кормят соотечественников не только рыбой, но и мясом. В КХ «Ирада» занимаются разведением овец, а в этом году фермеры планируют закупить племенных коров мясного направления. Что касается осетров, то они ещё слишком молоды, чтобы их есть. Как сказал администратор рыбопитомника, половозрелыми они становятся только через пять лет. Будем ждать. И надеяться, что в Жаркентском районе не переведутся дождевые черви.

P.S. Репортаж подготовлен в целях продвижения реализации программы создания продовольственного пояса вокруг южной столицы Казахстана.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров