Прямой эфир Новости спорта

Этот полезный, полезный Бишкек

Николай Халабузарь
Николай Халабузарь
Поездка в Бишкек – как визит в прошлое. Лучшее в котором – цены: на продукты, на жилье, на машины, на детали… Конечно, ни один алматинец не согласится на среднюю бишкекскую зарплату. Но ведь и не нужно соглашаться!

Поездка в Бишкек – как визит в прошлое. Лучшее в котором – цены: на продукты, на жилье, на машины, на детали… Конечно, ни один алматинец не согласится на среднюю бишкекскую зарплату. Но ведь и не нужно соглашаться!

Целый ряд факторов (таможенные ставки и пошлины, налоговая политика, арендные ставки на землю и недвижимость) привёл к парадоксу: в двух сотнях километров от Алматы цены на всё почти в два раза ниже. А то и больше чем в два раза. Чем и надо пользоваться.

Вопрос «зачем Казахстану такие таможенные ставки и налоги?» оставим в стороне. Наша задача – не ждать милостей от государства, а взять лучшее из Бишкека и привезти его сюда. Нельзя купить машину в Кыргызстане? Зато можно починить старую. Тем более что дорога в прошлое, трасса Алматы – Бишкек, по казахстанским меркам просто замечательная. Даже при соблюдении скоростного режима домчаться можно за 3 часа.

ГАИ

– Смотри, какие у вас в Казахстане штрафы высокие! – гаишник Кыргызстана ткнул пальцем в казахстанские ПДД. Повод тыкать я дал сам – в эйфории от быстрого прохода казахстанско-кыргызской границы не заметил знак STOP буквально в 100 метрах от пограничного шлагбаума. Гаишник, нахмурившись, вынес суровый вердикт:

– Буду оформлять…

Разговор продолжился в конструктивном русле, но по казахстанским меркам, которые кыргызские гаишники хорошо знают.

К такой ситуации я был готов. Легенды о бишкекских гаишниках гласят: завидев алматинский номер, те мгновенно принимают охотничью стойку и пользуются минимальными различиями в правилах и требованиям к автомобилям.

Изучив их уловки по свидетельствам из Интернета, первым делом в бишкекском автомагазине купил пару блокираторов для колёс за 220 сомов – вроде бы это самая распространённая придирка. Но так ни разу их и не достал. После инцидента на границе с гаишниками я больше не общался, хотя встречал их на дороге раз пять. Я не нарушал. Они не махали палочками. На том и разъезжались. Блокираторы кому-нибудь продать?..

Поиск СТО и деталей

– Будьте любезны, купите вот эти запчасти, – я ушам своим не поверил при этих словах. Конечно, при желании найти автомеханика, выражающегося литературным языком, можно и в Алматы. Но в Бишкеке мне с ними особо везло.

Мой первоначальный план ремонта был прост. Вычислив по интернет-форумам хорошие СТО Бишкека, сделать там акт технического осмотра и сравнить его с заранее подготовленным алматинским. Поплутав по разбитым бишкекским улицам полчаса, нашёл своё заветное СТО. Присмотрелся к мастерам, загнал машину на яму и сравнил их литературный вердикт с заключениями алматинских экспертов.

Претензии мастеров совпали процентов на 75. А цены за работу и особенно за детали отличались настолько, что разница с лихвой покрывала все расходы на эту поездку. Ремонт ходовки и двигателя в Алматы мне насчитали на 120 000 тенге – а в Бишкеке за 100 000 я ещё и сделал работы по мотору и купил зимнюю резину.

Сравнение цен

Оговорка: представленные ниже цифры – НЕ анализ рынка и не средние цены. Это лишь отдельные цены по отдельным позициям ремонта, полученные мной в разных магазинах. Естественно, можно найти и дешевле и дороже – я попытался дать лишь общее представление о том, как отличаются цены Алматы и Бишкека.

Работа

Бишкек

Алматы

Замена коренного сальника

5000 сомов (16 500 тенге)

28 000 тг

Замена сайлентблоков передних рычагов

1000 сомов (3300 тенге)

5000 тг

Замена шаровой

700 сомов (2200 тенге)

3000 тг

Куда пойти

Авторынок «Кудайберген»

Найти СТО в Бишкеке можно и без Интернета. Не берусь описать все рыбные места, но: много станций видел на проспекте Жибек Жолу, в изобилии на автомобильном рынке «Кудайберген» и точечно – по всему городу. Сам ремонтировался как раз в такой «точке» на Ахунбаева.

