Статистика Covid-19
в Казахстане:
Заразились:
173 842
Выздоровели:
157 597
Умерли:
2 457 (22.01.2021)
Коронавирусная
пневмония:
Заразились:
47 211
Выздоровели:
34 981
Умерли:
549 (22.01.2021)

Запрет на владение счетами и хранение денег в иностранных банках не коснётся жён и детей госслужащих

Депутаты считают, что вопрос запрета для родственников чиновников следует рассмотреть в будущем, а для начала внедрить его только для самих госслужащих.

Депутаты сената рассмотрели в двух чтениях и приняли проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам усиления защиты прав граждан в уголовном процессе и противодействия коррупции".

Документ предусматривает введение запрета на открытие и владение счетами (вкладами), а также хранение наличных денег и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Казахстана. Этот запрет распространяется на людей, занимающих ответственные государственные должности и уполномоченных на выполнение государственных функций, за исключением депутатов маслихатов.

На пленарном заседании сенатор Нуржан Нурсипатов спросил, коснутся ли эти требования супругов должностных лиц и их несовершеннолетних детей.

"Если нет, не пострадает ли от этого эффективность принимаемого закона? Распространяется ли указанная норма на субъекты квазигоссектора, если нет, то почему такая избирательность? К сведению коллег, в соседней России аналогичный запрет введён в 2013 году и распространяется, как на госкорпорации и компании, так и на супругов должностных лиц и их несовершеннолетних детей", – сказал депутат.

Докладчик по вопросу депутат Андрей Лукин пояснил, что введение нового антикоррупционного ограничения по владению счетами в иностранных банках распространяется лишь на госслужащих, депутатов парламента и судей.

"Это очень правильно, что на данном этапе принято решение для введения ограничений только для части субъектов коррупции. Вводимый институт в законодательстве нашей страны новый, поэтому его необходимо использовать, получить соответствующий опыт и дальше уже решать вопрос о расширении его применения. Такой подход и поэтапное введение в действие законопроекта уже есть в действующем законодательстве, поэтому каких-либо коллизий, ущемлений оно иметь не будет", – ответил он.

Андрей Лукин привёл в пример запрет на занятие предпринимательской деятельностью, который не распространяется на субъекты в квазигосударственном секторе.

"Соответственно, ни о какой избирательности здесь уже речи не идёт. И, кроме того, полагаем, что при внесении изменений и дополнений в действующее законодательство не должно быть копирования законодательства других стран, к тому, что вы отметили опыт России. Казахстан идёт собственным путём. Мы применяем и изучаем зарубежный опыт, но создаём собственную модель с учётом особенностей национального законодательства", – сказал сенатор.

Законопроект также предусматривает:

  • исключение возможности условно-досрочного освобождения лиц, совершивших коррупционные преступления;
  • квалифицирующие признаки за совершение коррупционного преступления сотрудниками правоохранительных органов и лицами, занимающими ответственные государственные должности в правоохранительных органах;
  • наделение прокурора правом согласования четырёх процессуальных действий, затрагивающих ключевые решения по уголовным делам (постановления о признании подозреваемым, о квалификации деяния подозреваемого, об изменении или дополнении квалификации деяния подозреваемого и о прерывании сроков расследования);
  • уполномочить прокурора правом утверждения трёх окончательных процессуальных решений следователя (постановления о применении приказного производства и прекращении досудебного расследования, протокола об уголовном проступке);

Кроме того, законопроект предполагает расширение основания для обжалования и пересмотра постановлений следственного судьи.

Во втором чтении в законопроект внесли поправки редакционного, уточняющего характера для исключения правовых пробелов в законодательных актах.