Естественно, качество ремонта везде разное. Мастера из центра города говорят, что на СТО вокруг рынка «Кудайберген» проще добить машину, чем починить. На рынке им платят взаимностью: «Какое-какое СТО? Ещё и в центре? Никогда не слышал, чтобы там машины хорошо делали…» Тут каждый волен выбирать что хочет – в принципе, по мастеру и его манере изъяснятся можно понять, как он относится к работе. Лично меня СТО авторынка только отпугнули.

С закупкой запчастей проблем не было. Есть авторынок «Кудайберген», есть и автомагазины по городу, причём мастера СТО утверждают, что цены там практически такие же, как и на авторынке. Возможно, что и нет – но даже магазинные цены радовали мой привыкший к алматинским ставкам кошелёк. Правда, при посещении авторазбора восторгов поубавилось. Завидев алматинский номер машины, продавцы начинали ломить алматинские цены. Но больше нигде таких нюансов не возникало.

Подсказка байкеров

– Это тебе к дядь-Сергею надо, он по «Ниссанам» специалист в городе, – с таким ценным советом байкер в проклёпанной коже выбрался из-под моей машины. Там он пытался понять, есть у моей Cefiro проблемы с сальниками или нет.

Встреча оказалась случайной и, пожалуй, самой полезной за всё время пребывания в Бишкеке. Вечером зашёл в местный рок-клуб «Цеппелин», где с десяток парней в кожаных куртках решали свои вопросы. Разговорились – дошли и до моих проблем с машиной. «Железная стая» дружно двинулась на улицу глядеть мотор «Ниссана». Самым ценным после 15 минут консультации оказался адрес «дядь-Сергея». Байкеры кивали: дядь-Сергей – мастер, которому никакое СТО не нужно. Умелец работает на дому вместе с сыном, и к нему стоит очередь «ниссановодов».

Маэстро Сергей, и внешне, и голосом, и манерой говорить напоминающий комика Илью Олейникова, сделал диагноз по сальникам, заменил датчики масла, ремень генератора, откорректировал мелочи по движку и шокировал: за полуторачасовую работу взял 300 сомов – 1500 тенге. На будущее посоветовал своих коллег, которые так же специализируются на Nissan’ах. В общем, не вернуться невозможно.

Фактически это была финальная стадия моего ремонта в Бишкеке. С обновлённой ходовкой, поправленным мотором и зимней резиной в багажнике я двинул домой.

Таможня-шай-пай

Самой страшной преградой на пути назад казалась таможня, всеми описываемая как страшное прожорливое чудище хлеще Сциллы с Харибдой.

– Купишь там новые шины – назад не провезёшь! – стращали алматинские знатоки.

Провёз. Хотя это и был повод пообщаться с таможенниками. Завидев шины, ребята в форме дружно насели:

– Товар?!

В ответ сунул выписанное продавцом шин извещение – клочок бумаги, подтверждающий факт покупки. Насевшие погрустнели, но продолжили:

– А печать базара где?!

Тут я замялся – печати на извещении не было. Кто-то тихо дал подсказку:

– Таможня-шай-пай оставь…

100 сомов выпорхнули из кошелька и…

Здравствуй, Казахстан! Казалось, асфальт трассы Бишкек – Алматы за прошедшие три дня отполировали дополнительно, чтобы машина шла мягче и быстрее. Всё-таки лучшая дорога – это дорога домой.

P. S. Ночь, день, ночь

Вопрос проживания дикого туриста в Бишкеке решается легко – с помощью газеты с объявлениями.

Оптимальный вариант – снять квартиру, цены на которые колеблются от 500 до 1500 сомов (в зависимости от района и обстановки квартиры). Но делать это желательно с утра – к вечеру «суточные» квартиры разбирают. Я вот с этим опоздал – и пошёл в ближайшую гостиницу, где за номер с душем отдал 800 сомов. На следующую ночь за номер побольше – 1200 сомов. В общем, без крыши над головой в Бишкеке остаться трудно.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров